Методические рекомендации по разработке раздела адаптированной образовательной программы образовательного учреждения
Методические рекомендации по разработке раздела адаптированной образовательной программы образовательного учреждения
«Программа коррекционной работы»
Кергилова Л.А., методист по психологии
БОУ РА «ИПК и ППРО РА»
kergilovalidia@mail.ru
Программа коррекционной работы разрабатывается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом ПрАООП НОО обучающихся с (ЗПР, глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, ТНР, НОДА, РАС).
Программа коррекционной работы направлена на выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа коррекционной работы содержит:
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО;
корректировку коррекционных мероприятий.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися с ОВЗ содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление. Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы.
Цель программы коррекционно-развивающей работы - оказание комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, в коррекции недостатков и в их социальной адаптации.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Задачи программы коррекционно-развивающей работы:
выявить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их развитии;
организовать специальные условия образования в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
осуществить индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей,
оказать коррекционную помощь в овладении адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования;
организовать психолого-педагогическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ;
создать благоприятные условия для наиболее полноценного личностного развития, приобщить к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом возможностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося;
оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.
Принципы программы коррекционно - развивающей работы:
соблюдение интересов обучающихся с ОВЗ; создание в образовательной организации условий для реализации их возможностей и особых образовательных потребностей, наиболее полноценного развития, социальной адаптации;
приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
взаимодействие всех специалистов образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся при решении образовательно - коррекционных задач, а также оказании согласованной помощи в процессе формирования и развития личности ребенка, его адаптации и интеграции в обществе;
учёт социальных факторов в формировании личности обучающегося; содействие созданию благоприятной социальной ситуации развития и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающегося, его особыми образовательными потребностями;
реализация в различных жизненных ситуациях достижений обучающихся в образовательно - коррекционном процессе, обеспечение подготовленности обучающихся к адаптации и интеграции в обществе, развития их самостоятельности при решении жизненных задач.
Комплексное психолого - медико - педагогическое сопровождение обучающихся включает: проведение психолого - педагогическое обследования детей при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их возможностей и особых образовательных потребностей, составления программы индивидуального маршрута с учетом фактического уровня развития, индивидуальных особенностей; разработку рекомендаций к составлению коррекционных программ, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся; проведение коррекционно - развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных особенностей; мониторинг динамики, достижения планируемых результатов коррекционно - развивающей работы.
Направления и содержание программы коррекционной работы.
1. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-
образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений.
В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ОВЗ направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
- социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами
(организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Предпочтительно наличие специалиста в образовательной организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других).
2. Диагностическая работа.
Данное направление коррекционной работы включает проведение
комплексного психолого - педагогического обследования обучающихся при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их особых образовательных потребностей; систематического мониторинга (в конце каждой учебной четверти) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образования на основе адаптированной основной общеобразовательной программы; систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов коррекционно-развивающей работы, изменение коррекционной программы по результатам обследования в соответствии с выявленными особенностями и потребностями учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
3. Консультативная работа.
Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального
психолого - педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации детей, повышение уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Консультативная работа включает выработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно - развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов образования и др.; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образования и проведения коррекционно - развивющей работы во внешкольное время.
4. Информационно-просветительская работа.
Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечению наиболее полноценного образования и развития, созданию необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе. Информационно - просветительская работа может проводиться как в данной образовательной организации (среди обучающихся, их родителей и др.), так и в других образовательных организациях, включая организации дополнительного и профессионального образования (среди педагогов, обучающихся, родителей и др.), а также в организациях социальной сферы (здравоохранения, правопорядка и др.).
5. Психолого-педагогическая работа.
Данное направление предполагает проведение психолого-педагогической диагностики с целью психолого-педагогического изучения
индивидуальных особенностей личности обучающегося, резервов ее развития; познавательных возможностей и интересов обучающихся, резервов их развития; выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии обучающихся; изучения интересов обучающихся в связи с профоориентационной работой в образовательной организации; осуществление коррекционно-развивающей работы с учетом результатов психолого-педагогической диагностики совместно со специалистами образовательной организации и /или других организаций на основе сетевого взаимодействия; содействие личным достижениям обучающегося в доступных ему видах учебной и внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; осуществление здоровьесберегающей работы совместно со специалистами образовательной организации и / или других организаций на основе сетевого взаимодействия; проведение психолого-педагогического консультирования, направленного на оказание помощи обучающимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, преодоления учебных трудностей, проблем взаимоотношений между обучающимся, родителями, педагогами; осуществление профилактики, формирование и развитие психологически комфортных отношений в классе, образовательной организации, в семье; профилактику внутриличностных конфликтов; психолого-педагогическое содействие обеспечению управленческих процессов на основе проведения мониторинговых исследований психологического климата в системах администрация - педагоги – обучающиеся - родители, психолого-педагогического сопровождения эффективного их взаимодействия, участия в разработке программ развития общеобразовательной организации; осуществление просветительской деятельности для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.
Рекомендуемые разделы программы:
Пояснительная записка.
Условия реализации программы коррекционной работы.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ. Учебный план.
Особенности организации внеурочной, внешкольной деятельности для детей с ОВЗ.
Система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. (Механизм взаимодействия учителей, специалистов в процессе коррекционной работы).
План реализации коррекционных мероприятий.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Список литературы.
Пояснительная записка должна раскрывать назначение программы, ее концептуальные основы, цель, задачи, адресность (характеристика контингента обучающихся, особенности развития и т.д.). Указывается нормативно-правовая база разработки данного документа. Все компоненты пояснительной записки конкретизируются с учетом специфики учреждения.
