Исследовательская работа на тему: Психолого-педаогические особенности работы с мл.школьниками в техническом объединении
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г.УЛАН-УДЭ
ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
ОБЪЕДИНЕНИЕ «НАЧАЛЬНОЕ АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Психолого-педагогические особенности работы с дошкольниками и младшими школьниками в техническом объединении «Начальное авиамоделирование»
АВТОР: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОЗЕРЦЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
г.Улан-Удэ
2012 г.
I. ВВЕДЕНИЕ
Сегодня уже ни для кого не секрет, что дополнительному образованию принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, подростков и молодёжи. Являясь составляющей единого образовательного процесса, дополнительное образование способно расширять возможности творческого развития детей, полно и эффективно реализовывать, выявлять интересы, развивать мотивацию ребенка к самообразованию, становлению личности юного гражданина. Система дополнительного образования имеет широкие возможности в создании поликультурной образовательной среды, которая позволит сформировать у молодого поколения готовность и умение жить в мире и в многонациональной среде.
Дополнительное, неформальное образование является не только своеобразным образовательным пространством, на котором реализуются разнообразные проекты и программы, но и своеобразным инструментом социальной политики.
На этом акцентируют внимание многие исследователи, подчёркивая, что развитие государственно-общественной системы дополнительного образования в разных странах, в том числе и в России, всё более становится своеобразным отражением социальной политики (содержание проекта федерального закона о дополнительном образовании).
Исходя из того, что главной целью педагога дополнительного образования детей является забота об удовлетворении разнообразных культурных запросов, связанных с развитием задатков и способностей детей, можно рассматривать как личностную службу помощи людям, находящимся на том или ином уровне культурного развития.
При этом в ряде исследований дополнительное образование детей рассматривается как одно из направлений социальной работы.
Не случайно в последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющий изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека надо начинать с детства.
Именно педагог дополнительного образования должен помочь родителям выявить творческие способности своего ребёнка, посоветовать, как их лучше развивать. Занимаясь в кружковых объединениях, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку в кружке для каждого ребёнка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребёнку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.
Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся у него детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку. Педагог должен уважать личность ребёнка, от природы все дети психологически разные, неповторимы как личности. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребёнке, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребёнок, подросток по-настоящему ощущает счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше и тогда подросток поймёт, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.
Педагог дополнительного образования сам должен быть творческой личностью, уметь работать с различными материалами и инструментами. Он должен быть в курсе новых рекомендаций психологов, знать психологические упражнения и методики по преодолению различных комплексов у детей, их неуверенности в своих силах, апробировать инновационные технологии и методики в своей работе, использовать технологии развивающего разноуровневого обучения, вести мониторинг творческого развития ребёнка.
Творчество в различных его проявлениях является главным организующим началом в организации учебно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования. Благоприятные условия для обучения в УДО создаёт ещё и то, что ребёнок имеет возможность заниматься в малых (по сравнению с другими государственными образовательными учреждениями) группах, что также немаловажно для индивидуальной творческой деятельности и для реализации творческого подхода к конструкторской деятельности. Кроме количественного состава у творческих объединений есть и другая особенность. В большинстве государственных образовательных учреждений детские коллективы формируются без учёта желаний и склонностей входящих в них ребят. В учреждениях дополнительного образования детей обучающихся объединяют общность интересов, коллективные творческие дела. Всё это создаёт благоприятные условия для общения, личностного и творческого развития. Ребёнок чувствует себя в таких объединениях, как правило, комфортно, не боится, что он не успеет освоить тот или иной материал.
II. Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область детской увлечённости, мира романтики, поисков и фантазии. Ничто другое не составляет такого разнообразия, как деятельность связанная с техникой в тех или иных её проявлениях. Традиционные выставки, конкурсы, соревнования позволяют увидеть автоматические действующие приборы, оригинальные макеты, авиамодели, изготовленные по новейшим технологиям.
Основной практической деятельностью школьников Городской станции юных техников стало изготовление летающих моделей самолетов, ракет и гоночных автомобилей «картов», что способствует знакомству с техникой, формирует технические знания и умения, приобщает учащихся к основам конструирования.
В связи с имеющейся материальной базой, которая позволяет успешно работать объединениям «авиамоделизм» по всем классическим направлениям, а также основываясь на свой личный педагогический опыт, появилась возможность открыть объединение «Начальное авиамоделирование», имеющее цель охватить как можно большее количество детей возраста 6-10 лет, а также проводить занятия со старшей и подготовительной группами детского сада.
Разработанная образовательная программа позволяет решить одну из главных задач – выявление и учёт индивидуального развития, склонностей и способностей детей. Эти сведения в дальнейшем используются в целях осознанного выбора ребятами профессиональных направлений обучения.
