Конспект урока по теме Культура Западной Европы в Средневековье
Урок по истории Средних веков в 7 классе № 22
Тема урока: « Культура Западной Европы в Средневековье».
Дата проведения урока: 12.02.2014
Тип урока: комбинированный урок (урок усвоения новых знаний и умений + интерактивный урок).
Цели урока:
- раскрыть роль христианства в развитии литературы, искусства и просвещения, познакомить детей с достижениями средневековой культуры ;
- развивать умение анализировать, сопоставлять события, выделять главное;
- воспитывать уважительное отношения к достижениям средневековой культуры.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для заполнения таблицы, карточки для подведения итогов урока, карточка ТАЙМКИПЕРА.
Ход урока.
1. Организационный момент ( до 2х минуты)
«Метод ТРУД»
Т-тетрадь
Р-ручка
У-учебник
Д-дневник.
Обратить внимание на разложенные перед учениками карточки!
2. Сообщение темы и целей урока, ожидаемые результаты урока (2 минута)
3. Актуализация опорных знаний метод «Свободный микрофон» (до 5ти минут)
- что такое Средние Века?
- что мы называем культурой?
- что такое искусство, какие виды искусства вам известны и с чем они связаны?
- проанализируйте и вспомните, какие общие тенденции развития всех стран Западной Европы в Средние века?
4. Мотивация учебной деятельности (до 3х минут) (геометрические фигуры для изучения истории)
Давайте представим государство в виде квадрата, из каких элементов будет состоять данный квадрат?
Духовная сфера
Управление Социальная (политика) структура
Экономика
Если убрать хоть одну из составляющих государства, сможет ли оно существовать?
Вот так и без духовной жизни, т.е. культуры не смогло бы существовать ни одно государство, как и без экономики, политики и социальной структуры.
5. Изучение нового материала
Перед изучением нового материала класс разбивается на 3 группы
1.Докладчики (каждый доклад до 3х минут)2. Эксперты ( те кто выделяют главное)
3.Рецензенты (делаю выводы к каждой теме доклада)
Выбирается Таймкипер (следит за временем докладов, по истечению 2х минут поднимает карточку, после 3й говорит СТОП, докладчик может закончить мысль, но не продолжать свой доклад)
Объясняется принцип работы с карточками! ( до 3х минут)
№ п.п
Отрасль
Характеристика отрасли
Основные достижения
1.
Религия
Создание прочной системы управления государством
2
1) в империи огромное влияние имели римские традиции;
2) чиновники пользовались латынью
3) знатные франки подражали античным аристократам и патрициям
4) советниками Карла были люди, знающие римскую культуру
---
3
Схоластика
-Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков
-Фома Аквинский создал своеобразную энциклопедию католического богословия «Сумма теологии»
4
представляет собой специфический феномен средневековой культуры нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональная логика и мифология. Алхимический рецепт это форма познания природы, связанная с особенностями средневекового мышления
5
Литература
- развитие рыцарской поэзии,
- создание героических эпосов,
- «Песнь о Нибелунгах»,
- «Песнь о Роланде»
6
Каролингское возраждение
Особенности « Каролингского Возрождения»
1) в империи огромное влияние имели римские традиции;
2) чиновники пользовались латынью
3) знатные франки подражали античным аристократам и патрициям
4) советниками Карла были люди, знающие римскую культуру
Слова учителя: ( 3 минуты)
1.Представления средневекового человека о мире.
- В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской местности Это было связано с несколькими причинами:
1) связи между селениями были редкими
2) дальние путешествия были опасными и трудными
3) из-за плохой дороги передвижения были медленными.
4) Но дипломаты и правители, купцы, воины и миссионеры ездили по всей Западной Европе и составляли сведения о том времени.
Учение Пифагора о том, что Земля – шар, не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
( Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне шара, должны ходить « головой вниз», а деревья – расти « вверх корнями».
Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху, там располагается гора, на которой находится рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
Как на ваш взгляд в Средние века люди объясняли смену времён года, природные явления?
2.ДОКЛАД «Роль религии в жизни Средневекового общества» (3 минуты)
1 минута для работы экспертов, что они выделили для записи в таблицу
1 минута для рецензентов, подведение итогов.
3.Слово учителя «Каролингское возрождение» ( 3 минуты)
Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах .
Особенности « Каролингского Возрождения» ( записать)
1) в империи огромное влияние имели римские традиции;
2) чиновники пользовались латынью
3) знатные франки подражали античным аристократам и патрициям
4) советниками Карла были люди, знающие римскую культуру
Карл Великий приглашает к своему двору образованнейших людей из других стран. Англосаксонскому учёному монаху Алкуину поручает организовать обучение.
При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов. Император знал языки покорённых народов, хорошо понимал латинский язык. ПО словам его биографа, Карл держал под подушкой навощённую дощечку, чтобы в свободное время приучить руку к писанию, но писать так и не смог научиться.
Карл строил во многих городах каменные дворцы и церкви. Сохранилась лишь
здание Ахенской капеллы. А все остальные уже разрушены. Но Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.
Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы.
В чём же были особенности данных школ?
1. Дети учились вместе с юношами
2. Деление по возрасту не было.
3. Обучение шло на латинском языке, языке образованных людей. На нём читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.
4. Доклад на тему «СХОЛАСТИКА» ( 3 минуты)Эксперты 1 минута
Рецензенты 1 минута
5.Доклад «Алхимия» (3 минуты)
Эксперты 1 минута
Рецензенты 1 минута
6. Доклад «Песнь о Роланде» (3 минуты)7. Доклад «Песнь о Нибелунгах» ( 3 минуты)
Эксперты 1 минута
Рецензенты 1 минута
6. Закрепление нового материала.
Игра « Крестики – нолики» ( Х – верно, О – неверно)
1 Х
2 О
3 Х
4 Х
5 Х
6 О
7 Х
8 О
9 Х
1 Схола
·стика – происходит от слова СХОЛОС «школа»?
2. Религия не играла особой роли в жизни средневекового человека
3. Песнь о Нибелунгах это достижение крупнейшим памятником немецкого героического эпоса.
4. При дворе императора Священной Римской империи была создана «Дворцовая академия»
5. В университетах изучали богословие
6. Культура – это уровень знаний, полученный человеком во время жизни
7. В семь свободных искусств в ходила астрономия
8. Эпоха Средневековья началась в 8м веке нашей эры
9. До наших дней сохранились достижения Средневековой культуры
7. Подведение итогов урока (РЕФЛЕКСИЯ)
А) Крестики –нолики (от 0 до 4,5 баллов)
Б) Моя подготовка к уроку (от 1 до 3 баллов)
В) Активность и работа на уроке ( от 1 до 4 баллов)
Общее количество баллов 11,5
8. Домашнее задание: подготовится к уроку обобщения § 4-7, закончить таблицу по культуре
13PAGE 15
13PAGE 14115
15