Урок истории Древний Китай и Древняя Индия


ТЕМА: Древний Китай и Древняя Индия
Цели:
образовательная: повторить основные события, даты, понятия, имена, страны, по теме «Древний Китай и Индия»»; развивающая: продолжать развивать память, внимание, умение мыслить, развивать интерес к истории;
воспитательная: воспитывать чувство уважения к древней истории, к людям, жившим в те времена.
Тип урока: повторение, игра
Оборудование : физическая карта , карточки, ИКТ, иллюстрации учащихся,
1.Организационный момент.
1) Эпиграф к уроку – высказывание Конфуций
«Я передаю, но не создаю, я верю в древность и люблю её».
3) Презентация
4) Карточки с заданиями
Ход урока:
Класс разделить на две группы:
Задание№1
Конкурс «Кто быстрее»
1. Назовите все страны Древнего Востока, с которыми вы познакомились?
( Индия,Китай)
2.Назовите самые высокие горы в мире. Они защищают Индию с севера.(Гималаи)
3.В Индии люди делились на сколько групп? (4)
4.Древние религии Восточных стран?
5.В какой стране появилась бумага, порох, компас?
6.Отец китайской истории ( Сыма Цянь)
7.В каком веке построили Великую китайскую стену?
8.По территории современного Китая протекают две большие реки?
9. Основатель буддизма? (СиддхартхаГаутама)
10.Назовите древние эпосы Индии? ( Махабхарата и Рамаяна)
Задание№2
Конкурс « Реставрация».
Организовать деятельность учащихся по повторению и закреплению знаний исторических фактов, дат, понятий, имен.
Во время путешествия были обнаружены древние свитки. Местами почерневшие от времени и сырости; чернила размылись и выцвели. Какую же тайну хранят свитки?
1 свиток
В верхнем и среднем течении реки ____начало развиваться производство. До IV в. до н. э. на _______Индии сформировались малые государства. В конце IV в. до н. э. правители ______создали крупное государство. Чандрагупта основал династию ___________. В середине III века до н.э. происходит ________ Индийского государства при царе Ашока. Жители Индии занимались _________ поливали поля при помощи ______. В городах развивалось _________. Индия установила торговые отношения со странами Средней Азии, Грецией и Египтом.
( слова: расцвет, север, земледелие, Ганг, плотины, Магадха, ремесло, Маурия ).
2 свиток
Во времена правления Чандрагупты была создана сложная система управления страной. Земледельцы платили ________________________часть зерна, а ремесленники _______________________ часть продукции. В Индии люди делились на ___________. Служителей религии называли _______ они были связующим звеном между богом ________и народом
Военные люди- _____________________защищали страну следили за порядком в государстве. Земледельцев, торговцев, скотоводов, ремесленников называли _______ и они должны были слушаться брахманов и воинов.
Четвертая каста -________должны были работать на касты стоящие выше их. Каждая каста или варна могла жить только на уровне своей группы.
( слова: касты, кшатрии, четвертая, шудры, Брахма, десятая, брахманы, вайшии).
3 свиток
В среднем и нижнем течении ____до III в. до н.э. существовало государство Чжоу. В III в. до н.э. государство __________________________подчинило себе мелкие государства в долине рек Янцзы и Хуанхэ.
Первый властелин Цинь стал именоваться ________. Он разделил страну на ____________областей во главе с наместниками.
Жители Китая занимались_______в долинах рек, а в горных и степных районах было развито ______. Также было хорошо развито и _____, особенное внимание уделялось производству ______ . Это позже привело к открытию Великого Шелкового пути.
( слова: Цинь Шихуан-ди, ремесло, земледелие, Хуанхэ, скотоводство, шелковые ткани, 36 ).
4 свиток
Начиная с VII-VI в сельском хозяйстве и ремесле стали использовать _________.
Города в Китае при династии Цинь превратились в центры торговли и ремесла.
Основой китайского общества была _______, главную роль в которой играл _____.
Все семьи объединялись в _________.Земля делилась на _____частей, ____часть принадлежала царскому чиновнику, а остальные восемь частей использовала .
