Урок биологии в 8 классе Орган слуха и равновесия

Тема: Орган слуха и равновесия
Цель: создание условий для самореализации учащихся, развитие  научно- познавательной компетенции через усвоение знаний о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; о значении слуха в жизни человека; развитие мышления, самостоятельности, обеспечение системности обучения; воспитание готовности делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья,  бережного отношения к слуховому анализатору через усвоение понятий о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха
Критерии успеха:
Я могу рассказать о причинах заболевания слухового анализатора, правилах гигиены слуха
Я знаю о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата, о слуховом восприятии
Я умею с помощью логического мышления разбирать проблемные ситуации и оценивать себя
Оборудование.
Отрывок из произведения Шекспира Гамлет.
Таблица “Орган слуха”.
“Лунная соната” Бетховена.
Ватман, фломастеры, скотч.

Ход урока.

1. Организационный момент урока. Что бы это значило?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А мы хотим все видеть, слышать, все знать и говорить.

Проверка домашнего задания. Заполните ячейки.
Чем покрыт глаз с передней стороны?
Какая часть глазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, в состоянии коллоида?
В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?
Где находится зрительная зона?
Двояковыпуклая линза.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Ответы: роговица, стекловидное тело, сетчатка, затылочная доля, хрусталик)
Изучение нового материала.
Отгадывание загадок.
Распустился цветок, Лепесток на лепесток, Без стебля и без корня Растёт на склоне. (Ухо)
Самый лучший на свете слушатель. (Ухо)
В маленьком домике – Круглое окно, Никого не видно, В домике темно. Там живёт сова: Глаз не смыкает, Ловит слова. (Ухо)
Слушаем классическую музыку.
Ребята, закройте глаза и послушайте звуки.
Закрыв глаза, мы все воспринимаем
Чредой прекрасных звуков в голове
И звонким эхом душу обвиваем,
Прислушиваясь к небу в тишине.
Журчат ручьи, струятся водопады,
цветут цветы иль строятся дома
А наше ухо создает каскады
Предметов образы- прекраснейшая тьма!
-Какой орган чувств сейчас работал?
Орган слуха.
“Бабушка, зачем тебе такие большие уши?” – спрашивала Красная шапочка.
“Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое”. В чем-то волк был близок к истине. (Старые люди, чтобы лучше слышать, прикладывают ладонь к уху, как бы увеличивая его)
Ушную раковину часто считали рудиментом (от травм она не защищает, двигать ушами человек не может)
- каковы функции уха?
Различие источника звука, на ухе более 100 биологически активных точек.
В течение урока мы должны решить несколько проблем.
Первая из них: Послушайте отрывок из произведения Шекспира “Гамлет”, сцена, где призрак отца Гамлета рассказывает, как он был отравлен. Прав ли был Шекспир, описывая эту цену.? Зачитывается отрывок.
Когда я спал в саду
В свое послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостной и гной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, был рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы
Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности?
Организуется работа с материалом учебника.
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику.
Толщина барабанной перепонки 1–10 мм, но она достаточно прочная и гибкая, служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, и микроорганизмов.
Выходит, Шекспир ошибался? Не будем торопиться с выводами и совершим небольшой экскурс в историю. “В Средней Азии захвачена в плен дочь шаха, которая становится обитательницей гарема, ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира”. Итак, эмир был отравлен ртутью, влитой в ухо, – это не вымысел, не легенда, а достоверный факт.
В чем же дело? (Обсуждение с классом.)
Делаем выводы. Могла иметь место сцена у Шекспира, если допустить, что в барабанной перепонке было отверстие (В результате перенесенного заболевания, травмы перепонка могла стать проницаемой.)
Приведем еще один пример: “Один кузнец улегся на станину кузнечного пресса в обеденный перерыв отдохнуть. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – кузнец оглох.”
В чем причина наступившей глухоты?
Делаем выводы. От сильного удара звуковые колебания передались непосредственно на лабиринт, минуя среднее ухо, вследствие этого погибли звуковоспринимающие клетки (рецепторы), в результате наступила глухота.
Глухота – ужасный недуг человека. Великий композитор Людвиг Ван Бетховен был человеком титанической воли, могучего духа. К 30 годам понял, то его неизлечимая болезнь ведет к полной глухоте. В трудную пору своей жизни, Бетховен создает “Лунную сонату”. У поэта Владимира Павлинова есть одноименное стихотворение, послушайте стихотворение в сочетании с музыкальной композицией.
Звучит “Лунная соната”
Как удалось Бетховену написать гениальное произведение, ведь он практически не слышал? ( С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – звуковые волны он чувствовал)
Физминутка: чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, делаем массаж ушей. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь и резко отпустить. 4-5 раз.
Работа в группах. Заполнение схемы Фишбоун (Fish bourn- рыбьи косточки).

















Основой схемы является рыбий скелет. В голове скелета- проблема, которая рассматривается на уроке (Почему мы слышим?). На самом скелете есть верхние косточки и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются отделы слухового анализатора, на нижних косточках их функции. (благодаря этой схеме информацию можно систематизировать и конкретизировать)





Ушная раковина Молоточек Система каналов
Слуховой проход Наковальня
Стремя


Барабанная перепонка

Представители групп выступают у доски, выводы на ватманах.
Закрепление: игра “Верю – не верю”.
Верите ли вы, что чем старше становится человек, тем хуже слышит? (Нет: человек может слышать до глубокой старости)
Верите ли вы, что при взрыве, стрельбе нужно открывать рот, чтобы не лопнула барабанная перепонка? (Да: мощная звуковая волна с силой ударяет в барабанную перепонку и может порвать ее. И чтобы уравнять давление с внешней и внутренней стороны рекомендуется открывать рот. В самолетах предлагают леденцы, чтобы чаще сглатывать слюну, также для выравнивания давления.)
Верите ли вы, что одного уха достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве? (Нет: два уха помогают установить, с какой стороны от нас находится источник звука, т. к. в одно ухо звук поступает раньше на долю секунды.)
Верите ли вы, что подростковые уши более приспособлены к громкой музыке, чем уширодителей, бабушек и дедушек? (Нет: дискотека и подростковые уши не совместимы. Формирование слуховых рецепторов завершается к 18 годам, а вот смесь звуков тяжелого рока прекрасно может выдержать ухо взрослого человека.)
Верите ли вы, чтобы уменьшить шум, надо посадить вокруг ома деревья? (Да: деревья поглощают шум.)
Итоги урока: самооценка по рейтинговой системе.
Я могу ответить на вопросы в конце параграфа учебника  1 2 3 4 5 Активность на уроке                                                                 1 2 3 4 5 Поведение на уроке                                                                  1 2 3 4 5 Сообщения, выступления, ответы на уроке                           1 2 3 4 5 Мне можно поставить за урок оценку                                    1 2 3 4 5
Оценки активным, выставляются в журнал.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415