Конспект урока Состав слова. Корень. Однокоренные слова






Конспект урока
в 6 классе
по теме «Состав слова. Корень. Однокоренные слова».
















Учитель – Слепцова И.А.








Тема урока: Состав слова. Корень. Однокоренные слова.
Цели урока:
1. Закрепить знания о частях слова, находить в словах общий корень; учить составлять ряд слов по данному корню; повторить правила об однокоренных словах, различать родственные слова и близкие по значению.
2. развивать связную устную и письменную речь уч-ся, корректировать навыки анализа и синтеза при разборе слова, зрительную и слуховую память,
навыки работы с учебником.
3. воспитывать устойчивый интерес к предмету, аккуратность и прилежание в работе.
Оборудование: таблица «Состав слова», иллюстрация «Дерево» с корнем «род».


Ход урока.

I. Организация детей.
Уч: Ну- ка , проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке -
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят?
Дети: Мы все правильно сидим
Все внимательно глядим
Каждый хочет получать
Только лишь оценку (пять(.

2. Работа с изученными словарными словами: женщина, телеграмма.
Составить и разобрать по членам предложение.
Женщина отправила телеграмму своим родным. (распр., повеств.)
(разбор одним уч-ся у доски)

3. Сообщение темы и цели урока.
(Запись в тетради даты и темы урока).

4. Показ иллюстрации «Дерево» и чтение рассказа «Удивительное дерево» учителем:
Жил-был много лет назад корень «род». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А оно им говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
Так и было сделано. пустил корень «род» один росток, пустил второй, третий Много ростков. Все они на корень похожи, но и свое в каждом есть.
- Ребята, как вы думаете, о каком корне идет речь в этом рассказе?
( О корне слова)
- В какое же большое красивое дерево превратился корень «род»?
(образовались новые однокоренные слова)
- Давайте и мы с вами попробует вырастить это дерево, подберем однокоренные слова к корню «род».
(Слова записываются на доске, в них выделяется общая часть – корень).

5. Прослушивание текста:
«Родник родит речку, а река льется, течет через всю нашу матушку- землю,
через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит:
родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня». (К.Паустовский)

6. Вывод правила об однокоренных словах.
Чтение правила по учебнику (стр.26).

7. Подбор родственных слов (проводится в форме игры: 1-й ряд подбирает слова к корню слова гора, второй – слова горе. К выбору предлагаются слова: горевать, пригорок, гористый, горный, горький, горочка, горчит.
Объяснить, почему слова гора и горе не являются родственными.

8. Физминутка.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись,
Наклонились, разогнулись
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

9. Работа с учебником: с.27 упр.37 («четвертый лишний») – коллективно, объясняя с места.
В каждом ряду исключить лишнее слово – близкое по значению, но не однокоренное.
с 27 упр.38 – подбор однокоренных слов разных частей речи.
(один у доски, остальные – в тетрадях).
Дополнительно – составить 2 предложения, используя слова из упражнения.

10. Итоги урока.
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными или родственными?
- Почему слова гора и гореть не являются родственными?

11. Задание на дом.
с.28 упр.40 (вставить пропущенные корни, родственные слова записать парами).