РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12. ХИМИЯ по профессиям среднего профессионального образования естественнонаучного профиля


Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
Приложение 2.1
К ППКРС по профессии
19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12. ХИМИЯ
по профессиям
среднего профессионального образования
естественнонаучного профиля
2016
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД,12 Химия для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», протокол № 3 от 21 июля 2015 года в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочую программу разработал:
Ибатуллина Л.В. , преподаватель общеобразовательных дисциплин высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
условия реализации программы учебной дисциплины 21
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 23
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины Химия предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценка их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии, закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
- основные теории химии; строение атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
Результаты обучения
(развитие общих компетенций) Содержание компетенции
Шифр Наименование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Понимает значение и роль физики в развитии научно-технического прогресса и в дальнейшей профессиональной деятельности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Применяет технические методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает свою деятельность с точки зрения их эффективности и качества.
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Выбирает эффективные методы при решении учебных и профессиональных задач. Осознанно ставит цели овладения различными видами работ и определяет соответствующий конечный продукт.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Применяет при выполнении самостоятельных видах работ (выполнение презентаций, рефератов и т. д.) разные источники информации, в том числе интернет – ресурсы и телекоммуникационные технологии.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Использует в своей деятельности
информационно-коммуникационные технологии, умеет пользоваться интернетом.
ОК 6. Работает в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Координирует свои действия с другими
участниками общения, умеет контролировать своё поведение и воздействовать на партнёра общения.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. Реализовывает поставленные цели в своей деятельности, представляет конечный результат деятельности в полном объем
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Применяет методики принятия решений; принимает эффективные решения; диагностирует деятельность, социально – психологический климат коллектива осуществлять текущий и итоговый контроль
ОКР 1. Использовать химические вещества и их соединения в профессиональной деятельности. Применяет знания о химических веществах и их соединениях в профессиональной деятельности.
ОКР 2. Определять влияние на организм человека химических веществ и их соединений с учетом их химических и физических свойств. Использует физические и химические свойства химических веществ и их соединений для определения влияния на организм человека.
ОКР 3. Использовать в профессиональной деятельности подсластителей и улучшителей вкуса, солей (хлорида натрия), пищевых и минеральных кислот, углеводов, жиров, ферментов, витаминов, белков. Применяет в профессиональной деятельности химические вещества и их соединения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 275 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 183 часов;
самостоятельной работы обучающегося 92 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 275
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 183
в том числе: Лабораторных занятий 32
Практических занятий 62
контрольные работы 7
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 92
Итоговая аттестация в форме экзамена.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.12 ХИМИЯ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение 1 Тема 1.1. Содержание учебного материала 1.1. Научные методы познания веществ и химических явлений 1 2
1.2. Роль эксперимента и теории в химии 2
1.3. Значение химии при освоении профессий СПО естественно-научного профиля профессионального образования 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Исследование «Химические вещества в профессии повар, кондитер» 4 2
Раздел 2. Органическая химия Тема 2.1
Предмет органической химии и теория строения органических соединений Содержание учебного материала 2.1.1 Природные, искусственные и синтетические органические вещества 4 2
2.1.2 Сравнение органических веществ с неорганическими 2
2.1.3 Валентность 2
2.1.4 Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности 2
2.1.5 Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры 2
2.1.6 Химические формулы и модели молекул в органической химии 2
2.1.7 Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп 2
2.1.8 Гомологи и гомология 2
2.1.9 Начала номенклатуры IUPAC 2
2.1.10 Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации) 2
2.1.11 Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации) 2
2.1.12 Реакции замещения. Реакции изомеризации 2
Лабораторная работа №1 Изготовление моделей молекул органических веществ 2 2
Практические работы №1 «Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. Обнаружение галогенов (проба Бельштейна) 2 Контрольная работа №1 «Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» 1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Презентация: «Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова»
Реферат «Современные представления о теории химического строения» 4
4 2
Тема 2.2.
