Использование информационных технологий в обучении английскому языку
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение «Уйская средняя общеобразовательная школа имени А.И. Тихонова»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Использование информационных технологий в обучении английскому языку»
Автор: учитель английского языка
Айбулатова Разиля Шамиловна с. Уйское 2014год
Содержание
Краткая аннотация проекта……………………………………………..3
Обоснование необходимости проекта…………………………………3
Цели и задачи проекта…………………………………………………..4
Ресурсное обеспечение………………………………………………….5
Партнеры…………………………………………………………………6
Этапы реализации проекта………………………………………………6
Основное содержание……………………………………………………7
Предполагаемые образовательные результаты проекта и социальный эффект……………………………………………………………………20
Перспективы дальнейшего развития проекта………………………….22
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………...
Краткая аннотация проекта
Уровень образования Основное общее образование
Среднее (полное) образование
Возрастная группа учащихся 5 –11 класс
Предмет Английский язык
Целевая аудитория Учителя английского языка
Тип ресурса Практико-ориентированный проект
Краткое описание ресурса Инновационный проект, описывающий методику проведения нестандартных уроков английского языка, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся
Автор Айбулатова Разиля ШамиловнаТема «Использование информационных технологий в обучении английскому языку»
2. Обоснование необходимости проекта
XXI в. поставил ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют вызовами XXI в. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред в сфере образования. Использование компьютерных технологий обучения в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. XXI век – век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И наша задача - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе в рамках средней школы. Компьютер может выполнять многие функции и не зря, поэтому, его часто сравнивают с искусственным интеллектом. Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии (НИТ). Широкие перспективы для НИТ открываются и в педагогической области. Использование НИТ в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей НИТ вызывает к жизни и новые формы обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком Для того чтобы система образования была готова принять эти вызовы, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Информационные технологии и образование — эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI в. и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.
В настоящее время, в эпоху информационных технологий владение иностранным языком рассматривается как важный фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Иностранные языки изучаются в целях их дальнейшего функционирования в качестве инструмента всестороннего информационного обмена, взаимодействия национальных культур, усвоения личностью общечеловеческих ценностей. Возрастают потребности страны в специалистах, способных использовать иностранные языки для эффективного обеспечения различных видов коммуникации.
3.Цели и задачи проекта
Цели и задачи учителя иностранного языка состоят в том, чтобы: 1) создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество; 2) повысить познавательную и информационную активность учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Современная педагогическая технология - использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения. Использование компьютера на уроке чаще всего сводится к применению компьютерных обучающих программ.
4.Ресурсное обеспечение
Программные продукты, используемые в образовательной сфере, или ЭОР, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению.Информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи) на CD или DVD содержат огромный объем фактологических данных и иллюстративного материала, который представлен обычно в более привлекательной форме, чем на бумажных носителях. За счет анимации, системы поиска, видеофрагментов, различных звуковых эффектов, а также викторин, тестов и других форм контроля знаний эти электронные ресурсы могут соперничать с мультимедийными учебными пособиями. Они, как правило, не используются самостоятельно, а играют вспомогательную роль, как источник информации для работы над проектами, презентациями, электронными рефератами.Электронные книги для чтения и DVD-фильмы необыкновенно привлекательны для учащихся, а учителю, управляющему процессом чтения/просмотра в контексте изучаемого материала, они дают возможность работать на уровне вербального и невербального гипертекста, обеспечивая тем самым изобразительную наглядность для всего класса. Часто такие ресурсы сопровождаются интерактивными упражнениями и заданиями, направленными на активизацию познавательной активности и повышение мотивации учащихся к освоению предмета.Электронные пособия и методические материалы (разработки уроков, методические рекомендации, тренировочные упражнения и лабораторные работы, тесты и другие контрольно-измерительные материалы) представляют собой ресурс учителя-предметника, оказывая ему методическую помощь при подготовке к урокам, составлении контрольных заданий, подведении итогов овладения предметными компетенциями.Комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры) являются наиболее законченными и самодостаточными видами ЭОР и нацелены на высшую степень автономии учащегося. Они, как правило, предназначены для самостоятельной работы в классе или дома, когда составляющие учебной деятельности управляются и контролируются самим учащимся, а общий мониторинг осуществляется учителем. Они являются очень удобным и эффективным средством обучения, если поставлена задача самостоятельной отработки той или иной темы. Интернет-ресурсы (электронная почта, образовательные сайты, порталы и социальные сети, коллекции цифровых образовательных ресурсов, энциклопедии, словари, и пр.) объединяют в себе свойства всех вышеупомянутых программных продуктов, представляя собой самое мощное на сегодняшний день средство получения информации, решения учебных задач и делового электронного общения. В ресурсном центре составляется и постоянно пополняется список Интернет-адресов, по которым учителя и учащиеся могут найти и загрузить необходимые ЭОР и программное обеспечение; получить консультацию специалистов в области ИКТ и методики использования ЭОР в учебном процессе; ознакомиться с научными материалами конференций, семинаров и методическими разработками, хранящимися на образовательных порталах; принять участие в конкурсах и работе сетевых профессиональных сообществ или пройти дистанционное обучение и тестирование. При работе в сети Интернет особенно важным становится навык использования поисковых машин, необходимый для оптимизации процесса поиска информации.Авторские учебно-методические программные средства для сопровождения уроков (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков, тренировочные упражнения и задания, контрольно-измерительные материалы и пр.), создаются учителем или учащимися для решения конкретных образовательных задач. Подобные ресурсы бывают, как правило, не столь высокого качества, как ЭОР, созданные профессиональными программистами, однако пройдя соответствующую подготовку в области ИКТ, учитель-предметник может освоить такие языки программирования как Visual Basic for Applications (VBA), JavaScript, а также язык разметки гипертекста html, что позволяет ему создавать интерактивные материалы в приложениях Excel, PowerPoint и web-среде. Эти авторские разработки по некоторым параметрам не уступают, а иногда и превосходят ресурсы, имеющиеся на образовательном рынке, поскольку создаются с учётом конкретных условий обучения, соответствуют методическому подходу и профессиональной концепции учителя.
5. Партнеры
Учителя английского языка, но необходимо усиление и межпредметных связей, сотрудничество с учителями-предметниками не только английского языка, но и других методических объединений. В практике моей работы имеется опыт проведения интегрированных уроков совместно с учителями литературы, географии, русского языка.
6.Этапы реализации проекта
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные технологии - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.Компьютер - это средство, используемое учителем в учебном процессе, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения иностранным языкам:
Средство тренировки;
Средство создания текстов на изучаемом языке;
Средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;
Средство коммуникации с носителями языка в системе электронной почты и др.
Основными направлениями использования ИКТ учителями иностранного языка являются:
Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: "Английский в три приема" и других.
Тестирование на компьютерах.
Дистанционные олимпиады.
Телекоммуникационные проекты.
Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов учащихся.
Проектная деятельность.
Методически формы работы с компьютером на занятиях английского языка могут быть различными: освоение нового материала или его закрепление с использованием обучающих программ, написание сочинений, изложений, диктантов, использование программ-переводчиков при работе со сложными текстами, проверка грамотности и правописания на английском языке, использование программ-тренажеров для пополнения словарного запаса.
Использование компьютера на уроке чаще всего сводится к применению компьютерных обучающих программ.Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка:1. Изучение лексики.При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д.2. Отработка произношения.Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности3. Обучение диалогической речи.I - этап - знакомство с диалогом. II - этап - разучивание диалога.III - этап - инсценирование диалога. 4. Обучение письму.Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. 5. Отработка грамматических явлений.Все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур.Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языкаВозможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи , статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.Как видим, достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств. Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.Следующие компьютерные программы при обучении английскому языку могут быть использованы:
«Профессор Хиггинс» (версия 6.1) — полный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер, предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний) научиться понимать разговорную речь и говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением (вариант «Би-би-си»), являющимся нормой речи на английском телевидении.
«Английский. Путь к совершенству 2», состоящий из следующих уровней:
Beginner Level — рекомендуется начинающим изучать английский впервые или тем, кто учил язык в школе, но основательно его забыл;
Intermediate и Advanced — части курса предназначены для тех, кто хотел бы развить и закрепить свои навыки в разговорном и письменном английском;
3. «Talk to me» — это уникальный интерактивный курс изучения иностранного языка, основанный на аудировании и тренировке устной речи. Самая современная технология распознавания речи даёт возможность вести диалог с компьютером;
4. «English Discoveries» — обширный, занимающий 12 компакт-дисков мультимедиа-курс для изучения английского языка, разделенный на пять основных уровней. Программа охватывает все четыре аспекта владения языком (чтение, письмо, речь и восприятие на слух) с использованием подлинного английского языка и реальных жизненных ситуаций. В основу серии положены принятые курсы, охвачены все грамматические конструкции и представлено более 3500 лексических единиц. Особенностью «English Discoveries» является приспособленность к различным стилям обучения, поскольку в него включены различные методы преподавания.
