Реализация технологий развивающего и личностно-ориентированного обучения
Педсовет на тему «Реализация технологий развивающего и личностно-ориентированного обучения»
Цель: стимулировать в педагогическом коллективе поиск новых средств и путей в обучении и воспитании учащихся, творческий подход, активность учителей, стремление к самообразованию.
Задачи:
осознание основных критериев развивающего и личностно-ориентированного обучения;
повышение интереса педагогов к современным технологиям;
осознание необходимости повышения уровня самообразования;
обучение учителей и расширение их представлений о возможностях использования некоторых активных форм проведения занятий.
Мобилизовать творческие группы на реализацию научно- исследовательского, творческого подхода к своей деятельности
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
1.Введение
В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией Казахстана в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. Государственная политика в области образования постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии. Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими.
Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, формы методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого обучаемого, его познавательных интересов личностных качеств, создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет хорошо учиться.
Каковы же цели и ценности современной общеобразовательной школы?
Это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “ усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Отметим, что в личностно-ориентированном образовании личность обучаемого занимает важное место.
Личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психологического развития.
Во-первых, личность обучаемого формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде психофизиологических особенностей.
Во-вторых, обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели.
В-третьих, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения с участниками учебного процесса.
В-четвертых, личность обучаемого проявляется в качестве субъекта самосознания. В учебном процессе неизбежно происходит самоопределение обучаемого “открытия” им собственного “Я”, самовыражение и личностная реализация.
В соответствии с этим система образования Республики Казахстан должна существенно меняться, чтобы быть способной отвечать вызовам времени, эффективно решать задачи нового исторического этапа. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:
Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
Самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
Грамотно работать с информацией ;Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;
Самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
2. Современные модели образования развивающие, личностно ориентированные психолого-педагогические теории.
Гуманизация и личностная ориентация образования потребовала проведение комплексных педагогических исследований, переосмысление накопленного педагогического опыта.
Личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучаемого. Подобные концепции естественного роста были заложены ещё Ж.Ж.Руссо и развиты далее Д. Дьюи и другими педагогами гуманистами. В наши дни их теории получили новое звучание, когда в центр современной педагогической системы выдвигается ученик. В соответствии с концепцией естественного роста, содержание учебных планов и программ должно учитывать индивидуальные потребности обучаемых в открытии и активном освоении окружающего мира. Обучающим предоставляется определенная свобода в выборе последовательности учебных действий, в выборе темпа работы на занятии. Но обучаемым предоставляется именно свобода, а не вседозволенность. Поэтому практическая реализация личностно ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны учителя.
Гуманистические принципы и личностная направленность образования пропагандировались и в трудах известных советских педагогов Сухомлинского В.А. и Макаренко А.С. они отличались от общественных идей и по своей сути были глубоко демократичными и человечными.
Среди известных педагогических теорий, которые следует взять за основу при разработке концепции личностного ориентированного образования, выделим метод проблемного обучения, дифференцированное обучение Дж. Конанта, систему развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и систему “гуманной педагогики” Т.А. Амонашвили. С этими методиками вы все знакомы, я не буду на них останавливаться, лишь хочется отметить, что современные условия говорят о том, назрела объективная необходимость создания и внедрения нового личностно ориентированного подхода к образованию. Причем такого подхода, который не отбрасывает всё то, что накоплено в теории педагогики и психологии, а берет за основу некоторые из известных педагогических концепций, развивает их и дополняет.
Развивающее и личностно ориентированное образование должно включать следующие аспекты вышеперечисленных педагогических систем и теорий:
В процессе обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к обучаемому.
Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.
В качестве основных приоритетов процесса образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых.
В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт ученика, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
3. Современные подходы к теории развивающего и личностно-ориентированного образования.
Теоретическая модель развивающего и личностного-ориентированного образования включает в себя цели, задачи, назначение, особенности и дидактические принципы.
Определим сущность, цели, задачи и особенности развивающего и личностно ориентированного образования и обучения опираясь на работы Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского, В.В. Серикова, И.С. Якиманской.
По теории Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к учащимся как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним. Образование возвращается к формуле “учимся не для школы, а для жизни”.
При посещении уроков учителей гимназии ( Ким Е.О., Порошина Л.В. . Бейсенбина Г.К., Джумартова Ж.М,) просматривается акцент на личностно ориентированный подход в общении, а, именно, учителя планируют урок так, чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает учащийся, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.
Развивающее и личностно-ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучаемых, которые позволяют более полно реализовать возможности ученика в соответствии с его способностями, раскрыть интеллектуальный потенциал личности.
Целью развивающего и личностно ориентированного образования является создание условий для полноценного развития следующих функций ученика:
функция избирательности (способность человека к выбору);
функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;
формирующая функция (формирование образа “Я”);
функция ответственности (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
4.Модели личностно ориентированного обучения
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:
Обучение в сотрудничестве;
Метод проектов;
Разноуровневое обучение;
«Портфель достижений ученика»;
Главная задача идея обучения в сотрудничестве –учиться вместе, а не просто что- то выполнять вместе! Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений.
