Урок биологии в 8 классе «Анализаторы слуха и равновесия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино
Белгородской области»
Урок по биологии в 8 классе по теме:
«Анализаторы слуха и равновесия»
Выполнила:
Арнаутова Наталья Захаровна,
учитель биологии и химии
МБОУ « СОШ №4 г. Шебекино
Белгородской области»
Шебекино-2011г.
Обобщающий урок по биологии в 8 классе «Анализаторы слуха и равновесия»
Цель урока:
-Обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов;
Задачи урока:
образовательные
обобщить работу органов чувств на примере слухового и зрительного анализаторов
показать отличие между понятиями “анализатор” и “органы чувств”;
раскрыть специфичность анализаторов;
разъяснить, что анализатор является единой системой, в рецепторах которой происходит кодирование информации, а в центральных отделах – декодирование информации и её использование в поведении;
привести примеры взаимодействия различных анализаторов, контролирующих показания друг друга.
развивающая
продолжить формирование выделять главное , работать с дополнительной литературой,
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная
Патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых при изучении темы.
воспитание ценностного отношения к людям, состоянию их психологического и физиологического здоровья.
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: проблемное изложение, решение творческих задач, работа с опорными конспектами, с заданиями повышенной сложности части - В ГИА,
Ход урока Учитель:
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его- то с восхищением, а то и с опаской. На прошлом уроке, мы начали изучать тему «Анализаторы», узнали, как работает зрительный анализатор, сегодня мы закрепим ваши знания практически и изучим работу слухового и обонятельного и осязательного анализатора. Девизом нашего урока будут следующие слова: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемы » Д. Хевеши.
Таким образом, цель нашего занятия сегодня «связать воедино разрозненные факты», показать, что целостную картину окружающего мира мы получаем благодаря взаимодействию всех анализаторов.
И, так, начинаем работать! А, сейчас ребята, ответьте на вопрос-загадку: “На крыше сидели три воробья, подкралась кошка и схватила одного. Сколько птиц осталось на крыше?”. “Ни одной” – отвечают учащиеся – “птицы заметили кошку”. Что значит заметили?
Проблемные вопросы:
Как мы видим, что мы видим?
Как мы слышим, что мы слышим?
Как мы чувствуем, что мы чувствуем?
Фронтальный опрос.
I. ? 1. Каким путем мы получаем информацию из окружающего мира?
2. Сколько у человека чувств?
Человек воспринимает окружающий мир с помощью 5 основных органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Мы, например, видим цвет и форму предметов, слышим звуки, чувствуем запах, вкус. Но это лишь первый этап в сложной обработке поступающей информации.
3. Что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней среды?
4. Что такое анализатор? Строение зрительного анализатора. Строение глаза.
5. Какая взаимосвязь существует между анализаторами? Обсуждение примеров о “зрении” Розы Кулешовой.
Когда-то нашумевший феномен Розы Кулешовой, которая умела на ощупь определять цвета, на самом деле был связан не со зрением, а с тонким осязанием. Синий цвет воспринимался ею как скользкий и холодный, коричневый – как вязкий, красный вызывал покалывание пальцев.
Возможность тренировки органов чувств.
Органы чувств можно развивать и тренировать. Развиваются органы чувств в процессе труда. Врач может поставить диагноз по шумам в сердце, особенностям дыхания. Сталевар с помощью зрения определяет готовность и качество стали. Дегустатор на вкус различает до 100-150 сортов чая, кофе. И всё же в некоторых случаях анализаторы дают нам искаженные восприятия. Они называются иллюзиями.
6) Чем отличаются понятия «органы чувств» и «анализаторы»?
Термин “органы чувств” относится к периферическому аппарату, воспринимающему раздражение. Он включает рецепторы и вспомогательный аппарат, преобразующий раздражения в форму, доступную для рецепторного восприятия. Под термином “анализатор” понимают рецепторы, нервные пути и зоны коры больших полушарий, в которых полученная информация анализируется и расшифровывается. (На таблицах показываем чувствительные зоны коры больших полушарий и демонстрируем составные части зрительного анализатора).
