Конспект урока по Всеобщей истории на тему: Реформация в Европе(7 класс)


Тема урока: Реформация в Европе
Тип урока: Комбинированный
Дата урока:
Образовательные ресурсы:
Дмитриева О.В.Всеобщая история. История Нового времени. Конец ХV – ХVII.М., 2009- 320 с.
Диск к учебнику
Рабочая тетрадь к учебнику
План урока:
Наследники святого Петра
Пути к спасению
Германия накануне Реформации
Мартин Лютер против папы Римского
Чем спасается человек
Как приблизить царство Божие
Статьи, написанные потом кровью
Война и имперская реформа
Рождение протестантизма
Аугсбурский мир
Цель урока: изучая причины Реформации, её особенности в разных странах, учащиеся приходят к пониманию причин раскола Европы на два враждебных лагеря: католический и протестантский, как проявлению разложения традиционного общества.
Задачи урока:
образовательные: учащиеся выясняют основные причины, формулируют цели участников Реформации и Крестьянской войны в Германии.
Знакомятся с основными понятиями: Реформация, протестант, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера и Т. Мюнцера.
Определяют итоги Реформации в Германии по Аугсбургскому религиозному миру.
развивающие: учащиеся продолжают формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивают умение работать с текстом учебника и исторического источника, выделять главное и сворачивать информацию в виде сравнительной таблицы.
Учатся разрешать проблемную ситуацию.
воспитательные: учащиеся развивают коммуникативные навыки, работая в группе. Опираясь на морально-нравственные и духовные ценности христианской культуры, формируют толерантное отношение к людям другого вероисповедания.
 
Формы и методы обучения:
Методы: объяснительно - иллюстративныйФормы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные термины и понятия: реформация, реформа, протестантизм, протестант, индульгенция
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке УУД
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Приветствие учителя, подготовка к уроку. Проверка домашнего задания РТ
Задание 1 стр.32
Задание 2 стр.32
Задание 3 стр.33
Задание 4 стр.33-34 Демонстрируют знания по пройденному материалу. Фронтальная РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
КУД: Диалог учителя и ученика
ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
Обмениваются полученной информацией
ЛУД: Рассуждение учеников
Актуализация знаний
1.Какое значение церковь играла в жизни человека?
2.Вспомните, что такое индульгенция?
3.Назовите источники богатства Церкви?
4.Что такое «Реформа»?
5. Внимательно прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызывали чувство протеста у большинства европейцев.
Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:
Ручьи сокровищ в Рим бегут, Здесь вечный находя приют. Но на дыру без дна похож, Безбожный Рим не полон всё ж.
Ручьи грехов сюда стекают,И здесь их людям отпускают…Кто нравы Рима узнаёт.Охладевает к вере тот.
Немецкий городской поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:
Есть у попов про всех товар. Лишь покупай - и млад и стар! Известно, каждый поп и инок Дом Божий превращают в рынок: Дают реликвии доход, А главное – в церквах идёт Продажа индульгенций бойко, Вот что и есть овечья дойка! Толпа церковников жадна. Привыкнув грабить издавна, Живя бессовестным обманом, Церковник ловко лжет мирянам: За мощи выдав зуб быка, Он им притронется слегка.К болящему - и дань сберёт…Страдает от попов народ,Не перечесть его невзгод:Зимой и летом гнёт он спину,Чтоб отдавать им десятину.Коль не заплатишь – проклянут.Изгонят, свечи вслед швырнут,Другим чтоб было не повадно,Трудиться разве не досадноКрестьянину по целым дням,Чтобы поповским холуямСидеть в трактирах было можно,Курить и пьянствовать безбожно?
Ответы учащихся
Фронтальная КУД: Совместная деятельность 
ЛУД: Рассуждение учеников
ПУД: Обмениваются полученной информацией
РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока
Изучение нового материала
1.Наследники Святого Петра
1.В XVI веке происходит крупнейшее явление во всемирной истории и связано с появлением новых христианских вероучений. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией.
Реформация – движение за переустройство церкви.
2.Назовите причины недовольства католической церковью?
3.Какие категории населения были недовольны католической церковью?
4. Реформацию часто называют религиозной революцией.
Революция – крутой переворот, перелом в жизни людей.
2.Путь к спасению
1.Работа с п.2 на стр.89-90
-какой путь спасения души провозгласила католическая церковь?
-что грозило человеку за ослушание?
-какую роль играла индульгенция в спасение души?
-к какому выводу стали приходить верующие?
3.Германия накануне Реформации
1.Работа с атласом и контурной картой
-на какие государства делилась Германия?
