Формирование регулятивных УУД на уроках географии
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
И.Г. Золотарева, учитель географии
МАНОУ «Гимназия №2»
г. Мариинска Кемеровской области
География – единственный школьный предмет, охватывающий всю систему «человек- природа- хозяйственная деятельность». Цель его- формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
Специфика предметной деятельности отражается в конкретных видах учебных действий. Согласно формулировке, данной в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым, понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Для каждого учебного предмета ведущим является определенный вид деятельности. Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, а регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения учебного материала учащимися. Так, при формировании общеучебных и специальных умений и навыков учителями выделяются основные этапы деятельности: ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения; отработка введенных умений по образцу; тренировка в применении умения, перенос умения в новую учебную ситуацию.
Таблица 1
Развитие регулятивных УУД в курсе географии 5-9 класса
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-оценивать работу одноклассников.
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
-оценивать работу одноклассников.
-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
-организовывать свою познавательную деятельность- определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствиис ее целями, задачами, условиями;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-составлять рецензии, аннотации.
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствиис ее целями, задачами, условиями;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-составлять рецензии, аннотации;
-определять проблему и способы ее решения.
Грамотное использование методического аппарата учебника, рабочих тетрадей для самостоятельной деятельности позволяют учителю качественно подойти к формированию самоанализа, самооценки, планированию собственной деятельности учащимся. Школьники целенаправленно обучаются:
ставить учебные задачи, вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения заданий; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; владеть различными способами самоконтроля. На основе проектирования результатов образовательного процесса, учителя географии в рабочих программах продумывают отбор содержания учебного материала с учетом требований Стандарта, методы, приемы и средства его отработки, этапы формирования ключевых компетентностей и предметных компетенции. Обучение строится в деятельностной форме, т.е. способы познания конкретизированы до уровня учебных действий, в которых четко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока, выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений, в каждой теме прописаны рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания:
1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
География 7 класс. Тема: «Северная Америка»
2. Задания на упорядочивание и группировку
- Сгруппируйте географические объекты по смыслу:
Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис
География 9 класс. Тема: «Центральная Россия»
3. Задание “Найди ошибки в тексте”.
В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный,Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железнуюруду, каменный уголь, торф.
Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.
География 7 класс Тема: «Южная Америка»
4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»
Южную Америку можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад. Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….горы.
…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в……………… океан.
Амазонка …………. в течение всего года.
На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..
Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..
Самая высокая вершина Анд - ……………
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.
В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.
В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи
В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России.
Тема «Источники географической информации»
1.Составьте рассказ под условным названием «Мое маленькое путешествие» с использованием условных топографических знаков. Название путешествия можете изменить, выбрав свое. (Познавательные, учебно – информационные)
2. Назовите приборы, которые необходимы для работы по топографической карте. Напишите, что вы о них знаете? При затруднении воспользуйтесь необходимыми средствами информации, указав, какие именно использовали.
(Познавательные, учебно – информационные)
3.Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.
Вид географических карт атласа Что изображено Масштаб
1. Физическая карта полушарий 2.Физическая карта России 3. Политическая карта мира 4. … 5. … (Познавательные, учебно – логические)
4.В одном из своих произведений В. В.Набоков пишет: «В кабинете…нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Балтийское море показалось ему похожим на коленопреклоненную женщину. Италия – на ботфорт, Цейлон – на каплю воды».
Найдите на карте:
- Скандинавский полуостров,
- полуостров Камчатка
- материк Африка
- озеро Байкал.
Какие образы у вас складываются? Ответы запишите напротив каждого географического объекта.
(Познавательные, учебно – логические)
Земная кора и литосфера
5. 7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37-ми километровый разрыв земной поверхности.
Составьте вопросы к тексту, найдите ответы на них в тексте и перескажите текст соседу по парте.
Работа с картой
1. Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения.
2. *Подпишите на карте названия стран и их столиц.
3. Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части.
4. Определите, на территории каких гор, расположены страны.
5. *Определите по тектонической карте, где еще возможны землетрясения, на территории каких стран?
(Познавательные, учебно – логические)
Работа с Интернет, географическими словарями
1. *Найдите в дополнительных источниках, что такое шкала Рихтера, амплитуда землетрясения?
2. *Каково максимальное значение амплитуды землетрясения по шкале Рихтера?
3. Что такое очаг землетрясения?
4. Что такое эпицентр землетрясения?
5. *Что такое сейсмические районы?
(Познавательные, учебно – информационные)
Задания
1. Нарисуйте иллюстрацию к тексту.
2. Напишите памятку для людей, живущих в районах, где возможны землетрясения.
3. Напишите мини-эссе по тексту.
4. Составьте вопросы к тесту для одноклассников.
5. Нарисуй схему землетрясения.
(Регулятивные, учебно – организационные)
6. Многие деревни и села в России имеют название «Горки». Как вы думаете, они действительно были на горе? Свой ответ («за» и «против») письменно обоснуйте.
(Познавательные, учебно – логические)
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
7. В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с диким гусями» рассказывается о глупом тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу - пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу: он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
- Вот теперь, пожалуй, хватит, - сказал тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну!
Тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Так этот глупый тролль и замёрз».
Как вы думаете, почему замерз тролль?
(Познавательные, учебно – логические)
8. Вы отправились отдыхать с родителями на дачу. Напишите, используя условные знаки атмосферных явлений, какую погоду Вы хотели бы на эти дни? (Регулятивные)
Гидросфера – водная оболочка Земли
9. Волга – река в Европейской части России, одна из крупнейших рек мира и самая большая в Европе. Длина Волги 3530 км, площадь ее бассейна 1,360млн. кв. км.
Волга берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги – ключ у деревни Волго – Верховье в Тверской области.
В волгу впадает около 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Бассейн Волги простирается от Валдайской возвышенности на западе до Урала на востоке.
Волга впадает в Каспийское море. Устье реки лежит на 28 м ниже уровня моря. В дельте Волги насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек.
Основное питание Волги – снеговое, грунтовое и дождевое. В режиме Волги выделяется весеннее половодье (апрель – июнь), летняя и зимняя межени, осенние дождевые паводки (октябрь).
Составьте план описания Волги.
Используя составленный план, дайте описание реки своей местности.
(Регулятивные, учебно – организационные)
10. Систематизируйте свои знания о течениях. Результаты оформите в виде таблицы:
Течение – это… Значение течений для жизни нашей планеты Как образуются течения? Какие бывают течения? Как они обозначаются на картах? Назовите самые крупные течения (Познавательные, учебно – логические)
11. Биосфера Земли
11. Прочитайте текст и выполните задание.
«Материк с уникальной природой. Его называют ледяным, безмолвным, пустынным, белым, загадочным. Толщина ледникового покрова достигает 4700м. Снег и лед отражают большую часть солнечного тепла. Здесь отмечена самая низкая на Земле температура воздуха – 89, 2◦ С, сильные ветры. Большую часть года длится суровая зима. Средняя летняя температура воздуха на большей части материка: -28◦, -30◦С, лишь на побережье она иногда бывает 0◦С и даже +2◦ С. Это самый высокий континент планеты. Здесь нет постоянного населения»
- О каком материке идет речь?
- Учитывая его природные условия, предложите одежду (жилище) для исследователей материка.
Познавательные, учебно – логические)
12. Игра «Найдите на рисунке контуры животных лесов умеренного пояса».
Письменно перечисли их.
Попробуйте создать аналогичную игру (если учащиеся могут рисовать) для зоны саванн. Работа групповая. Возможно создание игры разными группами учащихся для любой другой природной зоны.
Регулятивные, учебно – организационные; коммуникативные)