Например: Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы - создать в МБОУ СОШ № систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
своевременно выявить детей с ограниченными возможностями здоровья;
определить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
разработать программно-методическое обеспечение для организации образовательного процесса и внеурочной деятельности;
организовать индивидуально - ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся - разработать программы коррекционной работы специалистов;
обеспечить получение дополнительных образовательных коррекционных услуг в процессе внеурочной деятельности;
оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
создать необходимую нормативно-правовую базу.
Характеристика контингента содержит следующие разделы:
количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
анализ особенностей детей на основании данных ПМПК, выделение групп со сходными дефектами развития;
анализ данных о динамике психического и физического состояния обучающихся, их психофизиологического потенциала;
анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с ОВЗ.
Срок реализации программы – 4 года.
2. Характеристика условий (созданных в настоящее время и планируемых) для реализации программы в конкретном ОУ осуществляется по следующим направлениям:
- кадровое обеспечение;
- психолого-педагогическое обеспечение;
- программно - методическое обеспечение;
- материально - техническое обеспечение;
- информационное обеспечение.
Например:
Кадровое обеспечение:
С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учителей начальных классов имеют специальное дефектологическое образование, прошли курсовую подготовку по теме «», в штатное расписание введены 1 ставка учителя - дефектолога, 0,5 ставки учителя - логопеда, педагога - психолога, социального педагога, медицинских работников.
Материально - техническое обеспечение:
Материально – техническая база включает: кабинет психолога, который имеет следующее обеспечение: , кабинет логопеда, включающий ., медицинский кабинет, имеющий лицензию на , кабинет здоровья позволяющий обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среду в школе.
Планируется до 20 г. создать материально - технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического развития в здание и помещения школы и организацию их обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения).
Программно- методическое:
При организации обучения детей с ОВЗ используются программы ,
учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ :
С целью обеспечения коррекционной работы разработан учебный план, адаптированные рабочие программы по предметам учебного плана, индивидуальные образовательные (маршруты) программы, программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы, программы для внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы имеют следующую направленность:
- профилактика школьной дезадаптации;
- развитие произвольности психических функций обучающихся с ОВЗ,
Психолого-педагогическое обеспечение:
С целью создания психолого-педагогических условий для проведения коррекционной работы в школе имеется следующее обеспечение:
Для решения комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, используются методы , приёмы .., средства обучения , образовательные и коррекционные программы, ориентированные на образовательные потребности детей; дифференцированное обучение.
Информационное обеспечение:
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды для чего в школе создана система широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам: методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы. Для этого в школьной библиотеке создан информационный отдел, разработан и функционирует сайт школы, на котором выставляется информация о
Проведение коррекционных мероприятий в процессе учебной деятельности.
Например:
Оказание помощи обучающимся с ОВЗ в преодолении затруднений в учебной деятельности проводится на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Перспектива».
На основе применения технологии деятельностного метода обучения у обучающихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).
Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности).
Учебный план
Учебный план для МБОУ СОШ № (обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ЗПР составлен в соответствии с
В учебном плане в разделе Коррекционная подготовка включен обязательный предмет «Ритмика».
Особенности организации внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.
Например:
Для осуществления обязательной коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ во время внеурочной деятельности проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия с
Кроме того, особое значение имеет включение обучающихся с ОВЗ в проектную деятельность, которая способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств обучающихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ОВЗ наравне с остальными обучающимися. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ОВЗ они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
5. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизм взаимодействия.
Обязательными направлениями для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, которые должны быть отражены в программе, являются:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В программе это может выглядеть следующим образом:
В целях комплексной помощи детям с ОВЗ в школе функционирует ПМПк. В состав консилиума входят специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, заместители директора по учебно-воспитательной работе, психолог, врач. Задачами ПМПк являются профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок, выявление отклонений в развитии, определение эффективности специальной помощи. Специалисты консилиума, опираясь на знание возрастных особенностей, проводят динамическое наблюдение и обследование учащихся с целью выявления пробелов предшествующего обучения и развития, их характера и причин, изучают социальную ситуацию развития ученика, условия, которые созданы ему в семье. По результатам первичного комплексного обследования ребенка специалистами - членами консилиума вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррекционной работы обучающегося. Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы проводится специалистами консилиума не менее одного раза в четверть. В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются результаты коррекционной работы, составляется заключение и психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, которые учитываются при решении вопроса о дальнейшей коррекционной работе с обучающимся.
6.План реализации коррекционных мероприятий конкретизирует всю проводимую ОУ работу с обучающимися с ОВЗ.
Пример плана
№ п/п
Перечень мероприятий
Содержание
Сроки
Цели, задачи
Диагностическая работа
Обследование устной и письменной речи обучающихся 1 класса
Индивидуальная диагностика
1-15 сентября
15-31 мая
Определение количества обучающихся, имеющих нарушения в речевом развитии
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционные занятия обучающихся с психологом по программе «»
Индивидуальные занятия
С 15 сентября по 15 мая
Развитие познавательных процессов
Методическая работа и работа с педагогами
Организация семинара по теме «»
Консультативная работа
Родительские собрания по актуальным темам
1. Особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями.
Ознакомление с результатами обследования и направлениями коррекционной работы
7. Планируемые результаты коррекционной работы
В качестве результатов коррекционной работы могут рассматриваться:
- динамика индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению программ учебных предметов (сравнительная характеристика данных ПМПк обучающихся с ОВЗ на разных этапах обучения);
- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий);
- увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- другие соответствующие показатели.
Используемая литература:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования глухих обучающихся;
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования слабослышащих обучающихся;
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся;
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся;
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся ТНР;
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА;
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР;
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС.
13 PAGE 14115
Заголовок 215