Конспект урока Состав слова. Корень. Однокоренные слова 
Конспект урока
в 6 классе
по теме «Состав слова. Корень. Однокоренные слова».
                                                                          Учитель – Слепцова И.А.                                                                                                                                                                                                                           
Тема урока: Состав слова. Корень. Однокоренные слова.
Цели урока: 
     1. Закрепить знания о частях слова, находить в словах общий корень; учить составлять ряд слов по данному корню; повторить правила об однокоренных словах, различать родственные слова и близкие по значению.
      2. развивать связную устную и письменную речь уч-ся, корректировать навыки анализа и синтеза при разборе слова, зрительную и слуховую память,
навыки работы с учебником.
     3. воспитывать устойчивый интерес к предмету, аккуратность и прилежание в работе.
Оборудование: таблица «Состав слова», иллюстрация «Дерево» с корнем «род».
                                      Ход урока.
I. Организация детей.
Уч:         Ну- ка , проверь, дружок
               Ты готов начать урок?
               Все ль на месте,
               Все ль в порядке -
               Ручка, книжка и тетрадка.
               Все ли правильно сидят
               Все ль внимательно глядят?
    Дети: Мы все правильно сидим 
               Все внимательно глядим
               Каждый хочет получать 
               Только лишь оценку  (пять(.
2. Работа с изученными словарными словами: женщина, телеграмма.
    Составить и разобрать по членам предложение.
     Женщина отправила телеграмму своим родным. (распр., повеств.)
  (разбор одним уч-ся у доски)
3. Сообщение темы и цели урока.
    (Запись в тетради даты и темы урока).
4. Показ  иллюстрации «Дерево» и чтение рассказа «Удивительное дерево» учителем:
     Жил-был много лет назад корень «род». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А оно им говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
     Так и было сделано. пустил корень «род» один росток, пустил второй, третий Много ростков. Все они на корень похожи, но и свое в каждом есть.
  - Ребята, как вы думаете, о каком корне идет речь в этом рассказе?
      ( О корне слова)
  - В какое же большое красивое дерево превратился корень «род»?
      (образовались новые однокоренные слова)
  - Давайте и мы с вами попробует вырастить это дерево, подберем однокоренные слова к корню «род».
   (Слова записываются на доске, в них выделяется общая часть – корень).
5. Прослушивание текста: 
  «Родник родит речку, а река льется, течет через всю нашу матушку- землю,   
  через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит:   
   родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня».      (К.Паустовский)
6.  Вывод правила об однокоренных словах.
     Чтение правила по учебнику (стр.26).
7. Подбор родственных слов (проводится в форме игры: 1-й ряд подбирает слова к корню слова  гора, второй – слова горе. К выбору предлагаются слова: горевать, пригорок, гористый, горный, горький, горочка, горчит.
  Объяснить, почему слова гора и горе не являются родственными.
8.  Физминутка.
                 Выше, выше, потянитесь.
                 Ну-ка плечи распрямите   
                 Поднимите, опустите
                 Влево, вправо повернулись,
                 Наклонились, разогнулись
                 Сели-встали, сели-встали
                 И на месте побежали.
9. Работа с учебником: с.27 упр.37 («четвертый лишний») – коллективно, объясняя с места.
    В каждом ряду исключить лишнее слово – близкое по значению, но не однокоренное.    
     с 27 упр.38 – подбор однокоренных слов разных частей речи.
(один у доски, остальные – в тетрадях).
 Дополнительно – составить 2 предложения, используя слова из упражнения.
10. Итоги урока.
      - Что такое корень слова?
      - Какие слова называются однокоренными или родственными?
      - Почему слова гора и гореть не являются родственными?
11. Задание на дом.
      с.28 упр.40 (вставить пропущенные корни, родственные слова записать парами).