Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной адаптации в современном обществе
Куртиякова Оксана Васильевна
воспитатель.
"Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе"
Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.
Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.
Если проанализировать проблемы современных дошкольников, то можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
- недостаточный уровень речевого развития детей (особенно- связная речь, маленький словарный запас).
- в последнее время возросло количество детей с нарушениями в развитии речи.
Проблема развития речи детей изучалась ранее в трудах Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной. Но тема остается актуальной и на нынешнем этапе. Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.
Рассматривая понятие "социализация" нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Это позволяет ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.
Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа.
Цель данной работы: - создание для детей равных стартовых возможностей для дальнейшей социализации в обществе.
Для достижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:
Развивать социально-коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста .
Формировать у детей навыки положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
Определить пути продуктивного взаимодействия с родителями, оказать помощь в понимании своеобразия развития речи ребенка - дошкольника.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников предполагает формирование следующих умений:
понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);
получать необходимую информацию в общении;
выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
вести диалог со взрослыми и сверстниками;
спокойно отстаивать свое мнение;
принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.);
Для развития процесса социализации дошкольников используются в работе не только учебные задания, но и естественные ситуации для обучения навыкам социального поведения, переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации; специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляциПроблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
В свете введения Федерального государственного образовательного стандарта, задачи социально – коммуникативного развития дошкольников:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Для эффективности работы необходимо использовать различные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников.
В образовательной деятельности в режиме дня:
- совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми, с применением игр, направленных на социально-коммуникативное развитие.
- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);
- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.
В самостоятельной деятельности детей:
- индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;
- самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М., Академия 1997
2. Выготский Л.С.. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. -М., 1986
3. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. - "Детство - Пресс", 2009
4.Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17.10. 2013г. №1155. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. КонсультантПлюс