Пропедевтический курс по химии для обучающихся 5–7 классов «Чудеса химии» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Пропедевтический курс по химии для обучающихся 5–7 классов «Чудеса химии» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Авторы статьи: Бормотова Наталья Александровна, учитель химии первой категории МБОУ «СОШ № 89», Переверзева Оксана Николаевна, учитель химии первой категории МБОУ «СОШ № 89», Бабий Татьяна Митрофановна, учитель химии высшей категории МБОУ «СОШ № 198»
«В основе всякой изуродованной мысли лежит химически изуродованная молекула»
Китс и Шелли — последние поэты, которые знали химию на уровне своего времени.
Джон Бердон Холдейн«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано; научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь», - говорил Д. Пойа.
Если спросить школьников, какой предмет из школьного курса является самым для них сложным, то большинство ответят – химия.
Современная система образования в России, в том числе и химическое образование, развивается в рамках концепции модернизации российского образования, переход на концентрическую систему. Она предполагает переход к профильному обучению и ставит перед учащимися не легкую задачу сделать выбор среди огромного количества предметов и не всегда данный выбор бывает обдуманным.
На изучение основной школьной программы курса химии отводится 2 часа в неделю в 8-9 классах и по 1 часу в неделю в 10-11 классах. В связи с такой нагрузкой возникает ряд проблем в преподавании химии. Актуальными для учителей составляют такие вопросы как: сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. На отработку материала недостаточно времени даже для беглого знакомства с основами химии, так как у обучающихся разный уровень усвоения материала, ребята с замедленным уровнем развития вообще не успевают осознать поданный материал, не говоря уже о заинтересованности в химии как в предмете. При небольшом количестве часов необходимо успеть отработать с учащимися за урок очень большой объем информации, каждый урок новая тема. Отсюда интенсивность курса химии позволяет усвоить только обязательный минимум информации, а мы обязаны проконтролировать это усвоение обучающимися. Большинство учителей работают только над обязательным объемом знаний, но времени на это катастрофически не хватает. На всех мониторингах, олимпиадах предполагается решение задач, поэтому за урок мы только объясняем, как решаются обычные задачи, а на занимательные задачи и задачи развивающего характера не остается должного времени, получается прогон программы.
Мы выполняем минимум при изучении обязательного объема информации, не дает нам времени на введение в уроке занимательных, познавательных и задач развивающего характера.
Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Отсюда возникает низкий уровень учебной мотивации и познавательной активности школьников при изучении предмета естественно-научного цикла – химии. Увеличивается сложность школьного курса на фоне того же количества часов, а также Стандарт основного общего образования по химии полностью противоречит требованиям единого государственного стандарта по данному предмету.
Так же существует проблема целостности, и непрерывности в осуществлении образовательного процесса, которая становится особенно актуальной в связи с модернизацией основных его компонентов (основная школа, старшая профильная школа, высшее учебное заведение). Одной из задач учителя в школе – оказание помощи ребенку при выборе его образовательного пути. Современные дети владеют большим количеством информации, это обилие чаще всего приводит к отсутствию четкой систематизации знаний по предмету.
Курс органической химии, который проходят в 10 классе В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.
Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.
Третья проблема заключается в том, что в 8 классе на «Введение в мир химии» в типовой программе отводится всего несколько уроков.
Проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии:
Перегрузка курса химии основной школы.
Сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе.
Уменьшение педнагрузки учителя.
В рейтинге популярности среди школьных предметов химия занимает одно из последних мест.
Именно поэтому химия нуждается в пропедевтике, которая экспериментально подтверждена многолетней педагогической практикой. Вопрос о введении учебного предмета «Химия» с 5-7-го класса становится весьма актуальным.
Как следствие указанных негативных тенденций, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования в стране, сложности с обеспеченностью учителей естественнонаучных дисциплин учебной нагрузкой.
Один из этапов решения – постепенное введение учащихся в мир удивительной науки, т.е. пропедевтика химических знаний.
Проанализируем концептуальные направления различных пропедевтических курсов:
Направление первое.
427228054292500503301054292500571373054292500Введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение частных предметов естественного цикла:
«Естествознание» А. Г. Хрипковой
(Выделяется ведущая идея для каждого класса и вокруг неё систематизируются фактические сведения.)
41611558445500492569565405005651500-127000«Физика и химия» А.Е. Гуревич
(Много внимания уделено фронтальному эксперименту. Основное средство подачи материала – рисунок.)
5544185254000Направление второе.
Знакомство с химией как наукой о веществах и их превращениях, представленное в виде логически завершённых блоков:
«Введение в химию» Г.М. Чернобельская.
(Изучаются вещества и химические процессы, знакомые ученикам из повседневной жизни; рассматриваются разнообразные отрасли химической науки, история ее развития; показано значение химии для обеспечения экологической безопасности.)
