Мастер-класс по рисованию гуашью Цветочная радуга лета


Мастер-класс по рисованию гуашью
«ЦВЕТОЧНАЯ РАДУГА ЛЕТА»
Мастер-класс подготовила: Полина Людмила Николаевна, учитель изобразительного искусства МКОУ «Ванинская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области
Данный мастер-класс рассчитан на обучающихся 3-5 классов (9-11 лет) и любителей рисовать любого возраста.
Цель: приобретение знаний о жанре пейзажа, знакомство с художниками, работающими в этом жанре, постижение практических приемов работы с гуашью, изучение последовательности рисования, решение колористических задач, нарисовать пейзаж с полевыми цветами.
Вид деятельности: рисование пейзажа.
Планируемые результаты: обучающиеся попробуют выразить свое настроение через колорит пейзажа, познакомятся с пейзажами великих художников, научатся рисовать пейзаж с полевыми цветами.
Задачи:
Обучающаяся: - совершенствование техники работы с гуашью;
- изучение некоторых приемов работы с кистью;
- обучение последовательности ведения работы
Развивающая: - развитие композиционных навыков, художествен-
ного вкуса и эстетического отношения к действительности, развитие образного мышления, зрительной памяти и воображения
Воспитательная: - формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе, воспитание чувства любви к природе, художественному наследию
Ключевые слова: жанр, пейзаж, шедевр, колорит, композиция.
Материалы: бумага для акварели, гуашь «Луч» 12 цветов («Мастер класс»), кисти нейлон №9, №4, синтетика №3, баночка для воды, палитра пластик, тряпочки для кистей, влажные салфетки для рук.
Проведение мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые участники мастер класса! Меня зовут Полина Людмила Николаевна. Я учитель изобразительного искусства и преподаватель художественного отделения «Детской школы искусств». Сегодня я проведу с Вами мастер-класс «Цветочная радуга лета» и мы нарисуем летний пейзаж с полевыми цветами.
Человек, который рисует картины называется … (художник). Это может быть профессия, а может быть хобби. Так или иначе, думаю, что это интересно… А вы?
Отгадайте загадку:
Взял ты кисти и тетрадь, Начинаешь рисовать
Лес, березку, подорожник Нарисует все художник.
Море, луг и виноград, И фруктовый школьный сад.
Или маму за столом, Или свой родимый дом,
Или в сказке Буратино И получится …(картина)
М.Давыдова
Каждый из Вас видел много картин. Что на них нарисовано? Да, самые разные изображения. На одних – деревья, речка, на других красавица или полководец, на третьих ваза с ананасом. Такие картины называются по- разному, в зависимости от того, что на них изображено, картины подразделяются на особые направления - жанры
Жанр – это тема картины на которую она создана.
Жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой и другие.
(Н.Рерих «Покорение Казани» исторический жанр)
Если видишь на картине Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, - Знай, что это натюрморт
(К. Моне «Натюрморт» стр.3, И.Левитан стр. 16-17)
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,-
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,-
Обязательно картина называется портрет.
(И.Н.Крамской «Портрет И.А.Куинджи» стр.47)
Если видишь, на картине нарисована река,
(Куинджи «Лунная ночь на Днепре» стр. 14,)
Или ель и белый иней, (А.И.Куинджи «Солнечные пятна на инее»)
Или сад и облака, (К.Моне «Цветущие яблони» стр. 20, «Уголок сада в Монжероне» стр. 45)
Или снежная равнина, или поле и шалаш,-
Обязательно картина называется пейзаж.
Пейзаж - это изображение на картине природы.
Разновидности пейзажа: сельский, городской, морской, индустриальный, архитектурный, героический, настроения, исторический, романтический.(Показать пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Левитана, Клода Моне)
В разговорах о картинах известных художников будет часто встречаться слово «шедевр». Что же оно означает?
Шедевр – это художественное произведение, которое стало высшим достижением художника.
Какие шедевры вы знаете? Давайте посмотрим на картину И.Левитана «Золотая осень» (стр. 34-35). Эта картина считается подлинным шедевром. Художник очень точно передал свое ощущение золотой осени, свое настроение. Шедевр – потому что получилось передать радость жизни, и утешение, и вселение надежды. Рассматривая картины Левитана, мы видим, что это художник-пейзажист, что у него свой художественный стиль, индивидуальность. В его картинах простые, неброские, привычные уголки России, но они красивы и трогательны для зрительских сердец.
Работая над картиной, нам нужны такие понятия как колорит и композиция.
Колорит – это соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
Колорит бывает теплый, холодный, яркий. В картинах чаще всего классический колорит – цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью.
Композиция – это сочетание различных частей в единое целое, при создании художественного образа. (Красивое расположение предметов)
А сейчас я Вас проверю, как вы усвоили материал. Послушайте стихотворение С. Михалкова «Рисунок» и скажите о каком жанре идет речь:
Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу
На ней быка нарисовал, а рядом с ним корову.