Углеводороды и их природные источники Содержание учебного материала 2.2.1 Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов 8 2
2.2.2 Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование 2
2.2.3 Применение алканов на основе свойств 2
2.2.4 Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена) 2
2.2.5 Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов 2
2.2.6 Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств 2
2.2.7 Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены 2
2.2.8 Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки 2
2.2.9 Натуральный и синтетические каучуки. Резина 2
2.2.10 Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена 2
2.2.11 Межклассовая изомерия с алкадиенами 2
2.2.12 Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола 2
2.2.13 Природные источники углеводородов 2
2.2.14 Природный газ: состав, применение в качестве топлива 2
2.2.15 Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты 2
Лабораторная работа №2 «Ознакомление со свойствами твердых парафинов» 2 2
Лабораторная работа №3 «Изготовление моделей молекул алкинов, их изомеров» 2 2
Лабораторная работа №4 «Определение наличия непредельных углеводородов в бензине и керосине» 2 2
Практическая работа №2 «Получение метана и изучение его свойств: горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия» 2 2
Практическая работа №3 «Получение и свойства этилена» 2 2
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач «Получение этилена и ацетилена» 2 2
Практическая работа №5 «Углеводороды и их природные источники» 1 3
Контрольная работа №2 «Углеводороды и их природные источники» 1 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Презентация на тему: «Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы»
Исследование «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия»
4
4 2-3
2-3
Тема 2.3
Гидроксильные соединения Содержание учебного материала 3.3.1 Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена 5 2
3.3.3 Гидроксильная группа как функциональная 22
3.3.4 Понятие о предельных одноатомных спиртах 2
3.3.5 Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств 2
3.3.6 Алкоголизм, его последствия и предупреждение 2
3.3.7 Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Применение глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты 2
3.3.8 Фенол. Физические и химические свойства фенола. Применение фенола на основе свойств 2
3.3.9 Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой 2
Лабораторная работа №5 «Ректификация смеси этанол – вода. Обнаружение воды в азеотропной смеси воды и этилового спирта» 2 2
Практическая работа №6 «Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление спиртов различного строения хромовой смесью. Получение диэтилового эфира. Получение глицерата меди» 3 2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Реферат на тему: «Этанол: величайшее благо и страшное зло» 4 2-3
Тема 2.4 Альдегиды и кетоны Содержание учебного материала 3.3.10 Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. 2 2
3.3.11 Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. 2
3.3.12 Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств 2
Практическая работа №7 «Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди (2). Взаимодействие формальдегида с гидросульфитом натрия» 2 2
Практическая работа №8 «Взаимодействие формальдегида с гидросульфитом натрия» 2 2
Тема 2.5. Карбоновые кислоты и их производные 3.3.13 Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная 5 2
3.3.14 Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот 2
3.3.15 Получение карбоновых кислот окислением альдегидов 2
3.3.16 Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации 2
3.3.17 Применение уксусной кислоты на основе свойств 2
3.3.18 Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой 2
3.3.19 Сложные эфиры и жиры 2
3.3.20 Получение сложных эфиров реакцией этерификации 2
3.3.21 Сложные эфиры в природе, их значение 2
3.3.22 Применение сложных эфиров на основе свойств 2
3.3.23 Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров 2
3.3.24 Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров 2
3.3.25 Применение жиров на основе свойств 2
3.3.26 Мыла 2
Лабораторная работа №6 «Растворимость жиров в воде и органических растворителях» 2 2
Практическая работа №9 «Растворимость различных карбоновых кислот в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (2). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. 2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Исследование «Характеристика жиров и их применение в профессии повар-кондитер» 5 2-3
Тема 2.6.
Углеводы Содержание учебного материала 3.3.27 Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза 4 2
3.3.28 Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт 2
3.3.29 Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств 2
3.3.30 Значение углеводов в живой природе и жизни человека 2
3.3.31 Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид 2
Лабораторная работа №7 «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, йогурте, маогарине, макаронных изделиях, крупах» 2 2
Практическая работа №10 «Реакция серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (2) при различных температурах. 2 2
Практическая работа №11 «Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу» 1 Практическая работа № 12«Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал» 1 2
Практическая работа №13 «Кислородсодержащие органические соединения» Решение экспериментальных задач 2 2
Контрольная работа №3 «Кислородсодержащие органические соединения» 1 2
Самостоятельная работа
Презентация «Применение углеводов в моей профессии»
Составить таблицу «Классификация углеводов» 4
2 2-3
Тема 2.7.
