Урок по окружающему миру Отечественная война 1812 года


Тема урока: Отечественная война 1812 года.
Цель урока:
сформировать представление о первой Отечественной войне 1812 года: тяжелые сражения армии с французскими войсками, партизанское движение, значение Бородинской битвы и отвода войск от Москвы, заслуга фельдмаршала М.И.Кутузова; развивать интеллектуальные умения, практические умения: работа с картой, тестами, развивать положительные качества личности ребенка, расширять словарный запас учащихся, расширять социальный опыт, обучать элементам творческой деятельности;
воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины, за русский народ, который перед лицом грозной опасности находит силы дать должный отпор, бережное отношение к историческим памятникам.
Вид урока: урок изучения нового материала на проблемной основе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Я желаю вам сегодня добра!
Вы желаете мне сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!
Мы начинаем урок окружающего мира.
2. Постановка темы и целей урока.
Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Люди становятся сильнее духом, когда узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.
Давайте хором прочитаем строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова о таком событии:
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (О войне).
Тема нашего урока – Отечественная война 1812 года.
Чем мы будем заниматься на уроке, что узнаем?
Цель нашего урока: познакомиться с основными событиями Отечественной войны 1812 года, с героическими сражениями русской армии.
Запишем в тетрадях тему нашего урока – «Отечественная война 1812 года».
Когда кто-то задумывает что-то грандиозное, то говорят: «У тебя прямо наполеоновские планы». Почему так говорят?
3. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и стал императором. Франция вела завоевательные войны. В начале 19 века Наполеон сумел захватить почти всю Европу.
Откройте учебники с.106, посмотрите на карту: желтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон.
«Теперь пойду на Москву – хвастливо говорил Наполеон. Я покорю Россию в два сражения. Император будет на коленях просить, чтобы я помирился с ним».
Кто был императором в России в начале 19 века?
Попробуем разобраться, почему Наполеон так стремился завоевать Россию? Вспомните, когда вы были совсем маленькими, вас учили рисовать человечка, приговаривая: «Точка, точка, запятая…». Давайте нарисуем человечка в тетради. Кто помнит это стихотворение?
Точка, точка, запятая,
Минус, рожица кривая,
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
Вот этот человечек поможет нам запомнить планы французского командования. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу С.Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».
Какая орфограмма есть в этих словах?
Итак, Наполеон направил свои войска в сердце России – в Москву.
Летом 1812 года громадная армия Наполеона перешла границу России. Так началось тяжелое испытание для нашей страны – Отечественная война 1812 года.
Для Франции эта война была завоевательной, а для России –Отечественной? Почему?
В каком веке произошло это историческое событие?
Какой год шёл 19 века?
Запись на доске:
-----------------------------------------------
12год 19 века.
-----------------------------------------------
Между какими государствами происходила война?
Какова была цель войны для Франции? Для России?
Наполеоновская армия совершила нашествие на Россию с целью завоевать ее.
Россия стала защищаться и изгнала наполеоновскую армию.
Запись на доске:
-----------------------------------------------
12год 19 века.
ФранцияРоссия
НашествиеИзгнание
-----------------------------------------------
Как вы понимаете значение слов:
нашествие – вторжение неприятеля в страну;
изгнание – выдворение из страны, насильственное удаление.
Работа с картой.
Ребята, посмотрите на карту. Какая эта карта – историческая или географическая?
(Карта, условные обозначения).
Вывод.
Работа с учебником с.106, 2-й абзац.
Чтение учащимися.
Вывод, работа по карте.
Кто принял командование русскими войсками.
Когда французы вторглись в Россию, русская армия располагалась в двух местах. Первой армией командовал военный министр, генерал Михаил Богданович Барклай де Толли. Второй армией руководил Петр Иванович Багратион.
У Наполеона было в два раза больше войск, чем у русских. Нашей армии пришлось отступать. Запишем название города, в котором состоялось большое сражение.
-----------------------------------------------
12год 19 века.
Франция Россия Смоленск
НашествиеИзгнание
на Россию. из России.
НаполеонКутузов
-----------------------------------------------
Рассказ о Кутузове.
Работа с карточками.
1. Какие способности проявлял Кутузов, учась в Кадетском корпусе?
2. Чем занимался Кутузов после окончания кадетского корпуса?
3. Что понял Кутузов на военной службе? Как Суворов говорил о Кутузове?
Михаил Илларионович Кутузов родился в 1745 году в Петербурге. Учился в Кадетском корпусе. Будущий полководец отлично учился, любил математику, тактику, литературу, военную историю, изучал иностранные языки. Особые способности проявил в инженерном деле и артиллерии.
После окончания Кадетского корпуса Кутузов получил офицерский чин и стал командиром роты в Астраханском полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Тяжела была солдатская служба, но Суворов любил говорить: «Тяжело в ученье – легко в бою».
Кутузов видел, что Суворов бережет солдат. А в те времена во всех армиях солдат жестоко наказывали за всякую ошибку. Кутузов понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь ценил и берег русских солдат. Суворов говорил о Кутузове: «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет».
Вывод.
Кутузов понимал, что с каждым шагом вглубь России силы французов будут слабеть, а силы русских возрастать. Поэтому Кутузов продолжал отступление, пока недалеко от Можайска не была найдена удобная позиция для сражения.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Бородинское сражение.
Чтение текста учебника с.106 3-й абзац.
