Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе. Тема: « Там на неведомых дорожках».
МБДОУ «Детский сад« Чайка».
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе.
Тема: « Там на неведомых дорожках».
Воспитатель. Жукова Е.Г.
г. Горняк 2015 г.
Программное содержание:
- Уточнить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.
- Развивать умение детей описывать игрушки, активизировать и расширять словарный запас.
-Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя.
- Развивать зрительное внимание детей при рассматривании сюжетной иллюстрации из сказок, замечать несоответствие содержанию сказки, высказывать своё суждение.
- Развивать речевой выдох.
- Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художественному произведению, умению сопереживать героям сказки, желание помочь.
Предварительная работа.
Воспоминание о ранее прочитанных сказках, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание и описание игрушки медведя, чтение сказки « Три медведя».
Оборудование.
Воздушный шарик, самодельная книга с пустыми страницами. Иллюстрация к сказке « Репка» ( вместо внучки- заяц). Ширма- домик с окошками ( в окошках - герои сказки « Теремок», кроме медведя), мягкая игрушка- медведь, кукла Машенька. Игрушечные кастрюли, наполовину наполненные водой, и трубочки для коктейля на каждого ребёнка. Иллюстрации к сказкам; « Курочка Ряба», « Колобок», « Три медведя». Книга « Русские народные сказки».
Ход занятия.
Сюрпризный момент « Книга сказок». Дети заходят в группу и видят взлетевший к потолку воздушный шарик, к ниточке которого привязана книга.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите: к нам в группу прилетел воздушный шарик и принёс нам книгу (берёт книгу в руки). Это волшебная книга со сказками! Давайте почитаем!
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: - Ой, но здесь нет никаких сказок! Страницы книги пусты (перелистывает книгу и показывает детям). Наверное, сказки потерялись. Всё же одна иллюстрация есть (показывает иллюстрацию к сказке « Репка»). К какой сказке эта иллюстрация? Всё ли на ней правильно изображено? Дети объясняют, что в сказке «Репка» нет зайчика, а вместо него должна быть внучка.
- Молодцы! Вы такие внимательные. Но, где же другие сказки? Давайте их найдём!
Дети встают за воспитателем и идут по « дорожке».
Физминутка.
« Мы шагаем по дорожке:
Раз – два! Раз – два!
Громко хлопаем в ладошки:
Раз- два! Раз – два!
Поднимаем ручки
К солнышку и тучке.
У дорожки – теремок.
Он не низок (приседают),
Не высок (встают).
В нём живёт лягушка Квак,
Быстро прыгает, вот так!» (прыжки на месте).
Дети выполняют движения в соответствии с содержанием текста.
Дети с воспитателем подходят к домику – ширме.
Да тут и впрямь теремок стоит! Кто же здесь живёт? Дети называют героев сказки « Теремок», воспитатель вставляет мордочки животных в окошечки.
- У всех героев этой сказки есть свои прозвища. Здесь живёт не просто лиса, а лисичка- …(сестричка), зайка - …(попрыгай-ка), мышка - …(норушка), лягушка - …(квакушка), волчок - …(серый бочок).Мышка – норушка – хозяюшка. Рано утром встаёт, кашку вкусную всем варит, да приговаривает: ( дети чётко произносят слова вместе с воспитателем ).
Ну – ко, ну – ко, ну – ко, ну –ли,
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите!
Кашу сладкую варите,
В теремке всех накормите.
- Давайте поможем мышке сварить вкусную кашу!
Дети проходят к столам.
Дыхательное упражнение « Каша кипит»: перед каждым ребёнком на столе стоит игрушечная кастрюля, наполовину наполненная водой, и трубочка для коктейля. Дети вдыхают носом и выдыхают воздух ртом через трубочку в воду так, чтобы на поверхности воды появились пузырьки -3 раза.
- Умницы, кашу сварили. Теперь все жители теремка будут сыты.
Словарная работа.
