Урок по химии на тему Гидролиз (11 класс)
Разработка урока по химии в 11 классе
по теме «Гидролиз солей».
Цель: формирования представления о сильных и слабых электролитах, познакомить с сущностью гидролиза солей; научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять среду водного раствора электролита на основании состава соли.
Задачи:
Образовательные задачи:
повторить понятие о диссоциации неорганических веществ;
выработать умения по составлению уравнений гидролиза солей в молекулярном и ионном виде;
выработать умения определять среду водного раствора электролита на основании состава соли;
дать рекомендации обучающимся по решению заданий по теме «Гидролиз», которые встречаются в ЕГЭ части А и В.
Развивающие задачи:
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать знания по теме;
совершенствовать логическое мышление;
научить делать выводы.
Воспитательные задачи:
воспитание осознанной потребности в знаниях;
создать положительную мотивацию изучения химии через ознакомление учащихся с ролью гидролиза в жизни человека;
проявлять творческий подход к выполнению заданий.
Методическое обеспечение урока:
Интерактивная доска, слайды, содержащие информацию по новому материалу, задания для проверки первичного усвоения знаний, тестовые задания.
Для эксперимента: таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия, образцы солей: сульфата алюминия, нитрата меди (II), хлорида алюминия, карбоната калия, силиката натрия, нитрата калия, сульфата натрия, мыло, синтетическое моющее средство, крахмал.
Тип урока – урок изучения нового материала – лекция, дополненная просмотром слайдов, беседа, демонстрация эксперимента, работа с учебником, тестирование.
Вид урока: проблемно-исследовательский, комбинированный ( словесно – наглядно – практический). Использование технологии проблемного обучения.
Этапы урока и время
Технология, приемы, формы работы
Оборудование и учебно-методические материалы
Деятельность учащихся
1. Орг. момент 1 мин.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию
Приветствуют учителя, готовы к уроку
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 6 мин.
Фронтальный опрос:
1). Что называется электролитической диссоциацией?
2). Что такое электролиты?
3). На какие группы делятся электролиты по степени диссоциации?
4). Приведите примеры сильных кислот и щелочей.
5). Напишите уравнения их электролитической диссоциации.
6). Какова среда в растворах этих веществ?
7). Как обнаружить в растворах ионы: Н+ и ОН- ?
8). Что такое индикаторы? Какие вы знаете индикаторы?
9). Приведите примеры слабых кислот и оснований.
Проектор для показа презентации , таблица растворимости
Отвечают на вопросы, работа в тетрадях, работа на доске – написание уравнений диссоциации сильных электролитов.
3. Целеполагание.
3 мин.
Химический эксперимент «Изучение среды растворов различных веществ»
Что произойдет, если к дистиллированной воде прибавить НСl?
Какая будет среда?
Какая будет среда, если в дистиллированной воде растворить гидроксид натрия? Почему?
Изменится ли соотношение иона водорода и гидроксид-иона, если в воде растворить соль? Проверим это опытным путем: поместим в пробирку раствор хлорида железа (III) и добавим несколько капель метилового оранжевого. Что мы наблюдаем?
Действительно, убедимся в этом, используя данные таблицы растворимости.
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений?
На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой. В чем сущность этого процесса? Как он протекает?
Тему урока: «Гидролиз неорганических веществ».
Оборудование для проведения опытов
Проводят опыты по изучению среды растворов кислот, оснований и солей.
Концентрация (ОН-) останется прежней, зато концентрация (Н+) увеличится. Запись ответ на доске: (Н+) > (ОН-) – среда кислая.
(Н +)< (ОН- ) – среда щелочная.
Окраска раствора становится красной. Раствор соли хлорида железа (III) также как и раствор кислоты имеет содержит больше ионов водорода Н+) > (ОН-) - среда кислая.
Вывод: идет процесс взаимодействия растворенного вещества и воды - Нарушается ионное равновесие воды
4. Изучение нового материала
·25 мин.
Анализ состава соли FeCl3.
Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Каким основанием и какой кислотой может быть образованна эта соль? Сильными или слабыми электролитами являются эти основание и кислота?
Составление уравнений реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.