53771803810004413885000Третье направление реализует авторский коллектив под руководством О.С. Габриеляна.
Основные цели курса:
-подготовить учащихся к изучению серьёзного предмета,
-разгрузить курс химии основной школы,
-показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии,
- интегрировать знания по предметам естественно научного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химии».
Курс состоит из четырех частей:
Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» – актуализирует химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе.
Вторая тема курса – «Математика в химии» – позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе.
Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» – актуализирует сведения учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на старшей ступени обучения.
Четвертая тема – «Рассказы по химии» – призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития. Она содержит этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях.
Четвёртое направление. Реализует идею раннего систематического изучения химии как составную часть школьного курса.
«Химия» 7 класс И.Г. Остроумов. Автор реализует идею раннего систематического изучения химии как составную часть школьного курса, переносится часть учебного материала из 8 в 7 класс.
Создание собственной авторской программы пропедевтического курса позволяет реализовать основные требования ФГОС в данном курсе, а также реализовать идею раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 5-7.
Пропедевтический курс «Чудеса химии» направлен на решение данной проблемы. Он рассчитан на обучающихся 5-7 классов.
Проанализировав программы ранее изученных курсов («Окружающий мир» 4 класс, «Природоведение» 3 и 5 класс) было выявлено, что в них делается упор на биологические, географические и экологические знания, а химическим уделяется намного меньше внимания. Поэтому, возникла необходимость в разработке пропедевтического курса «Чудеса химии» для учащихся 5-7 классов.
Главная цель данного курса – развивать мышление, любознательность, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
Начало системного изучения химии в 5-7 классах позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
Цели пропедевтического курса «Чудеса химии»:
Подготовить учащихся к изучению нового предмета;
Создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
Сформировать первоначальные знания, умения и навыки, на которые недостаточно времени при изучении курса химии в основной школе;
показать значимость науки в повседневной жизни человека;
интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Задачи курса:
создать мотивацию к изучению химии;
сформировать у учащихся элементарные практические умения;
сформировать естественнонаучную картину природы;
развить и укрепить интерес к предмету;
развить экспериментальные навыки учащихся;
раскрыть умения самостоятельно получать знания;
подготовить учащихся к восприятию нового предмета, сокращение и облегчение адаптационного периода;
воспитать у учащихся бережное отношение к природе
По своей структуре данный курс является систематическим. Занятия проходят по одному часу еженедельно, со всеми учащимися класса.
Данный курс рассчитан:
5 класс - 34 часа, по одному часу в неделю;
6 класс - 34 часа, по одному часу в неделю;
7 класс - 34 часа, по одному часу в неделю.
Итого 102 часа.
Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом и изучение его в нашей школе – исключительно собственная инициатива и администрации образовательных учреждений.
Химия – наука экспериментальная. Для формирования практических умений и навыков подбираются несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы: знакомство с лабораторным оборудованием, проведение простейших операций обращения с этим оборудованием и химическими веществами; соблюдение несложных правил техники безопасности; фиксация результатов наблюдения и их анализ.
Так же для достижения поставленных целей используется домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям ТБ и обеспечивает лучшее ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов» и др.).
В данном курсе для достижение наилучшего результата лучше использовать активные формы и методы обучения: самостоятельные работы, защита мини-проектов, подготовка сообщений для участия в ученических конференциях, обсуждение результатов экспериментов.
Для развития логических операций мышления (анализ, синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д.) на уроках применяются тематические игры: лабиринты, ребусы, кроссворды, рассказы-загадки с возрастным учетом обучающихся.
Форма тематического контроля – защита мини-проектов.
В 5 классе учащимися изучается «Природоведение» и дополнением к этому предмету и является данная программа, которая раскрывает химический компонент в знаниях учащихся.
Курс 6 класса рассчитан на подготовку учащихся к восприятию углубленного курса химии. Он помогает сформировать и развить у учащихся фактологическую базу химических знаний.
Занятия пропедевтического курса «Чудеса химии» будут апробированы в 2016-2017 учебном году МБОУ «СОШ № 89» г. Северске с учащимися 5б класса, которые будут углубленно изучать химию и биологию с 8-го класса. Чтобы реализовать непрерывность в обучения химии, а также сохранить те знания, которые учащиеся получили из раннее изученных курсов была разработана данная программа. Т.е. «Чудеса химии» является связующим звеном между предметами «Окружающий мир» и «Химия».
Данный курс создал условия для развития естественной познавательной активности учащихся и их самореализации, через накопление индивидуального опыта и реализовал в полной мере развивающий потенциал школьного курса химии.
Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно. (М.В. Ломоносов)
Используемые источники и Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru
http://lib.znate.ru
http://festival.1september.ru/articles/597962/