Методическая разработка урока Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.


Тема: Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.
Специальность: 19.02.10 (Технология продукции общественного питания)
Учебная дисциплина: История
Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке. Тема 6.3. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров культуры эпохи Возрождения.
Обучающий компонент: уяснить через знакомство с искусством Возрождения всю грандиозность, сложность и противоречивость эпохи, выяснить значение реформ и контрреформ.
Развивающий компонент: умение анализировать культуру Возрождения, значение контрреформ.
Воспитательный компонент: Воспитывать культуру общения; прививать интерес к традициям других народов, развить уважение к искусству Возрождения и осмыслить могущество человека.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.
Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, поисковые, групповые.
Формы работы: беседа, учебный диалог, анализ информации, составление таблицы, работа с текстом учебника, составление беседа, логические рассуждения, работа с терминами, составление синквейна.
Ресурсное обеспечение учебного занятия:
Артемов В.В, Лубченков В.В. История часть 1 (для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей). - М.:ИЦ «Академия», 2014. -304 с.
Технические средства: компьютер, мультимидийная установка, презентация «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».
Раздаточный материал: карточки, учебники, раздаточный материал.
Прогнозируемый результат:
По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и общие компетенции(ОК):
ЛР 4.Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
ЛР 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
МР4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.
ПР 3.Сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.
ПР 5. Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
План
1. Высокое Возрождение.
2. Великие гуманисты.
3. «Титаны Возрождения».
4. Причины Реформации.
5. Выступление Мартина Лютера.
6. Крестьянская война в Германии.
7. Жан Кальвин и его учение.
8. Контрреформация. Религиозные войны.
Ход учебного занятия
Организационный момент
- приветствие
-проверка готовности к учебному занятию
-целеполагание

