Программа элективного курса для студентов 1 курса «Истоки православия»


Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Славянский злектротехнологический техникум»






Программа элективного курса для студентов 1 курса
«Истоки православия»



Составил преподаватель:
Стеванич Г.Н.












Славянск-на-Кубани, 2016
Пояснительная записка
Программа элективного курса социально- педагогического направления « Истоки православия» составлена на основе « Примерного содержания образования по учебной дисциплине «Православная культура» для 1-го года обучения. Особенностью курса является его историко-культурологическая направленность.
Принцип отбора материала
- принцип нравственной значимости и художественности материала;
- принцип привлекательности и доступности для детей; личностно- ценностного соответствия. Смысл данного принципа заключается в обеспечении личностного отношения ребенка к тому содержанию, с которым он будет знакомиться.
- принцип педагогической емкости; содержательных обобщений
Цели и задачи курса
Основная цель курса – развивать первичные представления о православной культуре, знакомить с красивым миром православной культуры через радость православных праздников, источником которых является христианская вера, и их отражении в традициях жизни христиан.
Общие задачи курса
-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно- нравственного и эстетического развития личности - воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости и дружелюбия и др.)
Задачи духовно- нравственного образования:
- дать знания о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики - развитие нравственных чувств ( сопереживания, ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности)
- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно- нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
Задачи эстетического образования
- развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры. – развитие художественных представлений и понятий о православной культуре - развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства
Принципы построения программы
-принцип обучения в атмосфере предмета предполагает создание атмосферы увлеченности содержанием учебной дисциплины
- принцип личностно- ценностного соответствия. Смысл данного принципа заключается в обеспечении личностного отношения учащегося к тому содержанию, с которым он будет знакомиться.
- принцип содержательных обобщений;
Методы и приемы
При решении главной цели курса основным приемом является и использование годового круга- календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и представленных в историко-культурном контексте восприятия событий православными детьми из произведений русской художественной ( И.С. Шмелев, Никифоров- Волгин и др.) и житийной литературы
В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения
1. Православная культура как эмоционально- ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками понимания христианами правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел.
2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках( лепка, сочинение сказок)
3.Православная культура как язык( способ) выражения осваивается как язык православной духовной культуры и искусства. Материал программы 1 года включает компоненты всех трех направлений и по уровню сложности соответствуют возможностям обучающихся
Методика преподавания курса
- использование рассказов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию (события Ветхого и Нового завета, жития святых, евангельские притчи)
- широкое использование наглядных пособий (картин, изображающих излагаемые события и родную природу, икон, фотографий храмов, монастырей)
- использование методов беседы и анализа текста
- зарисовки в течение занятий (творческого и поискового характера)
- слушание музыки и пение
- создание поделок, лепка
- игры
- чтение, сочинение сказок и рассказов
- занятия на природе
- проведение праздников
- подготовка презентаций

Система занятий предполагает выполнение творческих работ студентами как на занятиях, так и дома

Обоснование актуальности необходимости создания данной программы
Актуальность изучения православной культуры и ее истоков обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально- гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях.
Культура России сформировалась под воздействием Православия. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально- гуманитарного знания. Являясь историческим ядром российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знаний основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обуславливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российских образовательных учреждений школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.
Отличие данной программы от аналогичных существующих
Данная программа способствует достижению главной цели в обучении учащихся курса «Истоки православия». Одним из ведущих общих принципов программы является личностно- ориентированный подход, решается задача обеспечения личностного отношения обучающихся к тому содержанию, с которым они будут знакомиться .Это предполагает развитие умений учащихся смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры ( художника, строителя, музыканта, писателя, архитектора), т.е. способность эстетического восприятия. Программа предусматривает межпредметные связи с образовательными областями как « Обществознание», « Искусство» и « Филология».На основе учебного материала для 1года обучения закладываются основы для развития таких способностей как нравственные и эстетические чувства. Важным в данной программе является творческая деятельность учащихся на уроках (зарисовки, украшение творческих работ, создание поделок, лепка, сочинение сказок и стихов, пение на основе содержания православной культуры, подготовка презентаций). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей ( художников, архитекторов, музыкантов, композиторов)- создателей объектов православной культуры




Виды и формы самостоятельной работы, практической, творческой, исследовательской деятельности учащихся
1 Зарисовки в течение урока и домашние задания в форме рисунков
2 Сочинение сказок
3.Подбор загадок о природных явлениях
4 Слушаем музыку и рисуем
5 Сочинение рождественских колядок, поделки
6 Аппликации. Открытки
7 Исследование творческой деятельности любимого поэта, писателя, музыканта
8 Конкурс рисунков, сказок, поделок
9 Рассказ о храме г.Сочи
10 Презентации
Условия эффективности реализации программы
1. Использовать в курсе православную христианскую литературу, справочную, хрестоматийную, научную, музыкальную литературу
2. Использовать наглядные пособия( слайды, фотографии, картины)
3. Использовать средства ТСО ( СД-диски, аудио-видеокассеты)
4. Использование Интернет ресурса

Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Теория
Практика

1
Урок-знакомство
2
1
1

2
Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем
16
8
8

3
В ожидании Рождества- самого красивого события зимы
14
9
5

4
Праздники- радости
20
11
9

5
Пасха: цвета и звуки весны
16
8
8

6
Презентации
4
-
4


Итого
72
37
35



Календарно- тематический план

Дата
Название темы
Количество часов



теория
практика


Тема 1. Урок- знакомство
1
1


Тема 2.Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем
8
8


Красота в окружающем мире
1
1


Поиски красивого вокруг себя.
1
1


Красота рукотворная и нерукотворная
1
1


Бог- Творец красивого мира
1
1


Сотворение человека
1
1


Правила жизни, данные людям
1
1


Как изобразить доброе и красивое?
1
1


Повторение темы
1
1


Тема 3. В ожидании Рождества – самого красивого события зимы
9
5


Как люди покинули рай
1
1


Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира
1
1


Добрые и злые люди
2
-


За что были наказаны люди
2
-


Как Бог простил людей.
2
-


В ожидании праздника
1
1


Повторение темы
-
2


Тема 4. Праздники- радости
11
9


Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова
1
1


Зимние радости. Святки.
1
1


Праздник Крещения

1
1


Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.
2
2


Праздник дня защитника Отечества
1
1


Радости Масленицы. Прощеное воскресенье
1
1


Как люди предали Христа.
2
-


Повторение темы
2
2


Тема 5. Пасха: цвета и звуки весны.
8
8


Весенние радости
1
1


В ожидании праздника
1
1


Какого цвета праздник Пасхи?
1
1


Праздник Дня Победы
1
1


Родословие моей семьи
1
1


Мои обязанности
2
-


Православный храм
1
1


Повторение темы
-
2


Тема 6. Обобщающее повторение . Презентации
-
4


Итого
37
35


Содержание
1 год обучения
Тема 1.Урок – знакомство
Вводное занятие: знакомство педагога с учащимися, знакомство с программой, правилами техники безопасности.
Тема 2. Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.
Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история о сотворении мира. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое слово, в изображении и в звучании. Ангел хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библии
Формы контроля - сочинение сказок на заданную тему, коллективная творческая работа « Наш красивый мир».
Тема 3. В ожидании Рождества – самого красивого события зимы.
Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Поступки человека. Прощение родителей. Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Добрые и злые люди. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Обещание Бога людям. Красота зимы. Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Песнопения и величания.
Формы контроля - беседа, составление настенного панно на тему « Радость»
Тема 4. Праздники- радости.
Рождество Христово - самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий Донской.
Формы контроля - рассказ о любимом герои, рисунки, загадки и басни на нравственные темы, плакат « День Ангела ».
Тема 5. Пасха: цвета и звуки весны.
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Лики Святых .Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого – сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
Формы контроля – аппликации, открытки, рисунки на тему « Празднование пасхи», «Дерево моих добрых обязанностей-дел»
Тема 6. Обобщающее повторение
Повторение изученного материала за учебный год.
Формы контроля- презентации по темам программы



Формы и виды контроля
Данная программа предусматривает сочетание разнообразных форм контроля теоретических и практических умений и навыков учащихся. Формами подведения итогов реализации программы являются: представление самостоятельных творческих работ учащихся, участие в различных конкурсах.
Самостоятельная работа проводится на всех этапах изучения блоков или его разделов. Видами контроля самостоятельной работы являются:
Предварительный контроль. Цель организации контроля - определение познавательных интересов учащихся. Срок проведения - сентябрь
Текущий контроль. Цель организации контроля - проверка усвоения материала (предыдущего и изучаемого). Форма организация контроля - повторение темы( устный опрос),творческие задания. Срок проведения – на всех этапах изучения блока или его раздела.
Тематический контроль. Цель организации контроля - выявление знаний, навыков и умений учащихся по итогам изучения отдельных блоков и разделов. Форма организации контроля - творческое задание, тест, участие в конкурсах.
Итоговый контроль по изучаемой теме. Цель организации контроля - контроль знаний и умений учащихся по программному материалу за 1 и 2 полугодия. Форма контроля - тест, практические контрольные задания, презентация
Для успешной реализации программы следует придерживаться следующих методических рекомендаций
- постараться сберечь в детях то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого
- научить детей ничего не бояться, помочь им сформировать и ощутить в себе личность
- стараться поддержать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать
- выбирать наиболее удачные формы организации образовательного процесса

Предполагаемые результаты
По окончании изучения курса « Истоки православия» предполагается получение школьниками историко- культурологических знаний в области: -древних религий, славянской мифологии, -православных видов богослужения, -православной этики -архитектуры, -устройства и назначения храма
-овладение богословской терминологией -знакомство с иконописью, фреской, агиографией
-должны хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников
-должны уметь работать с историческими картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов , проектов и других работ исследовательского характера
-обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу
План воспитательной работы

Наименование мероприятия, содержание деятельности
Срок проведения

1
Презентация «Крещение на Руси»
20.01.10

2
Диспут «Православие и российское общество»
19.03.10

3
Выставка фотографий « Храм- дом Божий
18.05.10

4
Беседа « Иконопись на Руси»



Организационная работа кружка
За основу уроков курса избрана интегративная тема «История христианской Церкви в житиях ее святых»
Введение в содержание занятий рассказов и стихотворений отечественных авторов, использование библейских сюжетов в произведениях христианской православной культуры
Использование наглядных пособий (картин, икон)
Использование методов беседы и анализа текста
Использование аудио- и видеоматериалов, Интернет ресурса
Выполнение самостоятельных творческих работ
Проведение занятий, праздников с родителями
8 Проведение внеклассных мероприятий по темам: «Православие как гарант межэтнического и межрелигиозного мира в России», «Пасха красная», «Рождественская елка», «Неделя святых жен-мироносиц»
Литература
Бородина А.В. Программа историко-культурологического курса « История религиозной культуры для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий». М.2005
Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие. 4-е изд. испр. и доп.- М.: Покров, 2005
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителей.- М.: Православная педагогика
Ионина Н.А.Православные святыни- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007
Неволина Е. Библейская азбука -М.: ОЛМА- ПРЕСС Гранд,2003








15