Община платила _____________________в казну императора и царского чиновника
( слова: сельская община, железо, девять, семья, одна, мужчина, община, налоги).
О чем мы узнали из свитков
Итак, из свитков мы узнали о социально-экономической жизни Китая и Индии.
Задание№3
Древняя Индия.
100 баллов – Как называлась религия древних индийцев?
300 баллов – Сколько дней в индийском календаре?
500 баллов – Какое произведение рассказывает о борьбе между потомками царя Бхараты - Кауравами и Пандавами?
700 баллов – О чем рассказывает эпос «Рамаяна»?. 1000 баллов – Какие науки были развиты в Индии. Приведите примеры?
Древний Китай.
100 баллов – Как называлось письмо Китая?
300 баллов – На чем писали в Китае в первом веке до н.э.
500 баллов – Для защиты, от каких племен была построена Великая китайская стена?
700 баллов – Отец китайской истории? О чем рассказывает Сыма Цянь в своих « Исторических записках»?
1000 баллов – Назвать имя древнекитайского мудреца и высшую добродетель по его учению.
Какой вывод мы можем сделать о культуре и науке Индии и Китая.
Задание№4
« Что в сундучке?».
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Определить достижения стран, которыми мы пользуемся до сих пор.
Во время путешествия был найден сундучок и в нем находится то, чем мы пользуемся сейчас, но создано в древние времена. По описанию вы должны назвать этот предмет, и страну из которой к нам пришел этот предмет
1. Когда путешественники попробовали это, они удивились, по цвету, этот продукт отличался от меда, а по вкусу он был слаще его. ( Сахар, Индия).
2. Белая «шерсть» на кустах. (хлопок, Индия)
3. Без него нельзя отправляться в дальний путь. Это есть и на корабле, и у геолога, и у туриста (Компас – из куска природного магнитного железняка выделывалась ложка с короткой ручкой. Ее ставили на отполированную каменную плиту. Ложка начинала вращаться до тех пор, пока ее ручка не указывала на юг, т.к. большая часть ложки притягивалась к северу.
компас, Китай).
4. Чтобы получить этот предмет, тонкие ленты коры варили в растворе извести. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. ( бумага, Китай).
5. Кто-то называет это игрой, кто-то спортом. И заставляет ум работать. (шахматы, Индия).
6. Жители считали этот напиток лекарством. (чай, Индия)
Задание№5
Конкурс «Капитаны, вперёд!»
Первый этап – «Вычеркни лишнее слово». Найди его и объясни почему.
1. а) Хуанхэ, Тигр, Ганг, Инд;
б) шахматы, бумага, корабль, хлопок;
в) пирамиды, иероглифы, бумага;
г) чай, алфавит, компас, шёлк.
д) Брахман, шудры, фараон, неприкасаемые;
Второй этап –составь предложения со следующими наборами слов.
1.Индия, царь, Чандрагупта.
2. Гений Конфуций, Китай
Задание№6
Конкурс « Узнай термин»
Отстойник для воды - (хауз)
вождь племен Индии (Раджа)
китайская письменность (Иероглифы)
воины индии (кшатрии)
служители религии Индии (брахманы)
Задание№7
Конкурс «Вам письмо»
Первое письмо – «Просьба о помощи».
«Дорогие ребята, я очень известный путешественник, но попал в трудную ситуацию, и поэтому своё имя называть не буду.
Дело вот в чём.
Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находится между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить столицу Индии город Вавилон, увидеть пирамиду Хеопса и границу Тутанхамона. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».
- Ребята! Подскажите, в чём тут дело?
«Египет – большое красивое государство, расположенное между двумя реками – Янцзы и Хуанхе. Столица Египта – город Ниневия, где жил великий египетский мудрец Конфуций, который в своих книгах рассказывал об обычаях своей страны.
Например, он говорил о том, что в Египте побеждённых царей других стран впрягали в колесницу фараонов вместо животных. В губы и ноздри им вставляли кольцо и водили на верёвке, полуголых и грязных держали в клетке у городских ворот» Задание№8
Восстановите порядок букв в словах
ОКФНЦИЙУ
РМАНАЯА
ИДНОСАТН
ИСОТРЯИ