Конспект урока Буква Ё в начале слова


Конспект урока обучения грамоте по теме « Буква Ёё в начале слова»
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву Ё,ё; умеют различать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слов «ёжик», «ёлки».
Метапредметные:
Познавательные: составление рассказа по сюжетным картинкам; разгадывание кроссворда, сравнение иллюстраций.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими ( учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.
2. Разминка.
Синяя фишка а о
Зелёная фишка я ё
- определить место буквы в таблице;
- рассказать правило написания
- повторить правило написания Ё ( слайд 2,3)
- определить в каких словах ё даёт два звука ( слайд 4)
3. Работа по развитию речи и знакомство с новой особенностью ё.
- отгадать загадку:
Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной; Иголок много – много А ниток - ни одной.
- Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа) – слайд 5.- Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…) - А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей) - На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква. - А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей). А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).
4. Звуковой анализ слова ёжик.( слайд 6)
- 1 ребёнок проводит у доски, а все остальные заполняют схему в учебнике. Работающий у доски интонационно выделяет звуки. После подсчёта звуков и букв учитель вместе с учениками ещё раз повторяет, показывая указкой на фишки и буквы, что два звука – [й], [о] – обозначаются одной буквой ё .
- аналогично проводится звуковой анализ слова ёлка.( слайд 7 и 8)
4. Физкультминутка.
Жил в лесу колючий ежик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах) . Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг А ребятки в лес пришли, Ежика в лесу нашли, Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах) . Научили бегать… Бегают на месте .
5. Работа по развитию речи.
Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим? И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся? - Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся). - А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают). - Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода). - Вот почему люди так говорят. - Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название) - Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет) - Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры? (Рассказы детей). Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки. (текст напечатан на доске. Читаем хором)
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.
- Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная). - А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё (слайд 10)
ЁЛКА ТВОЁ ЁЖИК ПЕНЁК ЗВЕРЁК КОТЁНОК ВЕСЁЛЫЙ
А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.
9. Итог.
- Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с какой особенностью ё мы сегодня познакомились? - Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о]) - Какая это буква, гласная или согласная? (гласная) - Что еще интересного запомнили о букве ё? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная). - А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!