Амины. Аминокислоты. Белки. Содержание учебного материала 2.4.1 Амины. Понятие об аминах 2
2.4.2 Алифатические амины, их классификация и номенклатура 5 2
2.4.3 Анилин, как органическое основание 2
2.4.4 Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств 2
2.4.5 Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения 2
2.4.6 Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации) 2
2.4.7 Пептидная связь и полипептиды 2
2.4.8 Применение аминокислот на основе свойств 2
2.4.9 Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков 2
2.4.10 Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции 2
2.4.11 Биологические функции белков 2
Практическая работа №14 «Образование солей анилина. Бромирование анилина. Образование солей глицина. Получение медной соли глицина. Денатурация белка. Цветные реакции белков» 4 2
Лабораторная работа №8 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании 2 2
Практическая работа №15 Решение экспериментальных задач «Получение этилена и ацетилена» 2 2
Лабораторная работа №9 «Взаимодействие анилина с соляной кислотой. Выделение анилина из его соли. Взаимодействие анилина с бромной водой» 2 2
Практическая работа №16 «Идентификация органических соединений» 2 2
Контрольная работа №4 «Азотсодержащие органические соединения» 1 2
Самостоятельная работа:
Презентация «Анилиновые красители: история, производство, перспектива»
Проект « Изучение состава и свойств пищевых продуктов»
4
5 2
Тема 2.8.
Азотсодержаще гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты Содержание учебного материала 2.8.1. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Нуклеотиды, их строение и примеры. АТФ и АДФ их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. 3
2
2.8.2. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК. Типы РНК и их биологические функции 2
2.8.3. Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и биотехнология. 2
2.8.4. Трансгенные формы растений и животных 2
Тема 2.9.
Биологически активные соединения Содержание учебного материала 2.5.1. Ферменты 4 2
2.5.2. Понятие о ферментах, особенности строения и свойств. Классификация ферментов. 2
2.5.3. Значение ферментов и их применение в промышленности. 2
2.5.4. Витамины 2
2.5.5. Понятие о витаминах, их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. 2
2.5.6. Водорастворимые и жирорастворимые. Авитаминозы, их профилактика. 2
2.5.7. Сохранение витаминов при тепловой обработке продуктов питания. 2
2.5.8. Гормоны 2
2.5.9. Понятие о гормонах. 2
2.5.10. Классификация гормонов, отдельные представители: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. 2
2.5.11. Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. 2
2.5.12. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). 2
2.5. 13. Домашняя аптечка. Безопасные способы применения лекарственных форм. 2
Практическая работа №17 «Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина Д в рыбьем жире или курином желтке» 2 2
Самостоятельная работа:
1. Подготовить реферат по теме «Значение витаминов в питании человека»
2. Составить кроссворд по теме «Витамины» 4
2 2
Раздел 3. Общая и неорганическая химия Тема 3.1.
Химия – наука о веществах Содержание учебного материала 5 3.1.1. Основные понятия химии. Понятие о химических веществах. Химические элементы. 4 2
3.1.2 Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. 2
3.1.3 Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава вещества. 2
3.1.4 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы, шаростержневые модели молекул. 2
3.1.5 Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. 2
3.1.6 Количество вещества и единицы его измерения: моль, моль, кмоль. 2
3.1.7 Число Авогадро. Молярная масса. 2
3.1.8 Агрегатные состояния вещества: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное. Закон Авогадро и его следствия. 2
3.1.9 Молярный объем веществ в газообразном состоянии. 2
3.1.10 Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева-Клапейрона. 2
3.1.11 Смеси веществ и способы их очистки. Применение способов очистки смесей веществ в профессиональной деятельности. 2
3.1.12 Различия между смесями и химическими соединениями. 2
3.1.13 Массовая и объемная доли компонентов смеси. 2
Практическое занятие №18 «Изготовление моделей некоторых органических и неорганических веществ» 2 2
Практическое занятие №19 «Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией. Очистка веществ перекристаллизацией» 2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Презентация на тему: «Биотехнология и генная инженерия – технологии 21 века» 4 3
Тема 3.2.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома Содержание учебного материала 4 2.2.1 Периодический закон Д.И. Менделеева. 3 2
2.2.2 Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона 2
2.2.3 Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева 2
2.2.4 Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона 2
2.2.5 Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная) 2
2.2.6 Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева 2
2.2.7 Атом – сложная частица 2
2.2.8 Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка 2
2.2.9 Изотопы 2
2.2.10 Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов 2
2.2.11 Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов) 2
2.2.12 Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали 2
2.2.13 Электронные конфигурации атомов химических элементов 2
2.2.14 Современная формулировка периодического закона 2
2.2.15 Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира 2
Лабораторная работа №10 «Моделирование Периодической таблицы элементов» 1 2
Лабораторная работа №11 «Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов 3 периода» 2 2
Лабораторная работа №12 «Наблюдение спектров испускания и поглощения соединений химических элементов с помощью спектроскопа» 1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Презентация на тему: «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева» 4 Тема 3.3.
