Программа учебной дисциплины ОП 02 Основы материаловедения по профессии СПО 29.01.17 Оператор вязально-швейного оборудования. 
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413LINK \l "_Toc291581597"141. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ	13 PAGEREF _Toc291581597 \h 1421515
13LINK \l "_Toc291581598"142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ	13 PAGEREF _Toc291581598 \h 1431515
13LINK \l "_Toc291581599"143. условия реализации программы дисциплины	13 PAGEREF _Toc291581599 \h 14111515
13LINK \l "_Toc291581600"144. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины	13 PAGEREF _Toc291581600 \h 14131515
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 «Основы материаловедения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 29.01.17 Оператор вязально-швейного оборудования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии:16909 «Портной».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
	В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
применять материалы при выполнении работ.
должен знать
общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
общие сведения о строении материалов;
общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов (натуральных и химических волокон, пряжи, нитей)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 
50
в том числе:
Лабораторно-практические работы 
20
        Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
в том числе:
Домашняя самостоятельная работа: составление электронной презентации «Свойства тканей»
4
Примерные темы рефератов: 
Требования к свойствам материала в индивидуальном производстве одежды.
Требования к уходу за готовым изделием.
Технические и эстетические требования к качеству материала для современной одежды.
Пакет материалов для зимней одежды.
Требования к материалам для производства детской одежды.
Требования к материалам для специальной одежды.
Требования к материалам для форменной одежды.
Основные направления развития ассортимента материалов для:
нарядной одежды;
молодежной одежды;
летней одежды;
сценической одежды;
спортивной одежды.
16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 03 Основы материаловедения
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Осваиваемые ПК и ОК
Уровень освоения
1
2
3
4
5
Раздел 1. Волокнистые материалы
8
Тема 1.1. Классификация волокон
Содержание учебного материала
2
1
1
Классификация волокон. Натуральные, химические, неорганические волокна.
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
Виды натуральных волокон растительного происхождения. Районы выращивания волокон. Виды хлопка, виды льна. Положительные и отрицательные свойства хлопка и льна. Применение растительных волокон.
3
Виды натуральных волокон животного происхождения. Виды шерсти. Свойства. Применение. Натуральный шелк. Его свойства и применение.
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
1
4
Сырье для искусственных волокон. Способы получения. Вискозное, ацетатное, триацетатное волокна. Отделка искусственных  волокон. Свойства искусственных волокон. Применение.
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
5
Сырье для синтетических волокон. Способы получения. Полиамидное волокно - капрон. Полиэфирное волокно – лавсан. Полиакрилонитрильное волокно - нитрон. Полиуретановое волокно - спандекс. Отделка искусственных  волокон. Свойства искусственных волокон. Применение
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
6
Натуральное неорганическое волокно – асбест.  Химические неорганические волокна: стекловолокно, металлическое волокно. Свойства. Применение.
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
Лабораторно – практическая работа:
Исследование строения натуральных и химических волокон. Определение их свойств органолептическим путем.
2
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
3
Раздел 2. Строение и свойства тканей
20
Тема 2.1. Волокнистый состав 
тканей
Содержание учебного материала
1
2
1
Характеристика однородных, смешанных и неоднородных тканей. Органолептический и лабораторные способы определения волокнистого состава.
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
Лабораторно-практическая  работа:
Исследование образцов пряжи и нитей. Определение их строения,   числа сложений, величины и направления крутки, вида отделки,  системы прядения, волокнистого состава
2
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
3
Тема 2.2. Строение тканей 
Переплетения тканей.   Четыре группы переплетений: простые, мелкоузорчатые, сложные и  крупноузорчатые. Графическое изображение, раппорт. Характер отделки тканей: суровая, отбеленная, гладкокрашеная. Набивная, пестротканая, меланжевая, мерсеризованная, отваренная. Плотность ткани: фактическая и относительная (линейная). Структура поверхности ткани: гладкая, ворсовая. Определение лицевой стороны ткани и направления долевой нити.
2
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
Лабораторно-практическая  работа:
Анализ и исследование простых и мелкоузорчатых переплетений
2
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
Лабораторно-практическая  работа:
Анализ и исследование сложных и крупноузорчатых переплетений
2
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
Тема 2.3. Свойства тканей
Геометрические свойства: длина, ширина, толщина, поверхностная плотность. Механические свойства: прочность на разрыв, жесткость, драпируемость, раздвижка нитей, осыпаемость, износостойкость (устойчивость к многократным стиркам), выносливость к истиранию, пиллингуемость. 
Физические свойства: гигиенические (гигроскопичность, воздухопроницаемость,  паропроницаемость, водоупорность,  пылеёмкость), теплозащитные свойства, оптические свойства (цветовой тон, насыщенность, светлота, блеск, прозрачность, белизна,  колорит), электрические свойства (электризуемость). 
Технологические свойства (раздвижка в швах, осыпаемость, скольжение, прорубаемость, термостойкость)
3
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
Лабораторно – практическая работа:
Исследование образцов тканей, определение характера их отделки, направления нитей основы и утка, лицевой стороны
2
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
3
Лабораторно – практическая работа:
Исследование образцов тканей. Определение их размерных характеристик: фактической и поверхностной плотности; механических свойств
2
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
3
Домашняя  самостоятельная работа:
Составление электронной презентации по теме «Свойства тканей»
4
3
Раздел 3. Классификация материалов для одежды
42
Тема 3.1. Общая характеристика ассортимента 
тканей
Содержание учебного материала
1
2
Группировка материалов по наиболее существенным признакам. Торговая классификация. Классификация  по назначению (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, подвид)
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
Тема 3.2. Классификация тканей и материалов
1
Хлопчатобумажные ткани.  Льняные ткани.  Ассортимент шерстяных тканей.  Ассортимент шелковых тканей. Сортность тканей. Дефекты или пороки внешнего вида тканей. Допустимые отклонения для определения сортности тканей
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
2
Ассортимент основных материалов для белья, сорочек. Характеристика материалов.  Волокнистый состав. Переплетения. Тканые, нетканые, трикотажные.
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
3
Ассортимент основных материалов для платьев. Требования к материалам для платья. Хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные. Тканые нетканые и  трикотажные
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
4
Ассортимент основных материалов для костюмов. Требования к материалам для костюмов. Хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные. Тканые нетканые и  трикотажные материалы.
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
1
5
Ассортимент основных материалов для плащей, курток. Требования к материалам для плащей. Хлопчатобумажные с водоотталкивающими пропитками, ткани из синтетических нитей  с водоотталкивающими пропитками,  комплексные прошивные материалы, ткани с прорезиненным покрытием. Из кожи и пленочных материалов.
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
6
Ассортимент основных материалов для пальто. Требования к материалам для пальто. Чистошерстяные и полушерстяные ткани. Хлопчатобумажные, шелковые, трикотажные.
1
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.2
ПК 4.1 - 4.3
ПК 5.1 - 5.3
2
Лабораторно – практическая работа: Изучение и анализ ассортимента бельевых тканей. Составление технической характеристики тканей, определение их основных свойств, 
назначения и режимов обработки в швейном производстве
2
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.2