Конспект урока по истории Культура Западной Европы в ранее Средневековье (6 класс)
Конспект урока истории в 6 классе
Подготовила Османова Леся Петровна
Тема: Культура Западной Европы в ранее Средневековье.Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об особенностях развития Англии и Франции; сформировать общие представления о культуре Западной Европы; развить умения и навыки в нахождении, систематизации информации, а также соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы; воспитывать культуру общения, умения выслушивать мнения других и выступать с сообщениями.
Задачи:
1. Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в 11-15 вв, как частью культуры всей Европы;
2. Продолжить формирования универсальных учебных действий – самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события;
3.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса;
4. Развитие интереса к истории Средних веков;
5. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Методы: словесные, наглядные, поиск информации, систематизация информации.
Тип урока: защита презентаций.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку, наличие у них тетрадей и учебников.
Объявление темы, формулировка цели урока.
II. Изучение нового материала.
Слово учителя: Я предлагаю вам окунуться в эпоху Средневековья, и изучить ее с разных сторон. На прошлом уроке вы разделились на группы, каждая из которых изучала свой вопрос. Сегодня мы поделимся между собой полученными знаниями.
Беседа. В ходе занятия попробуем понять и ответить на вопрос : в чем заключается очарование Средневековья? А для этого ответим в ходе нашей работы на вопросы:
- Каковы истоки средневековой культуры?
- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье ?- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?
- Что дошло к нам из Средневековья?
- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?
Мы сегодня будем говорить о культуре, а как вы думаете, что вкладывается в понятие «культура»?
(Культура - это достижения людей в различных областях человеческой жизни)
Хорошо, а что относиться к культуре? (жанры культуры: Литература, живопись, музыка, архитектура, театр, кино)В эпоху Раннего Средневековья все самое необходимое для своей жизни, человек изготавливал сам. Он строил себе жилище, возводил замки и крепости, многие из которых стоят и поныне, делал оружие и доспехи для воинов, изготовлял орудия труда. Все это является ценнейшим источником наших знаний об этом периоде истории человечества, о ее культуре.
Все что было перечислено, ученые относят к какому виду исторических источников (материальные исторические источники).
По мере развития городов, торговли, в ходе военных предприятий, завоеваний новых территорий люди стали чаще покидать родные насиженные места. На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников, веселых школяров, монахов, паломников, актеров, воинов. человек не просто покидал насиженные места, он покорял мир. Во времена Крестовых походов европейцы убедились, что мир широк и разнообразен, у них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Появляются люди, которые не только путешествуют, но и описывают земли в которых они побывали.
Выступления учащихся с проектами
Путешественники.
Марко Поло – венецианский купец, путешественник, почти 25 лет он провел в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, написал книгу о народах Азии, об их обычаях. Марко Поло, как и другие путешественники привозили с собой трактаты греческих и арабских ученых, на основе новых данных развивались такие науки как: география, астрономия, математика, медицина. Круг знаний европейцев расширяется и обогащается.
Образование.
«Занятия в университетах велись на латинском языке и люди из разных стран могли учится в любом университете. Студенты объединялись в землячества, а преподаватели – объединения по предметам – факультеты.
Обычно в университетах было 3 факультета: богословский, юридический и медицинский.
Со временем расцветает новая религиозная философия - схоластика, которая стремилась познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
Схоласты Ансельм Кентерберийский, а затем Фома Аквинский – логически доказали существование Бога.
Одним из самых известных философов – схоластов XIIв. Был француз Пьер Абеляр, он с детства проявлял способности к науки. Уже с 13 лет стал странствующим школяром. Он говорил: «Нужно понимать, что бы верить. Его главный противник в спорах был Бернард Клервойский, который говорил обратное: «Нужно верить, а не рассуждать».
« Фома Аквинский - Ангельский доктор
Фома Аквинский – сын графа, монах доминиканского ордена. Самая знаменитая его книга «Сумма богословия» в своей книге создал картину всей Христианской Вселенной.»«Роджер Бэкон – Удивительный доктор.
Роджер Бэкон – англичанин, современник Фомы Аквинского занимался алхимией, астрологией. Проводил опыты с магнитной стрелкой и увеличительными стрелками.»Литература.
Слово учителя: Образование способствовало развитию литературы
Выступления учащихся: Рыцарская поэзия.
Во Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские поэты – певцы назывались – трубадурами, это были люди образованные. Был создан образ рыцаря – идеального защитника женщин и детей, сирых и убогих. В поэзии трубадуров воспевалось служение прекрасной даме, Мадонне:
И мира нет – и нет нигде врагов;
Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю,
В пыли влачусь – и в небесах витаю;
У нее в плену неволи я не знаю.