5. «Репетитор English» — программа, предназначенная для пользователей с начальным уровнем владения языком и направленная на развитие разговорной речи, навыков восприятия языка на слух, чтения, устного и письменного перевода. Содержит полный курс грамматики, подкреплённый системой упражнений и тестов.
6. «Learn to Speak English» (Deluxe 10) - программа, содержащая более 50-и уроков, оформленных в виде игр, сбора мозаик и прочих вариантов для расслабленного и простого восприятия материала.
7. «Неправильный глагол» — эффективная программа для изучения и повторения неправильных глаголов.
8. «Идиомы, цитаты, фразы» — занимательная программа со значениями известных фраз, идиом, клише и цитат.
Также существует ряд редакторов текстов, программ проверки орфографии, грамматики, стиля, используемых преимущественно для обучения письму, написанию сочинений, эссе и других видов письменных работ. Эффективность применения программ данных типов в обучении языку давно доказана.
Компьютерные (электронные) словари, а в последние годы и энциклопедии, становятся все более распространенными разновидностями прикладных программ, без которых уже сложно представить процесс обучения языку.
8.Предполагаемые образовательные результаты проекта и социальный эффект
Познавательный (социокультурный) аспектРаботая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся из всего многообразия информации могут отобрать явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляют наиболее актуальные проблемы обсуждения, представляющие взаимный интерес. Важным в усвоении информации, данной в презентации является сочетание вербального канала получения учащимися информации с визуальным, т.к. широко используются средства зрительной наглядности, анимации, звука, аутентичные опоры в слайдах: фотографии, рисунки, почтовые открытки, письма, выдержки, вывески, рекламные объявления, карты, схемы, таблицы, диаграммы и т. д. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнивания и постоянной оценки, имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников при защите презентации. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, факты, события, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Это в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объём знаний о собственной стране и о других странах. Таким образом, познавательный аспект в работе над презентацией способствует созданию мотивации. Учебный аспектСоздавая презентацию, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Остановимся на каждом из них. Говорение: Учащиеся дают расширенную информацию по каждому слайду. Предметное содержание говорения строится вокруг темы презентации и отдельного слайда, по проблемным вопросам, представляющих интерес для учащихся. Высказывание создателя или создателей презентации (если это коллективная работа) должно быть логическим, грамматически верным, правильно оформленным в языковом отношении и отвечающим поставленной коммуникативной задаче. Учащиеся учатся передавать информацию, содержание которой не всегда известно классу, а поэтому имеют реальный стимул к высказыванию. Происходит не только комментирование написанного на слайде материала, но и озвучивание дополнительной информации, той, которая, как говорится, осталась за кадром. Перед первым заданием по созданию презентации по теме “Healthy living guide”, я показала ребятам свою презентацию по этой теме. Мы вместе обсудили основные её части, этапы создания презентации и выработали единые требования и критерии оценки. Поэтому при подготовке своих презентаций учащиеся обращались ко мне за помощью в проверке того устного дополнительного материала, который они приготовили для озвучивания на защите своей презентации. Чтение: Развитие умения читать является одной из главных целей обучения при работе над презентацией. Тексты для чтения в первой своей функции используются для поиска информации по теме презентации. Тексты могут быть взяты из учебника, из дополнительной литературы. Для того, чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, учащимся приходится проштудировать немало печатного материала. Тексты для чтения во второй своей функции используются непосредственно на самих слайдах презентации. При чтении таких текстов на защите у учащихся формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения. Кроме этого при работе над созданием презентации большое значение имеет самостоятельное обращение учащихся к лингвострановедческому справочнику, к энциклопедическому словарю. Это расширяет общеобразовательный кругозор учащихся, формирует потребность и развивает умение пользоваться дополнительной справочной литературой, стимулируя тем самым познавательную активность учеников.