ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ( УМК ПНШ) ТЕМА: ЗАДАЧИ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ
Открытый урок математики в 3 классе
( УМК ПНШ)Тема: ЗАДАЧИ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ
Планируемые результаты
Предметные: ввести термин «задачи с недостающими данными»; учить дополнять условие задачи с недостающими данными; совершенствовать умение составлять краткую запись задачи в виде таблицы и составлять круговую схему; закреплять умение решать задачи, развивать умение анализировать и обобщать.
Метапредметные: познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.
Ход урока
I. Устный счет. Презентация.
1. Соедините выражения, значения которых одинаковы:
2. Логическая задача.
Аня – родная сестра Маши, Ваня – брат Ани. Иван Петрович – дедушка Маши. Отца Ани зовут Михаилом. Какое отчество у отца Маши, какое отчество у Вани?
3. Задача.
В палатку привезли 8 коробок яблок, по 9 кг в каждой, и столько же коробок груш по 7 кг в каждой.
– На какие вопросы вы ответите, выполнив действия:
4. >, < или = ?
45 : 5 35 : 7 24 : 8 36 : 9
42 : 6 48 : 8 56 : 8 54 : 6
72 : 8 81 : 9 64 : 8 24 : 3
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем учиться решать задачи.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 217.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Можно ли решить эту задачу?
– Каких данных недостает в условии этой задачи?
– Дополните условие задачи так, чтобы задачу можно было решить.
– Почему первоначальную задачу относят к задачам с недостающими данными?
– Решите полученную задачу. Вычислите и запишите ответ.
Решение:
15 · 2 = 30 (к.) – во второй коробке.
Ответ: 30 конфет.
2. Задание 218.
– Из данного списка задач выберите ту, в которой недостает данных. (Задача 2.)
– Сделайте необходимые дополнения в формулировку задачи с недостающими данными.
Задача. Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?
– Сделайте краткую запись дополненной задачи.
– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.
Решение:
1) 15 + 3 = 18 (к.) – поймал Костя.
2) 15 + 18 = 33 (к.) – всего поймали.
Ответ: 33 карася.
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Задание 219.
Учащиеся работают в парах.
– Сформулируйте задачу с недостающими данными.
– Сделайте для нее краткую запись в виде таблицы.
– Предложите соседу по парте дополнить ее отсутствующими данными, решить задачу, вычислить и записать ответ.
2. Задание 220.
– Прочитайте задачу.
– Объясните, почему эта задача относится к задачам с недостающими данными. (Неизвестно, сколько учащихся занималось в хоровой студии.)
– Дополните условие задачи недостающими данными о числе учащихся в хоровой студии.
– Решите полученную задачу. Вычислите ответ.
Решение:
1) 22 : 2 = 11 (уч.) – в студии бального танца.
Ответ: 11 учащихся.
– Приведите пример числа, которое нельзя использовать в этой задаче в качестве числового данного об учащихся хоровой студии. (23, 25, 27, 29 и т. д.)
3. Задание 222.
– Прочитайте задачу.
– Какое данное в условии этой задачи является недостающим? (Сколько привезли груш.)
– Переформулируйте условие задачи так, чтобы недостающее данное стало промежуточным неизвестным.
Задача. В школьную столовую привезли 50 кг яблок, а груш на 15 кг больше. Сколько килограммов яблок и груш привезли в школьную столовую?
– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.
Решение:
1) 50 + 15 = 65 (кг) – привезли груш.
2) 50 + 65 = 115 (кг) – привезли яблок и груш.
Ответ: 115 кг.
4. Задание 223.Работа в группах.
– Дополните данную схему задачи недостающими данными.
– Приведите пример данного, которое нельзя записать в левую свободную рамку схемы. (Это все числа больше 500.)
– Сформулируйте задачу по схеме и решите её.
Задача. Костя пробежал 500 м, а Миша – на 300 м меньше. Сколько они пробежали вместе?
Решение:
1) 500 – 300 = 200 (м) – пробежал Миша.
2) 500 + 200 = 700 (м) – пробежали вместе.
Ответ: 700 м.
V. Итог урока. Рефлексия. Самооценка.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие задачи называют задачами с недостающими данными?
Домашнее задание. № 221.
Рисунок 7Рисунок 5Рисунок 115