Петрарка. «На жизнь Луары»
Появляются поэты – певцы и в других странах, в Италии, Испании, Германии их называли труверы или миннезингерами.
Слово учителя: В это же время возникают рыцарские романы и повести. Особенно широко отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история о Тристане и Изольде.
Выступления учеников:
Городская литература.
В XIIв. Начинает расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах, басни на бытовые темы. Их героями были ловкие, хитрые горожане, бюргеры или веселые и находчивые крестьяне. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке, прославляли любовь, высмеивали лицемерие. Больше всех прославился своими стихами вагант – Франсуа Вийон, музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.
Данте Алигьери.
Самым знаменитым поэтом Средневековья считают Данте Алигьери, который написал произведение в стихах, которое назвал «Комедией», потомки же дали иное название «Божественная комедия».
В своей книге он описывает путешествие в загробный мир: ад для грешников, рай для проповедников и чистилище.
Слово учителя:
В эту удивительную эпоху, все отрасли культуры развивались, не осталась в стороне от преобразований и архитектура. Именно в Средневековье распространяются два удивительных стиля архитектуры.
Романтизм и готика.
Работа в рабочих тетрадях, заполнение сравнительной таблицы.
Выступление учащихся:
Архитектура. Романтизм и готика Средневековья.
Романский храм- это массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичными украшениями. Везде полукруглые арки. Храмы больше напоминали замки. В плане романский храм имеет форму креста, в центре – башня, завершавшаяся пирамидой.
Готические храмы отличались легким и высоким стрельчатым сводом (потолком), который опирался изнутри на пучки узких, высоких колонн, а с наружи на массивные опорные столбы, и соединительные арки. Они богато украшались живописью, резьбой, барельефами.
Изобретения и открытия.
Слово учителя.
Новый образ мысли, стремление к изменению условий жизни заставляли людей подвергать сомнению устоявшиеся истины и придумывать новые. Поэтому к XVв. В развитии техники появились новшества.
Выступления учащихся:
Открытие водяного двигателя и другие открытия.
Например, сила падающей сверху на колесо воды заставляло сильнее двигаться верхнебойное колесо, которое могло в свою очередь приводить в движение тяжелый молот при ковке металла.
Такой водяной двигатель использовали для откачки воды из шахт. Кроме этого, водяное колесо соединяло с большими мехами, вдувавших воздух в доменную печь, где плавили железную руду и получали чугун. Если чугун переплавляли, получали железо и сталь, а это давало возможность для изготовления новых механизмов и различных станков – токарных, шлифовальных.
Много чугуна и стали нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.
Развивалось кораблестроение, у моряков появились компас и астралябия – это приборы для определения места, где находится корабль.
А в XVв. Появился быстрый легкий парусник – каравелла, подвижный и вместительный. Он имел 3 мачты с парусами: косыми и прямыми и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном ветре. На каравеллах отправлялись в далекие путешествия.
Развитие книгопечатания.
Слово учителя:
Развивались государства, города, науки и мореплавание. Возрастал объем знаний, и нужда в образованных людях, в расширении обучения, в книгах и конечно же в учебниках.
Выступления учащихся:
Сначала книги были рукописными и очень дорогими. Переписывали книги монахи и именно в монастырях были самые богатые библиотеки. Затем, после изобретения бумаги, для размножения текста, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами.
А в середине XVв. Немец, Иоган Гутенберг изобрел книгопечатание. Он стал отливать из металла отдельные литеры, из них составлял строки и страницы набора, с которых делал оттиск на бумагу. Он изобрел печатный станок.
В 1456году Гутенберг выпустил первую печатную книгу – Библию.
Изобретение книгопечатания – одно из самых величайших открытий в истории человечества.
III Итог урока.
- Каковы истоки средневековой культуры? (Это древнегреческие источники, заметки путешественников, труды греческих, римских и арабских ученых.)
- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье?
( в раннее Средневековье человек мало путешествовал, редко бывал за пределами своего поселения, и поэтому мало знал о мире. Считал, что Солнце всходит и заходит по велению Бога и т.д.)- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?
( Да, изменился. Люди начали путешествовать, узнавать мир, они даже доказывали существование Бога, начали изучать человека, явления природы и т.д.)- Что дошло к нам из Средневековья? (стихи Петрарки, Алигьери, соборы и замки, и многое другое)
- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?
Вывод: Успехи в распространении информации позволили человеку сделать в позднее Средневековье очередной важный шаг – шаг к Новому времени, к открытию новых горизонтов.
IV. Домашнее задание.