Определение анализатора: группа нервных клеток, расположенных на разных уровнях нервной системы и отвечающих за восприятие проведение и обработку внешних раздражителей.
Схема строения анализатора. (Запись на доске, работа учащегося у доски)
7.С помощью какого анализатора мы воспринимаем окружающий мир на 70%? (Зрение) 8 -11.выполнение заданий в рабочей тетради В-5,В-6,В-7.
11 . Дополните утверждения:
У дальнозорких людей изображение фокусируется …… сетчаткой. Дефект исправляется ………………….. линзами очков. У близоруких людей изображение фокусируется ………… сетчаткой. Им помогают ……………….. линзы очков, рассеивающие свет.
II .Сегодня на уроке мы должны изучить строение и функции и других анализаторов. Производительность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы зрительные и слуховые анализаторы. Эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов уроков и работа на уроке в тетради дает в комплексе большую эффективность урока.
Изучение строение слухового анализатора, о его восприятии слуха, работа со слайдом). Слуховой анализатор
Практическая работа: «Определение остроты слуха»
Ход работы:
Приставьте к уху механические часы и не отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние между часами и ухом, чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Далее приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука, измерьте расстояние, вычислите среднюю цифру, таким образом, найдите свою слуховую чувствительность.
Составьте схему слухового анализатора и подпишите все звенья.Слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. Особенное значение слух приобрел для человека, с этим анализатором связана членораздельная речь.
Где происходит восприятие звука?
Какие преобразования сигнала происходят?
Где обрабатывается информация?
Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов. Нервные импульсы, возникшие в рецепторах, по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры, расположенную в височной доле головного мозга. Там воспринятые звуки опознаются, анализируются, оцениваются.
Таким образом, любой анализатор состоит из трех частей:
рецептор;
нервный путь;
зона коры головного мозга.
Равновесие – это положение головы в пространстве. Вопрос: «Какой орган за него отвечает?» Учащиеся отвечают на него достаточно дружно: орган равновесия (вестибулярный аппарат), находится в во внутреннем ухе. Спрашиваю, хотят ли ребята проверить свой вестибулярный аппарат. Ответ – ДА.
Проприоцепция или где мои ноги?
Проприоцепция – это положение тела в пространстве (мышечное). Люди почти всегда считают это чувство само собой разумеющимся. А вернее, вообще не знают, что же оно контролирует.
Проприоцепция - это способность чувствовать положение тела, или, более определенно, положение мышц, даже не используя зрение.
Предлагаю вспомнить, когда в последний раз они шли, разговаривая с кем-то, по дороге. Должны были смотреть на ноги, чтобы сделать следующий шаг? Маленький Моцарт, играл на закрытом тканью клавесине. Спрашиваю ребят, кто-нибудь может печатать на клавиатуре компьютера, не глядя на клавиши? Если да, то это и есть проприоцепция.
Потом прошу закрыть глаза и последовательно поднять руки вверх, опустить в сторону, опустить одну руку вниз, а вторую поднять вверх, поменять их местами и т. д.
Учитель.
Вопрос: сколько времени каждый из вас думал, прежде сделать то или иное движение? Все отвечали, что нисколько. Вот это и есть проприоцепция! Тело запомнило уже давно эти движения, и вы не задумывались над тем, как их выполнять.
В конце урока мы записываем общий вывод о важной роли каждого органа чувств для человека и подчеркиваем, что только во взаимодействии всех чувств человек полноценно воспринимает окружающий мир, т.к. не получая сообщений из внешнего мира наша нервная система не может хорошо работать. Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем.
В народной мудрости, живет убеждение, что человек- венец творения. «Главным предметом изучения человечества является человек»- Гете.