Реализация концепции патриотического воспитания на уроках и во внеурочной работе при изучении трудового обучения
Тема: Реализация концепции патриотического воспитания на уроках и во внеурочной работе при изучении трудового обучения
Огромную роль в формировании личности играет гражданское образование, главной целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и общества в целом.
От того, в какой степени люди осознают свою ответственность за благополучие своей Родины, насколько они готовы вносить свой вклад в общее дело, с какими чувствами они это делают вынужденно и под давлением, либо добровольно и с радостью, зависит и благополучие страны, благополучие каждого ее представителя. Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. Сегодня, не смотря на наличие официально утвержденных государственной концепции и федеральной программы патриотического воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о возрождении патриотизма у граждан Донбасса остается чрезвычайно актуальным.
Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все компоненты учебного процесса: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности. Характерными формами и средствами народного воспитания являются традиции, обычаи, обряды, общественное мнение.
Патриотическая система воспитания на уроках трудового обучения направлена на:
а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
б) формирование духовно-нравственных качеств личности;
в) воспитание патриотов земли Донбасса;
г) разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
е) формирование трудолюбия, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;
ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков трудового обучения;
з) воспитание бережного отношения к природе.
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач уроков трудового обучения. Для этого подойдут уроки трудового обучения на темы, освещающие быт, историю и культуру народа; уроки декоративно- прикладного народного творчества; изготовление предметов быта народов Донбасса; беседы с учащимися о крае, его природе, о художниках, ученых и деятелях культуры, об истории и культуре нашего народа. Задача - вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине; познакомить с понятиями "государство", "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, гимн", "права и обязанности гражданина".Ведущая роль в воспитании учащихся любви к родному краю отводится педагогу. Поэтому очень важен личный пример учителя, его отношение к культурно-историческому наследию.
Важно пробуждать у детей интерес к краеведению, к истории жизни своих отцов и матерей, дедушек и бабушек, родов и семей. Необходимо, чтобы школьники не только знали историю своего города, но и своими практическими делами, исследовательской работой помогали раскрывать и доносить до других исторические факты, учились творить добро на благо другим и для родного города. В процессе совместной деятельности в сочетаниях учитель-ученик, учитель-родитель, ученик-родитель сплачивается коллектив, возрастает авторитет родителей, у детей формируются любознательность, активность и старательность. Результатом выступает создание своей родословной, описание семейных традиций. Можно заниматься проектной деятельностью уже не только во внеурочное время, но и в учебное – через интегрирование предметов (например: трудовое обучение + изобразительное искусство). Таким образом, у учащихся происходит развитие исследовательских умений и самостоятельности через включение в разные виды деятельности.
Истоками национального воспитания выступают нравственные устои, духовные ценности, культура, историческая память народа и жизненные испытания. В самом деле, человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и творчество всегда были неотделимы. Из самых простых материалов мастер создавал истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывая поэтическое представление об окружающем мире. С помощью топора, ножа и некоторых других инструментов человек изготовлял все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, крепостные сооружения, мебель, посуду, детские игрушки и многое др. В настоящее время широко применяются различные копировальные станки, но работа мастера, своими руками создающего изделие, будет всегда иметь художественную ценность.