- Ребята, а мы с вами про кого – то забыли. Кто же ещё был в сказке « Теремок»? Конечно, же, медведь. Что – то я забыла, как выглядит медведь. Какой он? Дети подбирают прилагательные: большой, коричневый, косолапый. Неуклюжий, толстопятый и т.д..- А что умеет делать медведь? Подбор глаголов детьми: (рычит, переваливается, ловит рыбку, лазит по деревьям, спит в берлоге, сосёт лапу, рвёт малину т.д.)Медведь живёт в лесу, это дикий зверь.
- Вы мне так хорошо рассказали про медведя, что я сразу поняла, что это и есть медведь (достаёт мягкую игрушку-медведя). А ещё я знаю сказку, в которой живёт медведь. Он там говорит: « Сяду на пенёк, съем пирожок!» Как называется эта сказка? Дети:- « Маша и медведь».
- Правильно дети, это сказка «Маша и медведь». Посмотрите, у нашего медведя даже короб есть. Давайте посмотрим, что в нём? (Находит куклу Машеньку). Да это же Машенька, давайте поздороваемся с ней! ( Маша здоровается с детьми).
-Мишка и Маша приглашают нас на танец! Хотите потанцевать? (Танец «Мишка с Машей громко топают».)
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, а в коробе ещё что-то есть. Давайте посмотрим! Да это наши потерянные сказки, но что бы их увидеть, надо разгадать загадки. Слушайте внимательно.
Как- то мышка невеличка на пол сбросила яичко
Плачет баба, плачет дед, что за сказка , дай ответ. ( Курочка - Ряба). Достаю иллюстрацию к сказке.
Вопросы к сказке.
Кого вы видите на картинке?
Какое яйцо снесла курочка?
Кто разбил яйцо?
- Послушайте ещё одну загадку.
На сметане я мешён
На окошке я стужён
У меня румяный бок
А зовусь я … (колобок). Дети рассматривают иллюстрацию.
Вопросы к сказке.
Кто слепил колобка?
Кого встретил колобок в лесу?
Кто обманул колобка и съел его?
- Молодцы ребята, отгадайте ещё одну загадку.
Возле леса на опушке трое их живут в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Отгадайте без подсказки
Кто ,герои этой сказки? ( Три медведя)
Вопросы к сказке.
Как звали медведей в сказке?
Каким голосом говорил Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?
Что сломала девочка в домике у медведей?
Воспитатель подводит положительный итог НОД, произнося слова похвалы. Незаметно достаёт книгу сказок с иллюстрациями и показывает детям: « Вот мы и помогли сказкам вернуться обратно в книгу. Эта книга будет жить в нашем книжном уголке, и мы сможем в любое время прочитать наши любимые сказки.
Самоанализ НОД по развитию речи на тему:
«Там на неведомых дорожках».
Программное содержание:
- Уточнить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.
- Развивать умение детей описывать игрушки, активизировать и расширять словарный запас.
-Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя.
- Развивать зрительное внимание детей при рассматривании сюжетной иллюстрации из сказок, замечать несоответствие содержанию сказки, высказывать своё суждение.
- Развивать речевой выдох.
- Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художественному произведению, умению сопереживать героям сказки, желание помочь.
2. НОД соответствовало поставленным задачам.
3.НОД провела в игровой форме.
4. При проведении НОД использовала такие методы и приёмы, как беседа, игра, сюрпризный момент.
5. Красочно оформленные пособия и материалы помогли в проведении НОД.
6. Дети были увлечены на протяжении всей непрерывно образовательной деятельности, с удовольствием принимали участие в беседах, активно отвечали на вопросы, делали самостоятельные выводы.
7. Заинтересованность детей прослеживалось на протяжении всей непрерывно образовательной деятельности.
8. Намеченных целей и задач при проведении НОД достигла.
9. При подготовке к занятию была проведена предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание и описание игрушки медведя.
10. Считаю, что непрерывную образовательную деятельность провела успешно. Дети получили запланированные в задачах знания.