Налево – дом, направо – сад, в саду 12 точек,
Как будто яблоки висят, а дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка, оранжевой дорогу,Потом над ними облака дорисовал немного.
И эти тучи я потом проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром и молния над садом.
- Итак, в каком же жанре нарисовал картину маленький художник?
( В жанре пейзажа)
Давайте познакомимся с тем, как может выглядеть самый простой пейзаж. У меня совмещены полоски двух разных цветов голубая и коричневатая. Что может передать такой элементарный пейзаж? (небо и землю)
Как еще можно скомпоновать пейзаж всего с помощью двух красок? (Голубая и синяя – небо и море, голубая и белая – небо и снег, голубая и зеленая – небо и луг)
Очень мало надо для простейшего пейзажа. Но мы, конечно, будем использовать более богатую гамму цветов.
«Полевые цветы гуашью»
Лист расположить горизонтально. Верхняя половина листа – небо (краски белая + синяя, кисть №9)
Нижняя половина листа лужок (краски белая +зеленая+чуть синей, кисть №9)
Рисуем длинные травинки (белая+зеленая+синяя, кисть №4)
Добавляем еще травинок (зеленая)
Еще травинки (зеленая+синяя)
Еще травинки (зеленая+желтая)
Разбросаем васильки в траве (кисть синтетика №3, краска белая+синий цвет василька, примакиванием 6 лепестков)
На палитру добавим больше белого и светло-голубым делаем неровный край лепестков
Синяя краска – середина цветка
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чтобы нам не уставать попрошу всех ровно встать,
Что скажу – всем выполнять.
Руки кверху поднимите (руки кверху)
Все вдохните (вдох), выдохните, (руки на поясе)
Наклонитесь – разогнитесь, (наклоны вперед, назад)
Выпрямитесь, улыбнитесь
Раз, два – все присядем, три, четыре – снова встанем,
Влево-вправо наклонитесь, и еще раз подтянитесь.
Все за парты мы садимся и к пейзажу возвратимся
В центре василька белой краской поставить 3-5 точек
По лужайке разбросаем красных цветов, примакиванием 5-6 лепестков
Белой краской сделаем серединку красному цветку
Рисуем ромашки: ромашки под разным наклоном смотрят в небо, в центре можно нарисовать ромашку чуть больше других и больше повернутой к зрителю, сначала желтую серединку овальной формы, затем крайние лепестки, один средний нижний, один средний верхний, дорисовываем остальные (кисть №4, белая+чуть синей). Потом располагаем еще 4 ромашки чуть меньше разнообразно, затем кистью №3 еще 4 ромашки поменьше.
Чисто белая – блики на лепестках ромашек
Белая+желтая – объем серединок
Желтая+коричневая – объем серединок
Белый+зеленый – чашечки, веточки от каждого цветка+соседние веточки
Зеленый+желтый – колоски вверху
Зеленый – колоски под розовые цветки
Малиновый+белый розовые колоски
Можно добавить белую кашку примакиванием, белые облачка спиралевидным движением кисти
Зеленой краской сделать несколько мелких травинок поверх цветов
КАРТИНА ГОТОВА!
Мы все немного устали. Давайте закроем глаза. Повторяйте за мной: «Я умею рисовать картины»
И давайте устроим небольшую выставку из наших рисунков. Вы все сегодня поработали на совесть.Выставки с детскими рисунками появились еще в 19 веке, когда ученые- искусствоведы обратили свое внимание на то, что детский рисунок может поведать о многом: о мечтах, переживаниях, настроении. Вот и ваши рисунки – в них, частичка вашей души. И те люди, которым понравятся ваши рисунки, почувствовали значит через него ваше настроение, желание сделать хорошую вещь.
В конце нашего занятия, я хочу вам пожелать: не забывайте летом иногда заниматься разными видами изобразительной деятельности. А эту картину поставь в красивую рамку.
Через оконное стекло ты поутру глядишь
И видишь лето яркое или весною тишь.
А может пред тобой сейчас явилася зима-
Сидит снегирь на веточке, на горке кутерьма!
Ах, как хотелось жизнь на миг остановить нам здесь,
Но это невозможно ведь! Однако способ есть!
Когда, мой друг, на улицу ты поспешишь гулять,
То не забудь бумаги лист и карандаш ты взять.
Ребят, деревья, улицу, веселый след от лыж
Ты, как художник опытный, в рисунок превратишь.
Тогда на век останется с тобой картинка та,
В твоем рисунке будет жить от мира КРАСОТА!
И. Агапова
Рефлексия
- Какие вы знаете жанры?
-Какие картины называются пейзажами?
- Назовите художников –пейзажистов?
-Что такое шедевр?
- Какие картины вы хотели бы нарисовать?
МАСТЕР-КЛАСС ПО РИСОВАНИЮ
ГУАШЬЮ
«Цветочная радуга лета»
Полина Л.Н., учитель
изоискусства,
МКОУ «Ванинская СОШ»
2015 год