Строение вещества.
Дисперсные системы Содержание учебного материала 2.3.1 Ионная химическая связь 6 2
2.3.2 Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления 2
2.3.3 Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления 2
2.3.4 Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения 2
2.3.5 Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки 2
2.3.6 Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки 2
2.3.7 Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). 2
2.3.8 Электроотрицательность 2
2.3.9 Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи 2
2.3.10 Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. 2
2.3.11 Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. 2
2.3.12 Физические свойства металлов 2
2.3.13 Агрегатные состояния веществ и водородная связь. 2
2.3.14 Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое 2
2.3.15 Водородная связь. 2
2.3.16 Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. 2
2.3.17 Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах 2
Лабораторные работа №13. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Ознакомление со свойствами дисперсных систем 1 2
Контрольная работа №5 1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Реферат на тему: «Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности» 4 2
Тема 3.4.
Полимеры Содержание учебного материала 2.4.1 Полимеры. 2
2.4.2 Пластмассы 2 2
2.4.3 Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации 2
2.4.4 Термопластичные и термореактивные пластмассы 2
2.4.5 Представители пластмасс 2
2.4.6 Волокна, их классификация 2
2.4.7 Получение волокон 2
2.4.8 Отдельные представители химических волокон 2
Практическая работа №20 «Свойства пластмасс и волокон» 2 2
Тема 3.5.
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. Содержание учебного материала 3.4.1 Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. 4 2
3.4.2 Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы 2
3.4.3 Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов 2
3.4.4 Массовая доля растворенного вещества 2
3.4.5 Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. 2
3.4.6 Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи 2
3.4.7 Гидратированные и негидратированные ионы 2
3.4.8 Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации 2
3.4.9 Кислоты, основания и соли как электролиты 2
Лабораторная работа № 13. Приготовление раствора заданной массовой долей растворенного вещества 1 2
Практическое занятие №21 Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Реферат на тему: «Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях»
Презентация «Современные методы обеззараживания воды»
3
4 2
Тема 3.6. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы Содержание учебного материала 3 3.5.1 Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. 3 2
3.5.2 Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов – простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ. 2
3.5.3 Классификация окислительно-восстановительных реакций. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. 2
3.5.4 Химические источники тока. 2
3.5.5 Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Практическое применение электролиза. 2
Лабораторная работа №14 «Взаимодействие металлов с неметаллами, а также с растворами солей и растворами кислот» 2 2
Тема 3.7. Классификация веществ. Простые вещества Содержание учебного материала 3.6.1 Классификация неорганических веществ. 4 2
3.6.2 Физические свойства металлов. Химические свойства металлов 2
3.6.3 Классификация металлов по различным признакам 2
3.6.4 Электрохимический ряд напряжений металлов 2
3.6.5 Металлотермия. Общие способы получения металлов 2
3.6.6 Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные 2
3.6.7 Особенности строения атомов 2
3.6.8 Неметаллы – простые вещества 2
3.6.9 Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе 2
3.6.10 Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. 2
Практическая работа №22 «Получение газообразных неорганических веществ» 2 2
Лабораторная работа №15 «Изучение пластичности металлов. Изучение теплопроводности металлов. Изучение магнитных свойств металлов» 2 2
Практические работы №23 Решение экспериментальных задач по неорганической химии 2 2
Контрольная работа №6 1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Реферат на тему: «Роль металлов в истории человеческой цивилизации»
3 2
Тема 3.8.