Начальное авиамоделирование – это первый шаг на пути к техническому творчеству. Именно здесь ребенок впервые знакомится с основными понятиями авиации и авиамоделизма, приобретает и развивает свои первые технические навыки, учится работе с различным инструментом и умению правильно организовывать свое рабочее место. Занятия в авиамодельном кружке вырабатывают у юных техников навыки самостоятельной, творческой работы по конструированию, постройке и запуску летающих моделей, знакомят с основами самолетостроения.
Школьник идет в авиамодельный кружок, когда у него проявился интерес к авиации, к техническому творчеству, появилось желание изготовить действующую (летающую) модель своими руками. Поэтому в основе всей работы кружка лежат практические занятия. Именно практические занятия лежат в основе конструкторской деятельности, в результате которой рождается нечто новое, формируют свободную личность, способную принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Поскольку в объединении «Начальное авиамоделирование» занимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, проанализировав их психофизиологические особенности и готовность к труду, было решено большее внимание уделить такому педагогическому методу как развлекательно-игровой процесс, повышающий интерес и творческую активность, не требуя моральных и физических усилий. Игровой процесс в жизни человека характерен не только для детей, но и для взрослых. Известно, что любая творческая деятельность непосредственно связана с игровой функцией, проявляясь на протяжении всей жизни. Между игровым процессом и творческой деятельностью есть отличия по подходу и выполнению заданий. Чем старше становится человек, тем меньше он отвлекается на игру в чистом виде, серьёзнее и ответственнее относится к выполнению задания и конечному результату.
Рассматривая игру как средство, стимулирующее художественно-творческую деятельность, необходимо умело использовать его в учебно-воспитательном процессе. Различные функциональные назначения игр, такие как образовательные, воспитательные, развлекательные и т.д. требуют определения характера и целенаправленности игрового процесса на развитие художественного воображения, мышления, навыков.
Никакая творческая деятельность не возможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Очень важным здесь является воображение, объемно-пространственное мышление, осмысленное конструктивно-технологическое понимание формы. Эти элементы творческой деятельности требуют активного восприятия, усвоения и развития. Как уже было сказано, игровой процесс не только активизирует творческую деятельность, но и облегчает понимание сложных профессиональных проблем.
Интересной формой в учебно-игровом процессе стало коллективное выполнение творческих работ и обсуждение. Коллективистские качества творческого поиска более активно способствуют развитию мышления и воображения. Известно, что переход от индивидуальной творческой деятельности к коллективной процесс сложный и требует особого внимания. Необходимо создать такую обстановку, при которой этот процесс проходил бы наиболее благоприятно и воспринимался кружковцами положительно. Дружелюбие и уважение друг к другу – вот главные критерии в этом игровом процессе. Процесс коллективного обсуждения формируется в сюжетно-ролевую игру, помогая в развитии современной речи и технического мышления, с использованием специальных терминов. Коллективное творчество ускоряет процесс осмысления многих технических проблем, повышая ответственность и уважение к творчеству своих друзей. Для успешного проведения коллективных творческих обсуждений необходимо, чтобы в коллективе детей был положительный психологический климат. В группе учащихся данного объединения было проведено исследование психологического климата с учетом разных социальных запросов детей. Это выразилось в такой гистограмме:
Результаты сравнительной диагностики социально-психологической адаптации воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста.
дети дошкольного возраста дети мл. школьного возраста
1 – начало учебного года 3 – начало учебного года
2 – конец учебного года 4 – конец учебного года
Ряд 1 – высокий уровень
Ряд 2 – средний уровень
Ряд 3 – низкий уровень
Дошкольники и младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами. Для выполнения этой задачи педагогам необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, я заметила значительное повышение интереса детей к техническому творчеству. Сегодня детям всё больше и больше нравится творить, развиваться, быть активными в обществе.
Для реализации технического воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребёнке, очень подходит авиамоделирование. Занимаясь этим видом творчества, дети всё чаще проявляют свою индивидуальность, фантазируют и придумывают. Кроме основного творческого процесса детям очень нравится настраивать и запускать модели, изготовленные своими руками, участвовать в соревнованиях.
Воображение и фантазия необходимы для занятий любой творческой деятельностью. Их важно развивать, чтобы достичь больших результатов и мастерства в искусстве.
Однако, задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы развивать у детей все психологические процессы. не менее важным и значимым является внимание.
В практической педагогической реалии все педагоги сталкиваются с проблемой неустойчивости внимания у детей, да и от родителей мы часто слышим: «какой ты невнимательный», «занятия – сплошное мучение», но не всегда осознаем то, что невнимание – это естественная возрастная особенность.
Отечественные и зарубежные психологи, говоря о внимании, до сих пор не могут прийти к единому мнению. Одни утверждают, что внимание – это самостоятельный психологический процесс, другие наоборот, что внимание не является самостоятельным процессом, а выступает как некая сторона какого-либо другого психологического процесса, например, ведь мы не сможем что-либо запомнить, твердо отложить в памяти, если при запоминании не будем внимательны.