2.Кто стоял во главе Германии?
3.Какой политический процесс был в Германии?
4.Работа с тексом на стр.91
-чем были недовольны жители Германии по отношению к католической церкви?
4. Мартин Лютер против папы Римского
1. Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, что бы спастись от нищеты. И в первые годы своей учебы в Эрфуртском университете он Папу боготворил. Он стал самым ученым богословом Германии.
2.В 1517г – Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против торговли индульгенциями.
Индульгенция – папская грамота на отпущение грехов
3.Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. В эти годы Германия входила в Священную Римскую империю, императором которой был Карл V. Он властвовал над Испанией, Нидерландами, германскими землями, Неаполем, Сицилией, колониями Нового Света. Про империю Карла V говорили, что это империя где никогда не заходит солнце. Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер обращаясь к собранию сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь.» Во время его выступления, по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина ждет такая же судьба как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Пока он жил в замке, началось ниспровержение католицизма – Реформация началась. По дорогам Германии ходили бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только Папы, но и князей. Этого Лютер не мог поддержать и призвал князей установить над церковью свою власть.
5.Чем спасается человек?
Работа с текстом учебника на стр.92-93
-назовите основные идеи Мартина Лютера?
6.Как приблизить царство Божие
1.Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.
2.Основные идеи Томаса Мюнцера: тетрадь)- Поддержка взглядов Мартина Лютера
- Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами
- Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны
3.Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной.
4.Главные причины Крестьянской войны:
- Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов.
- Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен – все шло в город в обмен на звонкую монету.
- Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен – деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам.
7.Статьи, написанные кровью и потом
Работа с документом на стр. 101-102
8.Война и имперская реформа
Сообщение по теме: «Война и имперская реформа»
9.Рождение протестантизма
В 1529г. Карл V запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестант – сторонники реформации церкви.
10. Аугсбурский мир
1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…».
Слушают учителя
Записывают термин
Ответы учащихся
1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.
2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину
3. Продажа духовных должностей и получение взяток
4. Продажа индульгенций
5. Вмешательство духовенства в дела князей.
6. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе
7. Недовольство увеличением церковных владений.
8. Огромные поборы церкви с крестьян.
Ответы учащихся
князья, феодалы, горожане, крестьяне
Слушают учителя
Записывают термин
Работа с текстом учебника
Ответы учащихся
Работа с атласом и контурной картой
Ответы учащихся
Ответы учащихся
раздробленность
Работа с текстом учебника
Ответы учащихся
Слушают учителя
Записывают дату
Записывают термин
Слушают учителя
Работа с текстом учебника
Ответы учащихся
- Осуждение продажи индульгенции
- Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.
- Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.
- Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.
- Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.
- Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.
Слушают учителя
Записывают в тетрадь
Слушают учителя
Работа с атласом и контурной картой
Слушают учителя
Работа с документом
Сообщение учащегося
Слушают учителя
Записывают термин
Слушают учителя
Индивидуальная
Работа в парах
Групповая РУД: Формулируют вывод;
Обобщают и формулирую понятия
КУД: совместная деятельность
ПУД: Работают с текстом учебника
Узнают интересные факты о том как Древний человек
Обмениваются полученной информацией
Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
Исследовательские действия (поиск информации)
ЛУД: Рассуждение учеников
Первичное осмысление и закрепление
Исторический диктант
1.Церковный суд назывался…
2.Грамота об отпущении грехов называлась…
3.Движение за переустройство церкви в Новое время называлось …
4.Кто выступил против индульгенций в 1517 году?
5.Название его документа?
6.Учение, которое состояло из трёх главных положений, впоследствии легло в основу нового религиозного течения, стали называть…
7.Стороников Реформации стали называть …
8.Назовите годы Крестьянской войны в Германии…
9.Чем закончилось Крестьянская война в Германии?
10.Протестанских проповедников, которые находились на государственной службе стали называть…
Ответы:
1.Инквизицией. 2.Индульгенцией. 3. Реформация. 4.Мартин Лютер. 5. 95 тезисов . 6.Лютеранство. 7.Протестанты. 8.1524 – 1525.9.Поражением. 10.Пасторы
Ответы учащихся Индивидуальная
Работа в парах
Групповая ЛУД: Рассуждение учеников
РУД: Выявление причинно-следственных связей;
Формулируют ответ, применяя полученные знания.
Итоги урока.
Рефлексия
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Рефлексия
Оценивают работу на уроке всего класса ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса
Домашнее задание
П.10, 11 , пересказ
Записывают домашнее задание в дневник