Технологическая карта по русскому языку на тему Корень слова. Однокоренные слова (3 класс)
Технологическая карта урока
ФИО Аухадиева Рамзия ГабдулхаевнаКласс: 3
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую
Задачи урока:
1.Повторить общие сведения о родственных словах, наличие в них общей смысловой части;
2. Знать что такое корень слова.
3.Формирование умение находить в тексте однокоренные слова.
4. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
5. Отрабатывать каллиграфию письма;
6. Прививать интерес к родному языку.
Планируемые результаты.
Предметные
различать однокоренные слова;
выделять корень в однокоренных словах;
подбирать примеры однокоренных слов;
находить однокоренные слова в тексте;
Метапредметные:
Познавательные:
- наблюдать, проводить сравнение объектов, классификацию по заданным критериям;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.
- построить логические цепи рассуждений.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-нацелить на успешную деятельность;
Коммуникативные
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- формировать умение слушать и слышать;
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;
Личностные
-проявлять интерес к русскому языку;
- адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
-формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группе.
Цель Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формирование УУД
Организационный
Создание позитивной мотивации обучающихся
Как же приятно на душе, как хочется сказать «Доброе здравствуйте!» услышать в ответ теплое «Здравствуйте»
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнават2ь новое.
Коммуникативные
- формирование умения слушать и слышать.
Словарная работа
Составить пословицу. Оформление тетр.
держится, Дерево, корнями, друзьями, а человек
Как вы думаете есть ли в русском языке у слов родственники?Предлагает оформить тетради.
Двадцать второе октября.
Классная работа.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации,
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Выведение слов на экран.
Составляют пословицу.
Объясняют значение.
Объясняют орфогрммы.
Записывают в тетрадь, по памяти.
Взаимопроверка.
Повторение изученного материала. Актуализация знаний учащихся.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы Загадка о дереве.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
-Назовите части дерева.
-Какая часть дерева главная?
почему?
-где в жизни ещё есть корень?
Для чего они нужны?
(где корень встречаем?)
Какие орфограммы связаны с корнем?
Организует диалог с обучающимися.
(На слайде) Ответы учащихся.
Дерево.
Листья, ветви, ствол, корень.
Корень.
Корень.
Правописание слов с безуд гл в корне. (Леса- лес)
Правописание слов с непроверяемыми гласными.(Корова)
Правописание глух и звон согл в корне (гриб-грибы.)
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. (праздник, солнце)
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Постановка учебной задачи.
Формулирование темы и задач урока
Тема:Корень слова. Однокоренные слова. Давайте сформулируем цели урока с помощью опорных слов.
На доске опорные слова:
Научиться распознавать, группировать… ( однокоренные слова)
Подбирать ….(примеры однокоренных слов)
Определять…(лексич.знач) Организует подводящий диалог. Формулируют задачи урока Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции
«Открытие» учащимися нового знания. Загадка.
По небу гуляет,
Дождь рассыпает.
У нашей тучи капли необыкновенные: они словесные.
- объяснить лексич. знач слов.
-что общего во всех словах,
-как называются слова, у которых одинаковый корень,?Работа с учебником. С.74. правило (рубрика Вспомните!)
Прочитайте только корень, (оставшиеся части)
Ясен ли смысл слов?
Какой сделаем вывод. Что такое корень?
Работа с учебником. С.74. правило
Организует диалог с обучающимися. Называют (туча).
Учащиеся сами подбирают слова.
Дождь, дождик, дождливый, дождевой, дождинка, дождище, дождевой.
Одинаковый корень, близкое знач.
Однокоренные.
Находят нужную страницу в учебнике.
Корень -это главная, важная часть.
Находят нужное правило.
Физкультминутка.
Первичное закрепление нового материала.
Уточнение представлений об однокоренных словах
Уточнение представлений о понятии «корень».
Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также установление причин выявленных недостатков Задания с учебника
С 74 упр 130.
Выписать однокоренные слова
Организует работу с учебником. Выполняют задания учебника с комментированием.
Выписывают однокоренные слова, выделяют корень. Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Дидактическая игра «В гости к родственникам» На карточках.
- Перед вами по два домика. В первом живёт корень - голос- , во втором – -говор-, в третьем - -бег-, в четвёртом - -мал-. Определите к кому в гости отправится каждое слово.
К- 3
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Чистота, чистый, чистить
.4.Горюет, плачет, печалится.
5. Рыба рыбак, рыбачит
6. Горе, горевать, горный.
Организует подводящий диалог
Работа в парах.
Первый ряд выписывает родственные слова с корнем - голос- и с корнем - бег-, второй – с корнем -бег- и с -говор- корнем -мал-.
На карточках. Индивидуальная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение.
Подведение итогов. Рефлексия.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. - Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами.
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Организует диалог
Задает вопросы о задачах урока. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
Этап разъяснения домашнего задания. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания С 75.упр132 Разъясняет ДзЗаписывают задание на дом, задают вопросы Думаю, смысл пословицы в том, что каким бы сильным, большим, могучим дерево не было - без корней оно погибнет, ведь они его держат, даже дубу будет без корней не устоять и ветра не надо, оно упадет не дожидаясь его. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат. Сам по себе человек не может одолеть и трудности, а с друзьями и беду пережить легко. Поэтому, друзей нужно ценить, любить, уважать и не ссориться с ними.
дождик
дождь
дождливый
дождевой
дождинка
дождище
дождевой
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.