Вывод.
Какое значение имело для России Бородинское сражение?
Десятки тысяч русских воинов полегли на Бородинском поле.
Много памятников искусства и литературы посвящено этому кровавому бою. Но лучше всего написал об этом сражении М.Ю.Лермонтов:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
А вот что писал впоследствии сам Наполеон: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские отстояли право быть непобедимыми». Запишем название этого великого сражения.
-----------------------------------------------
12год 19 века.
Франция Россия Смоленск
НашествиеИзгнание Бородино
на Россию. из России.
НаполеонКутузов
5. Физкультминутка.
Походная.
Мы выходим рано – рано.
Шире шаг, Шире шаг
Барабанят барабаны,
Шире шаг, Шире шаг
Только тот готов в дорогу,
Кто шагать умеет в ногу,
Кто равненья держит строго,
Над страною солнце светит
И летит вдогонку ветер
Ты не жди в пути привала,
Ты дойди к нему сначала.
Шире шаг, Шире шаг!
Дыхательная гимнастика.
6. Изучение и первичное закрепление нового материала. Контроль знаний.
Наполеон увидел, что не так-то легко победить русских. Но все-таки одобрял своих солдат:
«Пойдем в Москву, - говорил он, - там мы и отдохнем на удобных квартирах, оправимся от холода и голода.
Работа с учебником с. 107.
Рисунок с.107.
Текст с. 107. Наполеон подошел к Москве. Что же происходило дальше? Чтобы узнать, давайте познакомимся с текстом учебника.
Вывод. Принято решение – оставить Москву. Что же думали об этом жители столицы?
Из записок очевидцев.
Ученые обнаружили в архивах письма, написанные москвичами накануне вступления Наполеона. Прочитаем отрывки из этих писем. Что волновало горожан?
1. … Если Москва погибнет, всё пропало! Бонапарт знает, что в России огромное значение имеет древний город Москва…
2. … Спокойствие покинуло наш родной город. Мы живем со дня на день, не зная, что нас ждёт впереди …
Что волновало горожан?
3. … Французов везде ожидает штык или пика, они и с артиллерией не отваживаются на решительную битву. Нет! Их храбрость кончилась, мы на них наступаем…
Во что верили москвичи? Был ли сломлен их дух?
Пожар Москвы.
Партизанские движения.
Учебник с.108, 1-2 абзац.
Вывод. Что ждало французов в Москве? Как встретил французов русский народ?
Голод мучил французов в Москве. Наступили зимние холода. Французы умирали от голода и от холода.
Да и все жители вооружились против французов: и дряхлые старики, дети, женщины. Одна простая женщина Василиса, набрала с собой женщин и детей и пошла на французов. Храбро сражалось Василисино войско! Они убили и взяли в плен множество французов. Так кто же такие партизаны?
Отступление Наполеона.
Учебник с.108, 3 абзац.
На реке Березине сам Наполеон, бросив погибающую в русских снегах армию, вернулся с позором во Францию.
Запись на доске:
Как закончилась война для России? Запишем победное слово рядом со словом Россия? Какое это слово?
А для французов как все закончилось? Рисуем слезы рядом со словом Франция.
-----------------------------------------------
12год 19 века.
Франция(Слезы)Россия (Ура!)Смоленск
НашествиеИзгнание Бородино
на Россию. из России.
НаполеонКутузов
-----------------------------------------------
Итог войны.
Учебник с.108, последний абзац.
Мы по праву можем гордиться тем, что именно российский народ смог в 1812 году победить огромную армию Наполеона.
Именно со времен Отечественной войны пошла по всему миру слава о русских партизанах и казаках, о несгибаемости, стойкости и свободолюбии всего нашего народа.
Храм Христа Спасителя.
В день Рождества Христова Россия праздновала свое освобождение от армии Наполеона. «Господь не оставил нас и спас от врагов!» - говорили русские, и в память своего избавления построили в Москве храм Христа Спасителя, на стенах которого золотыми буквами записаны имена героев Отечественной войны.
Тест:
Ребята, на партах у вас лежат тесты, которые помогут вам закрепить знания об этих великих людях и вспомнить о заслугах двух великих командиров, с которыми вы познакомились на прошлом уроке. Кто это?
1. Сколько лет служил Суворов?
а) 50 лет.
б) 30 лет.
2. В каком звании закончил службу Суворов?
а) Капитан.
б) Генералиссимус.
3.Где одерживал победы Ф.Ф.Ушаков?
а) На суше.
б) На море.
4. Чьи это слова: «Теперь пойду на Москву. Я покорю Россию в два сражения. Император будет на коленях просить, чтобы я помирился с ним».
а) Наполеон.
б) Гитлер.
5. Где произошло одно из крупнейших событий войны 1812 года?
а) у села Бородина.
в) в Киеве.
6. Кто был главнокомандующим в Отечественной войне 1812 года?
а) М.И.Кутузов.
б) А.В.Суворов.
7. Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы открыли для себя на уроке?
Как бы вы теперь могли ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока. Когда так говорят: «У тебя прямо наполеоновские планы»?
8. Оценка знаний.
Молодцы, вы хорошо работали на уроке. А как вы считаете, кто работал на пятерку? А кто заслужил четверку?
9. Домашнее задание.
Учебник с.105 – 109 читать, отвечать на вопросы. По желанию написать реферат об одном из героев Отечественной войны 1812 года.