Элементы Донецкой народной культуры могут изучаться в разделах программы по трудовому обучению «Технология обработки тканей», «Кулинария», «Культура дома». Например, при изучении темы «Технология пошива фартука» можно рассматривать элементы народного костюма восточного региона, символику костюма. В теме «Технология изготовления плечевых изделий» – исторические сведения об элементах костюма Донбасса. На уроках трудового обучения и факультативах изучают несколько видов рукоделия. Это, способствует получению хороших навыков в выполнении вышивки, развитии творчества, а кому-то из учениц – и задатков для будущей профессии. У любого человека есть любимые дела, увлечения, которые он делает с желанием, не уставая, не замечая времени, с энтузиазмом и творчеством. Познакомившись с разнообразными видами рукоделия, девочки имеют возможность выбрать то, что им пришлось больше всего по душе. Очень важно дать школьникам представление о разных видах народного искусства, их целостности и своеобразии. В программе по трудовому обучению наблюдаются такое многообразие видов рукоделия, чтобы хотя бы в одном из них ученик мог проявить себя, почувствовать свои силы, добиться успеха. Уроки, на которых изучаются народные ремесла Донбасса, вызывают живой интерес у ребят. Прививать любовь к народному творчеству, развивать художественные способности учащихся помогает внеклассная работа: факультативы, кружки, внеклассные мероприятия. Во внеурочное время ученики могут ознакомиться с традициями вязания кружевоплетение, бисероплетение, вышивка традиционными для нашей местности швами и др. Итог всех этих занятий – выставки, ярмарки-распродажи, конкурсы, а главное – радость от своего труда. В школе проводят мероприятия «В городе мастеров», на котором дети встречаются и знакомятся с мастерами «Золотые руки», показывают свои умения, обмениваются подарками. Очень интересные и познавательные посиделки «В старину едали деды» позволяют окунуться в историю кулинарии. Итогом всей работы являются районные конкурсы: «Слет юных мастеров», «Посиделки», «Масленица» и др. Эти занятия дают простор фантазии и творчеству самого учителя, требуя от него глубоких знаний и умений при подготовке уроков, факультативов, различных мероприятий.
Задача приобщения детей к своей национальной традиционной культуре может решаться через различные виды учебной и внеклассной воспитательной работы:
- проводить национальные праздники;
- изготавливать различные сувениры к памятным датам исторического значения, юбилеям выдающихся деятелей национальной и духовной культуры, литературы, науки и народных героев;
- организовывать олимпиады, выставки по национальной культуре;
- организовывать конкурсы национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;
- организовывать совместные социально-полезные, созидательно-добротворческие, трудовые дела совместно с родителями;
- развивать художественные промыслы и ремесла.
Патриотические традиции донецкого народа не ограничиваются узкими рамками своей национальности, а включают в себя дружбу и уважение, сочувствие к представителям других народов. На занятиях дети приобретают нравственные, морально-психологические качества: дисциплинированность, инициативность, упорство, мужество, любовь к Родине, смелость, выносливость, ловкость, силу, волю к победе, доброту, вежливость, самостоятельность, самообладание, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Донбасса.Изучение истории родной земли, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к своей земле.
При анализе возможностей урока в патриотическом воспитании учащихся целесообразно учитывать следующие критерии:
- Связь урока со всей системой патриотического воспитания учащихся данного класса. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы учитель продумал возможности и место своего предмета, данной темы в военно-патриотическом воспитании учащихся, учел этапы формирования у них готовности к защите Родины, уже имеющийся у школьников опыт военно-патриотической деятельности, обеспечил преемственную связь с ранее изученным материалом, другими предметами.
- Педагогически обоснованная постановка конкретной цели перед уроком.
- Учителю следует решить, достаточно ли раскрываются в объяснительной записке к программе вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием, нужно ли их дополнить, чтобы обеспечить влияние обучения на личность учащегося как патриота.
Знания, получаемые учащимися, должны обладать:
- идейно-нравственным содержанием;
- школьники должны осознавать необходимость изучаемого материала;
- усваиваемые учащимися знания должны иметь патриотическую направленность, т. е. молодым людям важно осознать естественнонаучные основы многих военных профессий.
Воспитательная деятельность в школе, построенная на основе учета культурных, социоисторических и эколого-демографических особенностей, способствует развитию усвоению элементов национальной культуры: языка, прикладного творчества, одежды, кулинарии; создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения, чем достигается формирование патриотического воспитания у учащихся.
Национальная культура народа является одним из средств, способствующих формированию личности выпускника школы, осознающего себя гражданином своей страны.