Метод проектов впервые возник в 20-е годы ХХ столетия. Автор метода- американский педагог Дьюи. Суть метода заключается в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс. При этом ученики должны знать зачем им те или иные знания, для решения каких жизненных проблем они им понадобятся.
Под личностно- ориентированном обучении подразумеваются различные формы и виды дифференциации обучения. Речь идёт о том, чтобы создавать группы разного уровня –А, В, С. Важен фактор оценки. Необходимо оценивать не столько результаты, сколько усилия ученика. Практика показывает, что учителя давно осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим учащимся, не упуская из виду сильных учеников, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, учитывая особенности характера.
В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик создаёт образовательную продукцию. Этого требует принцип продуктивности обучения. В качестве элемента учебной системы используется понятие «портфель достижений». Форма представления «портфеля» может быть различной: творческая книжка, дневник достижений, портфолио, web-страничка ученика. Но суть одна- такой «портфель достижений» служит способом фиксации создаваемых учеником образовательных продуктов. Такие портфолио ведутся в гимназии в начальных классах, но далее их ведение сводится к минимуму. Хотя «портфель достижений» выступает предметом рефлексивной деятельности и самооценки по окончанию учебной четверти или года.
Примерный вариант ведения дневника
Портфель достижений ученика __________класса____гимназии____________(Ф.И.)
Мои главные достижения
Самые творческие
Самые трудоемкие
Самые знаменитые
Самые любимые
Самые ценные для меня
Самые ценные для (класса, гимназии, города, области, страны)
Достижения по отдельным предметам:
Текущие достижения
Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью?
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации.
В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверки знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.
Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания ; участник его порождения.
5.Развивающее обучение.
Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение.
Наиболее существенным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся, что возможно лишь в том случае, если в качестве предмета усвоения задаётся система теоретических понятий. Разумеется, определить такую систему понятий при отсутствии специальных программ, предназначенных для данного этапа развивающего обучения - задача весьма не простая. В условиях развивающего обучения, направленного на усвоение понятий, традиционная формула “ знаю, но ещё не умею” трансформируется в формулу “ не умею – значит, не знаю”.
Ряд учёных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее важные из них:
- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
- при разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития (зона актуального развития – это область имеющихся возможностей ребёнка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив);
- для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
- оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.
И последний вопрос, который мне бы хотелось осветить: “Как может быть организован учебный процесс развивающего типа?” Группой учёных выявлен ряд подходов:
1. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта-реализация идеи “обучение через открытие”. В рамках этого подхода учащийся должен сам открыть явление, закон способ решения задачи не известные ему ранее. При этом он может опираться на цикл познания.
2. Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, и находить компромисс, “докапываться до истины”.
3. Имитационный подход. Класс разбивают на бригады или группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием, имитируя то или иное заведение, фирму. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.
В гимназии реализации развивающего и личностно-ориентированного обучения поднимались неоднократно на совещаниях, семинарах, педагогических советах. Поэтому у многих педагогов уже существуют результаты, продукты работы по этой теме. Это и разработки уроков, и других внеурочных форм работы по предмету (в том числе интегрированных). Своими наработками учителя поделятся в продолжении моего выступления.
Выводы:
Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.
И закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.Рефлексия
на листе бумаги обведите свою ладошку.
каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой –для меня это важно и интересно …
указательный- я получил конкретные рекомендации…
средний- мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
мизинец- для меня было недостаточно…
Рекомендации учителю
· Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
· Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
· Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
· Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
· Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
· Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
· Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
· Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
· Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
· Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
· Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
· Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
· Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
· Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
· Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
· Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
· В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
· Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
· Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
· Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
· Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
Литература
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.
Современный урок. Часть III. Проблемные уроки: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288с.
2.Компетентность педагогов — страховка от профессионального застоя
И. Щербо, директор школы № 1071 г. Москвы, кандидат педагогических наук
Журнал «Директор школы», № 2, 2003
3. Материалы Интернет с сайтов «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей»
4. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2 / Е. Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – С. 25 – 34.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем отличие личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию от традиционного?
2. Какие принципы личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию перекликаются с принципами традиционного педагогического процесса?
3. Проанализируйте основные идеи педагогики сотрудничества. Как в них отражены принципы личностно-ориентированного подхода к организации обучения и воспитания в современной школе?
4. Как решается в психологии и педагогике проблема соотношения обучения и развития?
5. Какими концепциями развивающего обучения располагает современная педагогическая наука? Раскройте сущность развивающего обучения.
6. Назовите наиболее разработанные и известные в образовательной практике системы развивающего обучения. Охарактеризуйте одну из них (по выбору).