Отечественный психолог Роберт Семенович Немов трактует понятие внимания так: это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Психологи заметили, что когда младенец осматривает комнату, то его взгляд иногда останавливается на каком-то предмете – это говорит о врожденном внимании. Но для того, чтобы привлечь внимание, должен быть яркий раздражитель – ИНТЕРЕС. Именно поэтому дети дошкольного и младшего школьного возраста отвлекаются или невнимательны, т.к. они предпочитают одни образы другим, выбирают новый, более ярко окрашенный раздражитель. Чем старше ребенок, тем меньше он отвлекается – это связано с тем, что происходит формирование контролирующей функции внимания. Так 12-летнему ребенку легче высидеть 45 минут занятия не отвлекаясь, чем ребенку 8 лет. Способность ребенка к сосредоточенному вниманию формируется только к 9-10 годам, а до этого возраста мы, на примере своих детей или учеников видим: чтобы привлечь внимание, нужен эмоциональный или ярко окрашенный фон. Именно поэтому на занятиях по авиамоделированию эффективно используются игровые моменты, вводится в деятельность учеников эффект соревновательности, стимулируя невнимательность, а также наглядные пособия.
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка любому промыслу, любой области знания. Помочь ребенку ускорить процесс перехода от непроизвольного внимания к произвольному можно, если помочь воспитаннику развить отдельные свойства внимания, такие как концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
Анализируя все выше сказанное, я в своей работе использовала интересные игры для развития внимания, которые продуктивны и очень любимы детьми.
Игра «Отгадай-ка!»
Берем несколько маленьких игрушек (можно использовать из киндер-сюрпризов или похожие), садимся с воспитанниками вокруг стола.
Рассматриваем игрушки и пересчитываем их вместе.
Вместе произносим название каждой игрушки.
Ребенок берет и перебирает игрушку и передает ее следующему, сидящему рядом, то выполняет аналогичную операцию. Так, в руках у каждого должны побывать все игрушки (это и зарядка для пальцев и тактильное запоминание).
Каждый по кругу называет и берет ту игрушку, которая ему понравилась больше всех и возвращает её на место.
Считалкой выбирается ведущий.
Все отворачиваются, а ведущий прячет одну игрушку.
По сигналу все поворачиваются и угадывают, какую именно игрушку спрятал ведущий.
Желательно, чтобы педагог тоже играл. Сколько радости, что ты угадал вперед педагога!
Условия игры можно придумать самим – это полет фантазии. Больше всего дети любят играть на очки, эффект соревновательности стимулирует их. Можно, кто отгадает, тот и прячет, а можно по кругу, по кругу удобнее, потому что как правило, в объединениях дети разновозрастные и уровень развития внимания у них различен. Можно поиграть и так: назвать все белые игрушки или игрушки круглой формы и т.д.
Продуктивность игры колоссальна, так как игра развивает не только внимание, но и память, моторику рук, является полезным отдыхом, познавательной составляющей занятия.
Если нет игрушек, можно взять карточки с картинками и прятать их.
Заодно можно рассказать о чем-то изображенном на картинке более подробно.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации, в соответствии с актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилище долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимодействию, адаптации людей друг к другу. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Итак, интерес – это причина внимания. Именно поэтому мы стараемся делать свои занятия интересными и увлекательными!
Расширяя творческие возможности детей необходимо признать, что любая работа должна проходить не только через руки и ум, но и через сердце, и тогда пользы от занятий несравненно больше, так как ребенок и педагог получают большую эмоциональную радость от труда.
Объектом работы дошкольников и младших школьников объединения «Начальное авиамоделирование» являются в основном летающие модели (работа с деревом, шаблоны, различные соединения, центровка, регулировка, запуск, игры с моделями). Дети работают с бумагой и картоном, владеют ручными инструментами, решают головоломки, фантазируют, изобретают, а главное – учатся быть внимательными.
Немаловажно и то, что у воспитанников Городской станции юных техников есть возможность заниматься творчеством в течение всего года. Ведь дополнительное образование принято называть «образованием без каникул». В дни школьных каникул наши объединения работают в напряжённом режиме с целью максимальной занятости детей творческими, досуговыми и спортивными мероприятиями. Увеличение охвата детей в каникулярный период объясняется тем, что в последнее время значительно повысился интерес со стороны наших основных социальных заказчиков – родителей и детей – к деятельности учреждения в целом. Кроме того, работа в каникулярное время способствует:
расширению возможностей для развития и саморазвития личности ребёнка, реализации его интересов;
осмыслению детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности, определению степени и форм своего участия в нём;
отработке новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей;
профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
развитию и укреплению материальной базы учреждения.
В учреждении разработана и действует циклограмма проведения каникулярного периода.