Повторение изученного материала.
Преподаватель предлагает обучающимся повторить пройденный материал в виде фронтального опроса, а некоторые работают по карточкам. Приложение 1
Какие изобретения были внедрены в производство в начале Нового времени? Как они повлияли на развитие производства?
Расскажите о развитии новой военной техники.
Что такое революция цен? Как она повлияла на развитие стран Западной Европы?
Какие изменения произошли в западноевропейском обществе в XVI –XVII вв?. Сравните это общество со средневековым обществом Западной Европы.
Изучение нового материала.
Актуализация субъектного опыта обучающихся.
Преподаватель организует работу обучающихся с терминами в рамках изучаемой темы, используя прием «Ассоциативный ряд»
?!Как вы думаете, что такое Возрождение?
?!Какие ассоциации у вас возникают с понятием «реформация»?
1. Высокое Возрождение.
Преподаватель предлагает начать работу с вопроса.
Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи. Приложение 2.
Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.
1. Рыцари А. Овцы
2. Духовенство Б. Быки
3. Крестьяне В. Собаки.
!? Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека?( в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)
!? Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)
Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному наследию. Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие
Сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.
Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как
наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности
2. Великие гуманисты.
Обучающиеся по ходу объяснения заполняют таблицу.
Деятели Основные творения
Выдающимся гуманистом раннего Нового времени явился Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения. Лучшее произведение Эразма Роттердамского -острая философско-политическая сатира «Похвала глупости», которая звучит актуально и в наши дни. К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития гуманистической мысли, ее
надежды, победы и поражения. Еще одним величайшим писателем гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств. Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра-автор бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет в мире иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства. Однако мечты Дон Кихота разбиваются о действительность. Томас Мор, английский мыслитель -гуманист, создал трак
тат об идеальном государстве «Утопия». На острове Утопия (в переводе -место, которого нет) автор «поселил» счастливых людей, отказавшихся от собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. В частности, утопийцы могут свободно выбрать ремесло или другое занятие, но все обязаны работать. Согласно учению английского философа Джона Локка, человек является общественным существом. Локк говорит о «естественном состоянии» человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Локк заложил основу идеи разделения гражданского
общества и государства.
3. «Титаны Возрождения».
Обучающиеся продолжают заполнять таблицу следуя по презентации и объяснению преподавателя.
Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры -ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы. Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией. Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме -главного собора католического мира. Живописец и архитектор Рафаэль Санти
прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская, Мадонна». Испанский художник греческого происхождения Доминико Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической
характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые среда ства выразительности, отвечающие требованиям
гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой. Известный нидерландский живописец этой эпохи
-Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости. Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, автор многих портретов, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.
Причины Реформации.
В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского - преобразование).
Реформация - это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.
В условиях перемен учение католической церкви перестало удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т. д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремление к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в продаже индульгенций: за деньги каждый мог купить себе «отпущение грехов». Многие правители были недовольны претензиями пап на верховную власть. Они с вожделением смотрели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.
Выступление Мартина Лютера.
Опережающее задание подготовить информацию о личности Мартина Лютера.
Определения и ключевые моменты записываются в тетрадь.
Начало Реформации связано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провозгласил, что Церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Соответственно богослужение должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на немецкий язык.
Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.
B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых - протестантизм.
Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.
Крестьянская война в Германии.
Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер. Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.
Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.
В 1гг. в ряде районов Германии вспыхнули восстания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, поэтому эти события называются Крестьянской войной. Программа восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.
В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен. Конспекты в тетради.
Жан Кальвин и его учения.
Обучающиеся самостоятельно работают с учебником стр. 213. Выписывают главные идеи учения.
Центром Реформации являлась также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказательством его богоизбранности.
Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал также к бережливости и скромности в быту.
Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей - старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил распространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции.
Контрреформация.
Чтобы бороться против Реформации, католическая церковь начала с 40-х гг. XVI в. проводить свои реформы. После этого она развернула наступление против Реформации. Эту политику называют контрреформацией.
Мощным орудием контрреформации стал орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой. Главными направлениями деятельности иезуитов были воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы», иной раз сами расправлялись с «отступниками».
В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ересями - инквизиционный трибунал. Инквизиторы составили индекс (список) запрещенных книг, которые подлежали уничтожению, а их авторы - наказанию.
Религиозные войны.
В XVI в. в Германии и Франции бушевали гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований (их условно называют княжествами); перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило независимость княжеств от императора.
Императоры Священной римской империи из династии Габсбургов при поддержке католических княжеств начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась по существу поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрекся от престола. Перед этим в 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных.
Во второй половине XVI в. Европа окончательно разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны - Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).
Во Франции во второй половине XVI в. разгорелись жестокие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального от французского короля государства на юге страны) Антуан де Бурбон (позже его сын Генрих Наваррский) и адмирал Гаспар де Колиньи. Католиков возглавляли могущественные герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало во многом знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому среди гугенотов было немало знатных людей. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества.
В августе 1572 г. противники сумели договориться между собой. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить богослужение, им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Для закрепления мирного договора 18 августа был заключен брак между Генрихом Наваррским (будущим королем Генрихом IV) и сестрой короля Франции Карла IX Валуа Маргаритой. В Париж на свадьбу съехалось большое число гугенотов. Однако Гизы и мать Карла Екатерина Медичи готовили расправу над ними.
23 августа 1572 г., в ночь накануне Дня святого Варфоломея началось их избиение, погибли более 3 тыс. человек. Генрих Наваррский остался жив, согласившись перейти в католичество, адмирал Колиньи был убит.
После Варфоломеевской ночи война вспыхнула с новой силой. Гугеноты фактически создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди с обеих сторон. В 1589 г. был убит и король Франции Генрих III, брат умершего Карла IX. С его смертью пресеклась мужская линия династии Валуа. Королем Франции был провозглашен Генрих IV Бурбон. В 1593 г. он принял католичество (при этом были произнесены знаменитые слова «Париж стоит мессы»). В 1594 г. он вступил в столицу.
В 1598 г. Генрих IV провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли ряд крепостей, вооруженные силы, могли занимать государственные должности.
Закрепление:
Преподаватель предлагает обучающимся закрепить полученные знания в виде устного опроса, при ответе на которые обучающиеся должны дать аргументированный ответ.
1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Возрождения?
2.Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения.
3.Имена каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?
4. Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?
5.  Расскажите о Крестьянской войне в Германии.
6.  Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?
7.  Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?
8.  Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызывать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.
V. Домашнее задание.
Написать эссе на тему: «Реформация и контрреформация»
VI. Подведение итогов.
Подведение итогов на основе составления синквейна (мини-стихотворения).
Значение географических открытий
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол.
Предложение
Вывод.
-оценивание учебных способов деятельности обучающихся.
-выставление оценок.
VII. Рефлексия. Используется методический прием «Незаконченное6 предложение»:
Что было на уроке самым полезным для меня было… …
Что было на уроке самым интересным для меня было…

Приложение 1.
Карточка №1
Что такое мануфактура?
Назовите первое огнестрельное оружие.
Назовите отличие каравеллы от галеров.
Причины революции цен.
Что такое буржуазия?
Карточка №2
Что означает рассеянная мануфактура?
Перечислите изобретения в области техники.
Что такое мортиры?
Что такое акционерное общество?
Что означает капиталистическое предприятие?
Приложение 2
Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.
1. Рыцари
2. Духовенство
3. Крестьяне
А. Овцы
Б. Быки
В. Собаки.