Основные классы неорганических и органических соединений Содержание учебного материала 3.7.1 Кислоты органические и неорганические и их свойства. Основные способы получения кислоты 4 2
3.7.2 Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам 2
3.7.3 Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации 2
3.7.4 Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами 2
3.7.5 Основания органические и неорганические и их свойства. Основные способы получения оснований 2
3.7.6 Основания как электролиты, их классификация по различным признакам 2
3.7.7 Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации 2
3.7.8 Амфотерные органические и неорганические соединения 2
3.7.9 Соли и их свойства. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот 2
3.7.10 Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации 2
3.7.11 Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений 2
Лабораторная работа № 16 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры 2 2
Практическое занятие №24 Решение экспериментальных задач «Идентификация неорганических веществ в растворах с помощью качественных реакций или путем выявления характерных свойств» 2 2
Практическое занятие №25 «Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства» 2 2
Практическое занятие №26 «Получение аммиака и его свойства» 2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Реферат на тему: Серная кислота – «Хлеб химической промышленности»
Исследование по теме «Использование неорганических соединений в профессии повар, кондитер » 3
4 2
2
Тема 3.9.
Химические реакции Содержание учебного материала 7 3.8.1 Классификация химических реакций 4 2
3.8.2 Реакции соединения, разложения, замещения, обмена 2
3.8.3 Каталитические реакции 2
3.8.4 Обратимые и необратимые реакции 2
3.8.5 Гомогенные и гетерогенные реакции 2
3.8.6 Экзотермические и эндотермические реакции 2
3.8.7 Тепловой эффект химических реакций 2
3.8.8 Термохимические уравнения 2
3.8.9 Окислительно-восстановительные реакции 2
3.8.10 Степень окисления 2
3.8.11 Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление 2
3.8.12 Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций 2
3.8.13 Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций 2
3.8.14 Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов 2
3.8.15 Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции 2
3.8.16 Химическое равновесие и способы его смещения 2
Лабораторная работа №17 Изучение зависимости скорости химической реакции от природы взаимодействующих веществ; от концентрации; от температуры 2 2
Практическая работа № 27«Расчеты по химическим формулам и уравнениям» 2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Реферат на тему: Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия» 3
2-3
Тема 3.10 Химия элементов.
Содержание учебного материала 4 2.7.1 s-элементы. Водород 3 2
2.7.2 Элементы 1А группы 2
2.7.3 Элементы 2 А группы 2
2.7.4 Р-элементы. Алюминий. Углерод и кремний 2
2.7.5 Галогены. Халькогены 2
2.7.6 Элементы 5А группы 2
2.7.7 Элементы 4А группы 2
2.7.8 d-элементы. 2
Практическая работа №28 «Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств» 2 2
Практическая работа № 29«Получение и исследование свойств оксидов серы, углерода, фосфора» 2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Реферат «История получения и производства алюминия» 3 2
Тема 3.11.
Химия в жизни общества Содержание учебного материала 2.12.1. Химия и пища. Химия продуктов питания. Роль продуктов питания в жизни человека. 4 2
2.12.2. Маркировка и упаковка пищевых и гигиенических продуктов. 2
2.12.3. Применение неорганических веществ в будущей профессии. Органические вещества, применяемые в профессии повара-кондитера. 2
2.12.4. Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. 2
2.12. 5. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. 2
2.12.6. Средства личной гигиены и косметики. Маркировка и умение их читать. 2
2.12. 7. Экология жилища. Химия и генетика человека. 2
Практическая работа № 30 «Определение групп, качества и видов товаров и пищевых продуктов по этикеткам упаковок» 3 2
Практическая работа №31 «Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов» 2 2
Контрольная работа №7 «Общая и неорганическая химия» 1 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовить реферат «Современные методы обеззараживания воды»
2. Подготовить презентацию «Охрана окружающей среды от химического загрязнения» 3
4 2
Обязательная учебная нагрузка:
Самостоятельная учебная нагрузка
Максимальная учебная нагрузка: 126
92
275 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
1 Комплект таблиц по химии 10-11 класс
2 Плакат «Техника безопасности в кабинете химии»
3 Стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
4 Стенд «Электрохимический ряд напряжений металлов»
5 Стенд «Портреты ученых- химиков»
6 Стенд «Формулы. Решения задач по химии»
7 Хим. Набор 3ВС ЩЕЛОЧИ
8 Хим. Набор 22ОС УГЛЕВОДЫ, АМИНЫ
9 Хим. Набор 22ВС ИНДИКАТОРЫ
10 Хим. Набор 5С Органические вещества
11 Хим. Набор 6С Органические вещества
12 Соляная кислота 500 мл
13 Серная кислота 500 мл
14 Сухое горючее
15 Коллекция НАБОР УДОБРЕНИЙ
16 Коллекция МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
17 Коллекция Горных пород и минералов
18 Коллекция Топливо
19 Коллекция Пластмассы
20 Коллекция Волокна
21 Коллекция Каменный уголь и продукты его переработки
22 Коллекция Нефть и продукты ее переработки
23 Материал раздаточный к коллекции Минеральные и горные породы
Лабораторная посуда
1 Конические колбы
2 Штатив для пробирок
3 Делительные воронки
4 Пробирки
5 Круглодонные колбы
6 Плоскодонные колбы
7 Стаканы
8 Аппарат Кипа
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля : учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
2. Химия : практикум: учеб. Пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, Н.М. Дорофеева; под ред. О.С. Габриеляна. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
3. Ерохин Ю.М. Химия: задачи и упражнения: учеб. Пособие/ Ю.М. Ерохин. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
1. Рябов М.А. Тесты по химии. 11 класс. Базовый уровень./М.А. Рябов, Е.Ю. Несвкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 г.