Циклограмма «Каникулы» в Городской станции юных техников.
Зимние каникулы
Новогодние развлекательные программы
Соревнования по воздушным змеям
межкружковые соревнования
Летние каникулы
Чемпионат по авиамоделизму
Работа в летнем оздоровительном лагере «Огонек»
Весенние каникулы
Республиканские соревнования по схематическим моделям планеров
Игры, конкурсы
Осенние каникулы
Выставка работ военной серии
Выезд на тренировочные полеты
«КАНИКУЛЫ»
Основной идеей для моделирования воспитательно-образовательного пространства в каникулярный период стала идея, что личность ребёнка станет доступной педагогическому воздействию при условии её активности, субъективной позиции во всех сферах каникулярной жизни. Именно будучи субъектом социально-педагогических отношений, ребёнок выступает в четырёх положениях:
- как субъект познания (реализуя активность, направленную на познание мира);
- как субъект предметно-практической деятельности (реализуя творческую активность, направленную на доступное преобразование окружающего его мира);
- как субъект общения (реализуя потребность, направленную на познание другого субъекта и взаимодействие с ним);
- как субъект самовоспитания (реализуя творческую активность, направленную на самопознание и самопреобразование, самосовершенствование).
Деятельность учреждения в каникулярное время строится на основе принципов:
Принцип признания права ребёнка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.
Принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучение, воспитание и развитие).
Принцип развития индивидуальности каждого ребёнка в практике воспитательно-образовательного процесса.
Принцип творческого сотрудничества.
Основным результатом задействования каникулярного времени является постоянная положительная динамика охвата детей и их творческих достижений.
Поэтому основными ориентирами остаются:
полноценное проживание каждым ребёнком каникулярного времени как самоценного этапа жизни;
использование каникул для позитивной социализации детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития;
сотрудничество и сотворчество участников совместной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих качеств детей, подростков и педагогов.
Наши дети сейчас все больше смотрят телевизор, играют на компьютере или сотовом телефоне, все меньше умеют делать что-то своими руками и не всегда знают, как устроены вещи, которыми они пользуются.
Как же соединить необходимую детям игру и так нужное для их будущей жизни понимание природы вещей? Ведь человек тогда лишь действительно понимает, как устроена вещь, когда может ее сделать. Но ведь путь к такому пониманию долог – как же не дать угаснуть при этом врожденному интересу ребенка к пониманию природы вещей? Ведь без такого интереса он из открывателя и творца, каким был в первые годы жизни, постепенно превратится в заурядного потребителя вещей. Мы нашли для себя то «золотой ключик» - авиамоделирование – к решению данной проблемы. Искушенный человек может сказать, что это совсем не новость, что авиамоделирование как форма творчества, стимулирующего интерес к познанию, давно известна и широко используется. Ведь авиация всегда аккумулировала самые передовые достижения науки и техники – в том числе, и на уровне моделей. Это действительно так, да только у авиамоделистов появился в последние годы коварный «друг»: готовые или почти готовые к запуску модели, которые любой человек может купить в магазине. В наших объединениях детям изначально, с младшего возраста прививается интерес к технике, сделанной именно своими руками. Мы учим наших детей ценить все сделанное своими руками, гордиться своей работой. Ведь для того, чтобы сделать самый простой летательный аппарат нужны самые простые инструменты – линейка, карандаш, ножницы и лист бумаги. И общая наша мечта – педагогов и их учеников – сделать авиационное моделирование массовым. И через него дать нашим детям доступную и безопасную возможность приобщиться к одному из величайших достижений человеческого разума – к авиации. Ну и, конечно, создать для них игровой мотив познания математики, физики, метеорологии и многих других областей знания, на которых базируется авиамоделизм. Да и просто – помочь детям приобрести навыки практической деятельности, так необходимые в их будущей жизни.
При этом главное, что ребенку придется вложить в постройку модели – это не деньги, а старание, мечта и уверенность, что всего можно добиться своим трудом и талантом! А это капитал, как известно, в результате не расходуется, а прирастает.
БИБЛИОГРАФИЯ
Р.С.Немов. Общая психология, М.: Просвещение, 1996г.
Д.Эльконин. Особенности развития детей младшего школьного возраста, М.:1994г.
Р.Бёрнс. Развитие «я»концепции и воспитания, М.: 1986г.
Б.Г.Ананьев. О проблемах современного человекознания, М.: 1997г.
О.С.Газман. Концепция педагогики и свободы педагогической поддержки.
Л.В.Демченко. Творчество – это встреча с чудом, М.: 2006г.
Н.Г.Майорова. Техническое творчество, Пенза, 2002г.
Журналы: Дополнительное образование и воспитание № 1 – 4 2008г.; №3,4 2009г.
Журналы: Дети, техника, творчество, № 1 – 6 2004г.; № 2 – 5 2008г.