Самостоятельная работа в парах. Анализ состава солей Na2CO3 и NaCl.
Работа с учебником по изучению гидролиза сульфида алюминия
Проектор для показа презентации
Учебник стр. 150
Отвечают на вопросы.
Соль FeCl3 образована слабым основанием Fe(OH)3 (нерастворимое основание) и сильной кислотой HCl.
Записывают уравнения реакций, гидролиза
Делают вывод: что сильнее, того и больше. Запись определения в тетрадь.
Работа в парах. Взаимопроверка
Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия
5. Закрепление. Самоконтроль и взаимо-контроль.
7 мин
Первичное закрепление пройденного материала
1.Что такое гидролиз?
2.На какие группы мы разделили все соли?
3.Как происходит гидролиз каждой группы?
Выполнение тестовых заданий
Карточки с заданием, экран, оценочный лист.
Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания на карточках. Слабые ученики могут воспользоваться дополнительной карточкой «Помощь друга»
6. Домашнее задание.
Учитель сообщает учащимся о домашнем задании
§ 18, краткое сообщение о значении процесса гидролиза в живом организме под действием ферментов, о роли гидролиза в поддержании реакции крови, о почвенном гидролизе.
Записывают домашнее задание в дневник
Задания для самостоятельной работы.
Часть А.
1. Гидролизу в водном растворе не подвергается
1) карбонат натрия
2) фосфат натрия
3) сульфид натрия
4) нитрат натрия
2. Среда раствора фосфата калия
1) щелочная 2) кислая
3) слабокислая 4)нейтральная
3. Среда раствора хлорида цинка
1) щелочная 2) кислая
3) слабощелочная 4) нейтральная
Помощь друга
Часть А.
1. Для того, чтобы быстро и верно выполнить это задание, необходимо выбрать соль сильной кислоты и сильного основания.
2. Анализ формулы соли K3PO4 даст возможность определить ее тип – эта соль сильного основания (KOH) и слабой кислоты (H3PO4).
3. Анализ формулы соли ZnCl2 даст возможность определить ее тип – эта соль слабого основания (Zn(OH)2) и сильной кислоты (HСl).
Часть В.
1. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза.
Формула соли
Тип гидролиза
А) (NH4)2CO3
1) по катиону;
Б) NH4Cl
2) по аниону;
В) Na2CO3
3) по катиону и по аниону.
Г) NaNO2
2. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.
Название соли
Способность к гидролизу
а) Хлорид натрия;
1) Гидролиз по катиону;
б) Нитрат цинка;
2) Гидролиз по аниону;
в) Фосфат натрия;
3) Гидролиз по катиону и по аниону;
г) Гидросульфат натрия.
4) Гидролизу не подвергается.
3. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора.
Название соли
Способность к гидролизу
а) Нитрат свинца (II);
1) Кислая;
б) Карбонат калия;
2) Щелочная;
в) Нитрат натрия;
3) Нейтральная;
г) Сульфид лития.
4. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза
Формула соли
Молекулярно-ионное уравнение
а) Na3PO4;
1) S2
·+H2OHS
·+OH
·;
б) Al2(SO4)3;
2) CH3COO
·+NH4++H2OCH3COOH+NH3
·H2O;
в) K2S;
3) PO43
·+H2OHPO42
·+OH
·;
г) CH3COONH4.
4) PO43
·+ 3H2O H3PO4+3OH
·;
5) Al3++H2OAlOH2++H+;
6) SO42
·+2H2OH2SO4+2OH
·.
Правильные ответы :
Часть А.
1-4; 2- 1; 3-2
Часть В.
№1 :
3122
№2:
4124
№3:
1232
№4:
3512
Анализ проведенного урока.
Анализируя урок, считаю, что поставленные цели были достигнуты.
Итоговый тест показал, что учащиеся справились с обязательным заданием. Однако уровень усвоения темы, конечно, нельзя считать одинаковым у всех: объем материала и лимит времени потребовал хорошего темпа урока. Материал урока требует твердых знаний теории электролитической диссоциации. В концепцию занятия я бы добавила составление опорной таблицы
Очевидно, что эффективность работы на уроке была бы больше, если бы учащиеся были мотивированы на сдачу ЕГЭ по химии.
15