Конспект урока по музыке на тему:«Есть сила благодатная в созвучье слов живых… (Образ матери в звуках и красках).»
УРОК ПО МУЗЫКЕ
в «5» классе с применением ИКТ.
Тема урока: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…
Образ матери в звуках и красках».
Провела урок учитель музыки
лицея-интерната №6 ОАО «РЖД»
Шурина И.Г.
Саратов 2015.
Цель урока:
- выявление многосторонних связей между музыкальным и изобразительным искусством;
Задачи:
- раскрыть отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства;
- развивать интонационно-слуховой опыт учащихся на примере произведений разных эпох, национальных и индивидуальных стилей;
- воспитывать духовную культуру, эмоционально-ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус учащихся;
- развивать вокальные и творческие способности детей.
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Методы:
- словесный (беседа, диалог);
- наглядный (сравнение, сопоставление);
- эмоциональной драматургии урока
- интонационно-слуховой анализ произведений;
Оборудование:
- фортепиано, ноты,
- музыкальный центр, аудиозаписи для музыкального ряда,
- мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: сегодня мы продолжаем тему II полугодия «Музыка и изобразительное искусство». И постараемся ответить на вопросы «Можем ли мы увидеть музыку и можем ли мы услышать живопись?» И в качестве музыкального эпиграфа исполним песню Я.Дубравина «Я хочу увидеть музыку».
Исполнение песни «Я хочу увидеть музыку»
Работа с учебником. стр.88
- О ком пойдет речь на уроке? (О матери)
_ Как вы думаете, в искусстве рассматривается конкретный человек или его собирательный образ? (образ)
- Из текста видно, какие виды искусства мы будем затрагивать? (музыку, литературу, живопись)
- А теперь дайте сформулируем тему урока… Ваши темы созвучны моей.Слайд 1. (тема урока)
Литературный эпиграф: Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать, И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Л. Рогожников
Тема, которую мы рассматриваем сегодня, затрагивала сердца многих композиторов, художников и литераторов разных эпох и стран.
Образ Богородицы отражается в духовном русском и западноевропейском искусстве с давних времен.
- Какое искусство мы называем духовным?
Духовное искусство обращается к возвышенному, небесному миру.
- Какие произведения мы относим к духовному изобразительному искусству? (иконы, фрески)
- какие жанры духовной музыки вы знаете? (песнопения)
Созерцание икон, слушание песнопений вызывает у нас мысли о прекрасном и вечном.
Икона по-гречески – образ.
- Какие образы изображаются на иконе? (Святые, Богоматерь, Иисус Христос)
Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа).
Она писалась на доске по определённым правилам (канонам) и воплощала веру в милосердие, любовь, победу добра и справедливости. Икона сопровождала русского человека в доме, храме, дороге и ратных делах, т.к. она считалась защитницей, заступницей.
Посмотрите репродукции икон.
Слайд 2, 3 (репродукции икон)
Перед вами икона Казанской Богоматери— чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери —
икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.
Образ Матери – Богородицы воспевался многими русскими композиторами послушайте одно из них.
Слайд 4 (портрет П.И.Чайковского)
Слушание музыки в жанре молитвы П.И.Чайковского «Богородице Дево, радуйся»
(богослужение идет на церковно-славянском языке. Боже, Дево, Отче – звательный падеж данного языка)Созвучны ли эти произведения?
Какие чувства вызывают у вас произведения? (радость и печаль, мудрость и любовь)
как вы думаете, а это икона или живописное полотно, картина?
Слайд 5 (Сикстинская мадонна)
Действительно это алтарная картина (алтарь – возвышенный жертвенник , главная часть храма, где проходят Богослужения). Она была написана великим итальянским художником XVI века Рафаэлем Санти в 1512 году как алтарный образ для капеллы (тип католического храма – часовня) монастыря Святого Сикста в Пьяченце и размещалась над алтарем.
- Что изображено на картине? (в центре Дева Мария с младенцем на руках, слева – Папа Римский Сикст II, справа – святая Варвара, внизу картины – шаловливые херувимы с недетской задумчивостью смотрят на небо.) Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение
Картина называется «Сикстинская мадонна». Сейчас она находится в Германии, в Дрезденской галерее и известна всему миру. Образ Святой Марии отразился в творчестве многих зарубежных композиторов
Слайд 6 (Портреты композиторов)
Слушание вокальных сочинений, И.С. Баха и Ф. Шуберта «Аве Мария»
- Какие чувства передаёт музыка?
- Прочитаем, как об этой картине писал А.Толстой (учебник стр.86.)
- Что сближает художественные образы этих произведений с картиной «Сикстинская Мадонна»
_ А как вы думаете популярно ли это сочинение сегодня?
Видео концерта в Германии: Бах, Гуно «Аве, Мария» в исполнении джазового американского певца Бобби Макферрина.
Сегодня мы много говорили об образе матери в духовном искусстве, а в повседневной, светской жизни музыканты и художники посвящают свои произведения образу матери ?Слайд 7 (А.А. Дайнека «Мама» русский живописец 20 века)
Мы много на мероприятиях поем о мамах, но сегодня мне хочется, чтобы мы закончили урок песней «МАМА» В. Гаврилина.
Слайд 8 ( В.Гаврилин «Мама»)
Подведем итог урока в виде кластера:
Образ матери
Музыка изобразительное искусство литература
Богородице Дево, радуйся А.Толстой «Мадонна Рафаэля»
Аве Мария Икона Богоматерь Владимирская
Мама Сикстинская Мадонна
Д.З.: Закончить кластер дома.