Конспект по окружающему миру на тему Февраль — месяц метелей и вьюг


Название УМК: Начальная школа XXI века. Предмет: окружающий мир. Класс: 1
Тема урока: «Февраль – месяц метелей и вьюг»
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок дан в разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого отношения к птицам, животным.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: определять особенности третьего месяца зимы, сопоставлять народные приметы февраля с собственными наблюдениями, объяснять понятия метель, вьюга, пурга, оттепель.
Задачи урока: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять смысловое чтение; знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель»; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, происходящими в природе. 2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели. 3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений. 4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.Ход урока:1. Орг.момент
Учитель:
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научитесь наблюдать
Будем вместе развивать у себя внимательность
А поможет всё узнать наша любознательность.
Учитель:
- Сегодня у нас урок окружающего мира. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я думаю, на уроке всем будет интересно, но если вам будет трудно, я помогу.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, а вы любите сказки? Послушайте отрывок из сказки
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «12 месяцев» (отрывок)
И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:
-Братец Январь, уступи мне на час свое место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
—  Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
—  Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров… Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.
—  Ну, будь по-вашему, — сказал Январь.
Стукнул он ледяным своим посохом и заговорил:
Не трещите морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё замораживать,
Человечье жильё выхолаживать.
Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.
—  Ну, теперь твой черед, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.
Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю,
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю.
И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
– Кто догадался, как называется эта сказка?
- У вас на партах лежит листок, на нём справа и слева записаны названия месяцев. Давайте их прочитаем, а в середине листа - ЗИМА. А теперь работая в парах, проведите от слова ЗИМА к тем месяцам, к/е относятся к этому времени года. (МУЗЫКА)
Переодевание в костюм ЗИМЫ. Учитель:
- Вы меня сегодня ждали? Вот и я сама!
С вьюгой, снегом, холодами, Русская Зима!
Я Волшебница – Зима, на урок я к вам пришла.
И не просто я пришла.
Я покрыла поле снегом,
Снег на ветки лег.
Пруд и речку заковала я под крепкий лёд!
- Ребята, я пришла к вам сегодня не случайно.
Я принесла вам, тему нашего сегодняшнего урока, но для этого вы должны отгадать загадку, которую я для вас приготовила. Но сначала, положите голову на парту и закройте глазки.
3. Изучение новой темы.
Учитель:
- Снег мешками валит с неба. С дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели, На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Что, скажи, за месяц это?– Поднимите голову, откройте глазки. Вы догадались, что это за месяц? Давайте прочитаем тему урока. (Слайд 1)
Учитель:
- Ребята, но у меня для вас есть ещё одно интересное задание. У каждого из вас на партах лежат листочки, на которых записаны слова (ЖАРА, СНЕГ, ДОЖДЬ, МОРОЗ). Выберете те природные явления, к/е происходят зимой и подчеркните их ручкой или простым карандашом.
Какие это явления? А почему?
- Ребята, а февраль – это какой по счёту зимний месяц? (3), а какой по счёту в году? (2)
- Я предлагаю вам, вспомнить загадку, и назвать природные явления, к/е указывают на февраль. (Слайд 2).
ФИЗМИНУТКА
Учитель:
- Ребята, февраль называют месяцем метелей и вьюг, потому что В феврале хозяйничают 2 подруги: метель да вьюга. Метель и вьюга образовались от слов МЕСТИ И ВИТЬСЯ. Ветер может мести снег вдоль дорог и полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. (Слайд 3) Сильную метель называют бураном или пургою.
- А ещё в феврале часто бывает и оттепель.
- Оттепель – одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять. (Слайд 4)
- А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период? (капель). В этот период в природе можно услышать капель. Она заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда февраль называют «дотерпи до весны».
- Откройте учебник на стр. 71 или 7и 1. Перед вами рассказ «Лесные новости». И сейчас мы прочитаем его вместе. (Андрианова, Борщ, Ушакова) СНЯТЬ КОСТЮМ.
- Что интересного вы для себя узнали?
- О каких животных говорится в тесте?
- Какие звери проводят зиму в спячке?
- Зачем заяц путает следы?
- ФИЗМИНУТКА (снежинки)
Учитель:
- Февраль – это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года. Многие писатели и поэты восхищались зимой в своих произведениях. И сейчас, ребята расскажут нам отрывки из стихотворений, посвящённые этому времени года. ( Цирятьев, Воротникова, Ушакова)
- Люди не только писали стихотворения о Зиме, но и сложили народные приметы. А какие вы сейчас узнаете. У каждой группы на партах есть конверт, а в нем разбита на несколько частей народная примета. Вы должны собрать её. Работаете вы в группе сообща, прислушиваясь к каждому мнению. ( ДОПОЛНИТЕЛЬНО Спросить 1 – 2 группы, чтобы зачитали и объяснили смысл ). ( Если не успеваем, то : Ребята, а на следующем уроке мы продолжим работу с народными приметами)РЕФЛЕКСИЯ
Учитель:
- У каждого из вас на партах лежат волшебные снежинки, а как вы думаете почему?
- Если вы довольны уроком, считаете что хорошо поработали, поднимите снежинку красного цвета.
- А если вам было трудно и вам понадобится помощь учителя, поднимите снежинку жёлтого цвета.
- Я рада, что сегодня на уроке вы хорошо поработали. Спасибо, урок окончен.