Методическая рекомендация:Повышение эмоциональности беговых упражнений.
Повышение эмоциональности беговых упражнений
Не секрет, что многие школьники неохотно выполняют задания в длительном беге, они кажутся детям монотонными, а потому и трудными. Надо искать возможности оживлять занятия, в частности используя элементы игр и соревнований.
При подготовке к сдаче норм комплексе ГТО по кроссу важно научить детей пробегать всю дистанцию в относительно равномерном темпе. Подавляющее большинство учащихся переоценивают свои силы и со старта выбегают с намного завышенной скоростью. Через 100—200 м скорость резко падает, а затем снова постепенно наращивается. На финише же мальчики обычно делают заключительный рывок, а большинство девочек, наоборот, снижают скорость бега. Все это неблагоприятно сказывается на результатах. Вырабатывает умение сохранять постоянную скорость такое упражнение. Дети вместе с учителем, который становится во главе колонны, пробегают один-два раза какой-либо отрезок, например 200 м. Затем класс разделяется на группы по 4—6 человек. В каждой назначается ведущий. Группам даются задания пробегать отрезки за опреденное время в темпе, заданном учителем. Группы начинают бег по сигналу учителя. Когда одна группа бежит, другие отдыхают. Время ведущего отмечается по секундомеру. Точность выполнения задания оценивается из рассчета плюс-минус одна секунда отклонения — один штрафной балл, две секунды отклонения — два балла и т. д. Выигрывает группа, получившая в сумме нескольких попыток наименьшее число штрафных баллов. В последующем расстояние увеличивается, но оценка остается прежней (за секунду един штрафной балл).
На кроссовых дистанциях 500 и 1000 м и дистанциях марш-броска на 2000 и 6000 м участники выбегают с общего старта и стараются не отставать друг от друга, а то и перегнать бегущего рядом или впереди. Часто это требует рывка, а у неподготовленного он может сбить дыхание. Хорошо готовят к переменному бегу упражнения, выполняемые в игровой форме. Ученики распределяются парами (примерно одинаковой подготовленности). Один становится лидером, другой лидируемым. Лидер должен медленно бежать у бровки, следя, чтобы сзади бегущий его не обогнал. Как только тот захочет выйти вперед, лидер делает рывок. Потом скова переходит на медленный бег. Лидируемый бежит на расстоянии одного-двух шагов от лидера, чуть справа. Его задача: выбрать подходящий момент и быстрым рывком занять спереди бровку. За каждый обгон он получает очко. Если в течение круга (обычно 200 м) это ему не удается, очко получает лидер. После каждого круга (или двух) бегущие меняются ролями.
Класс делится на группы по 4—5 человек. После старта все бегут медленно, равняясь на ведущего (назначается учителем). За 30—40 м до определенных отметок, например флажков, которые расставляются на дистанции, по сигналу ведущего «Марш!» делают рывки. Задача каждого: не оказаться последним (на промежуточном финише), ибо получишь штрафное очко. Так бегут подряд несколько кругов. Ведущий подсчитывает очки и определяет победителя.
Вариант: выигрывает набравший больше очков. Они начисляются следующим образом: первый пересекший линию промежуточного финиша получает 5 очков, второй — 3 очка, третий — 1 очко. На последнем финише число очков удваивается.