Аудирование: выступает как средство и как цель обучения при защите презентаций. В первой функции аудирование используется тогда, когда в ходе прослушивания речи выступающего с защитой презентации другие воспринимают его речь на слух, знакомятся с новым материалом, узнают на слух и припоминают уже известную ранее информацию. На защите презентации аудирование часто сочетается со зрительной опорой. Вместе с тем аудирование с пониманием основного содержания строится на материале текстов, содержащих незначительное количество незнакомых слов. Основная задача при этом – научить ученика умению, с одной стороны, выделять основную информацию, наиболее существенное содержание, с другой – как бы опускать, игнорировать несущественное, в том числе незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание. Учащиеся должны понимать на слух речь в нормальном темпе в предъявлении учителя, ученика или группы учащихся, создавших презентацию. Письмо: Учащиеся, работающие над презентацией, учатся письменно фиксировать ключевые понятия, фразы, цитаты, короткую текстовую информацию, печатать её на слайдах. Задача учителя проверить и при необходимости исправить имеющиеся орфографические ошибки, сделать это корректно, направить учащихся на запоминание трудных слов. Развивающий аспектИнтеллектуальное развитие учащихся также является важной задачей обучения иностранному языку при создании и защите презентаций. Процесс работы над созданием каждого отдельного слайда строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Продолжается работа над формированием устойчивого интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка. Готовя презентации по одной теме, учащиеся в разных классах подбирают разный по информации материал, пользуясь различными источниками. Они по-разному проводят и защиту презентации. Просмотр таких вариантов своего видения решения проблемы является интересным для ребят. Работа над презентацией развивает у учащихся воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Воспитательный аспектМатериал презентации по любой теме должен быть ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей. Воспитательные цели могут быть различными: формирование положительного отношения к фактам иноязычной культуры; формирование самостоятельности, способности к решению проблем, связанных с различными представлениями подростков о дружбе, любви, субкультуре и т.д. Участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры англоязычных стран. Бесспорно, использование этой новой компьютерной технологии на уроках повышает качество и изменяет сам процесс обучения: делает его более эффективным, интересным, углубленным. Создание презентации демонстрирует способность учащихся к анализу и/или синтезу различных видов информации (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т.д.). Cоставление архива мультимедийных презентаций, который будет создан по основным разговорным и грамматическим темам для изучения материала по классам, для использования на уроках, во внеклассных мероприятиях, в неделе иностранного языка в школе – реальность сегодняшнего дня. Использование информационных (компьютерных) технологий открывает поистине невообразимые возможности в изучении иностранного языка, предлагает простые и удобные средства для решения широкого круга задач, усиливает мотивацию, предоставляет учащимся дополнительный стимул в изучении иностранного языка.
9.Перспективы дальнейшего развития проекта
Урок с использованием ИКТ дает возможность проводить занятия с разноуровневыми учениками, давать им задания различной степени сложности, предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия.
При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе.
Учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.
Поэтому я продолжаю работу над данным проектом. В дальнейшем я планирую усвоение интерактивной доски с целью применения этой методики на уроках английского языка для повышения мотивации изучения иностранного языка учащимися.
10.Заключение
На уроках английского языка созданы условия для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности. Компьютеры, Интернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на детей и молодежь, образуя вокруг современного ребенка особый информационный мир, влияя на его сознание и развитие. Познавательная деятельность, субъектом которой является школьник, имеет репродуктивный характер. Успешность учебной деятельности во многом зависит от степени самостоятельности ребенка, его активности (или, наоборот, пассивности), заинтересованности в достижении результата и т.д. Хорошая результативность является результатом поисковой, творческой, самостоятельной познавательной деятельности.
Список литературы:
Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ - 2001 - №4 - С. 29-33
Грейдина Н.Я., Миракян З.Х. Как "Профессор Хигинс" помогает изучать английский язык. // ИЯШ - 2001. - №6. - С. 96-100.
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. - СПб, 2000. С. 191.
Кацук С.М. Использование компьютерных обучающих программ на занятиях по французскому языку. // ИЯШ - 2000. - №5. - С. 38-42.
Протасеня Е.П. , Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. // ИЯШ - 1997. - №3. - С. 10-13.
Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка.// ИЯШ - 2002 - №2 - с. 41-43
Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка // ИЯШ - 1997. - №5. - С. 40-44.
Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. // ИЯШ - 2002. - №2. - С. 43-47.
Полякова Т.Ю "Английский язык для диалога с компьютером" Москва "Высшая школа" 1997.
Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" Москва "Научное образование" 1998.
Хантер Б. "Мои ученики работают на компьютерах" Москва "Просвещение" 1989
Макарова Т. Божий дар или компьютерная яичница. // Домашний компьютер.– 1998– №12– С.41-42
Beaty Ken. Computer-assisted Language Learning. Longman, Pearson Education, 2003.
Chapelle Carol.A. Computer Applications in Second Language Acquisition: Foundations for teaching, testing and research. – Cambridge University Press, 2005. – 215c.
Dudeney Gavin. The Internet and the Language Classroom. A practical guide for teachers. – Cambridge University Press, 2005. – 181c.