Электронные источники:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. : Химия 10-11 кл. [Электронный ресурс] / 2 электрон. Диска. (CD-ROM): Зв. Цв.. – Электрон. Текст дан. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2005.
2. Образовательная коллекция 1с и Splint., Химия для всех 21 – «Химические опыты со взрывами и без». [Электронный ресурс] / электр. Диск. (СD – ROM). –М. :ООО «1С- Паблишинг», 2006.
3. Неорганическая химия [Мультимедийное сопровождение уроков] . [Электронное пособие] / электрон. Диск (СD – ROM). – М. : Издательство «Учитель», 2011.
4. Общая химия [Электронное пособие] / электрон. Диск (СD – ROM). – М. : Издательство «Учитель», 2014.
5. Химия. 8-11 классы (компакт-диск) – Издательство «Учитель», 2012.
6. Химия. Тесты для учащихся (компакт-диск) – Издательство «Учитель», 2012.
7. Химия 8-11 классы. Редактор тестов (компакт-диск) – Издательство «Учитель», 2012.
Интернет-ресурсы:
1. Информационный портал. - Режим доступа: http://www.xumuk.ru;
2. Инфоромационный портал. - Режим доступа: http://www.alhimikov.net;
3. Информационный портал. - Режим доступа: http://www.chemport.ru;
4. Российская госуцдарственная библиотека. - Режим доступа: www.rsl.ru;
5. Информационно-справочный портал. - Режим доступа: www.librari.ru;
6.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы. – Режим доступа: www.fcior.edu.ru;
7. Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru;
8. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru;
9. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru;
10. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru;
11. Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; Тестирование
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; Практические работы;
Контрольные работы;
Зачет.
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); Контрольная работа;
Практические работы;
Лабораторные работы.
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; Практическая работа, устный опрос, тестирование.
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; Практические работы;
Лабораторные работы.
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; Практические работы
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся обучающихся дома (рефераты, презентации, проекты и т.д.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; Контрольные работы;
Зачет.
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; Устный опрос, тестирование.
- экологически грамотного поведения в окружающей среде; Устный опрос
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; Устный опрос, тестирование.
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; Практические и лабораторные работы
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценка их последствий; Практические и лабораторные работы, тестирование
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; Практические работы
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников; Практические и лабораторные работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; Контрольная работа, устный опрос.
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; Контрольные работы;
Зачет
- основные законы химии, закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; Практическая работа, Контрольная работа, тестирование.
Зачет
- основные теории химии; строение атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; Практическая работа, Контрольная работа, тестирование. Зачет.
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; Контрольные работы, устный вопрос, зачет.
- природные источники углеводородов и способы их переработки; Устный опрос, работа по карточкам.
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства. Контрольные работы, устный опрос, зачет.
Результаты обучения
(развитие общих компетенций) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Шифр Наименование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Оценка терминологического диктанта, заданий самостоятельной работы;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Оценка выполнения тестирования, практических и лабораторных работ.
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Оценка выполнения тестирования, практических и лабораторных работ.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Оценка выполнения самостоятельной работы, исследовательской работы, практических заданий.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Оценка самостоятельной работы обучающихся, исследовательских заданий, проектной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Самооценка и взаимная оценка индивидуальных и групповых результатов деятельности участников.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Оценка тестирования, практическая работа, направленная на оценку практических навыков.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Оценка тестирования, практическая работа, направленная на оценку практических навыков.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Оценка тестирования, практическая работа, направленная на оценку практических навыков.