Реферат по теме: Формы и приёмы проверки знаний на уроке обществознания
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Обществознание»
По теме:
«Формы и приемы проверки знаний на уроке обществознания»
Исполнитель:
Федорова Надежда Николаевна
2017 год
Содержание……………………………………………………………….........(с.2)
Введение……………………………………………………………………….(с.3) 1.Цели, функции принципы контроля знаний в учебном процессе………. (с.5)
2. Виды, методы и формы контроля знаний……………………..………….(с.7)
3. Система контроля знаний на уроках обществознания……............(с.10) 3.1. Формы устного и письменного контроля знаний………...……..(с.10) 3.2.Тестирование как форма проверки знаний учащихся……….....(с.11) Заключение……………………………………..…………………………….(с.14) Литература……….…………………………………………………………...(с.15)
2
Введение
«Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля …»
Ю.К Бабанский.
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.
Проверка знаний учащихся - один из наиболее важных этапов процесса обучения и от его правильной организации зависят эффективность и высокое качество обучения. Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся и получить объективные данные о состоянии и результатах образовательного процесса.
Контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать их знания, умения и навыки, оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Проверка знаний учащихся играет не только контролирующую роль, так как правильно организованный контроль не только обучает, но и развивает ученика. Развивает не только содержание учебного материала, но и организационные формы контроля, приемы общения учителя с учащимися, учащихся между собой. Необходимо также придавать серьезное значение методам и организационным формам обучения, при которых ученик является не только объектом, но и субъектом учебно - воспитательного процесса. Объективный учет и оценка знаний и умений школьников вызывают уважение и доверие к учителю, к его требованиям. Привлечение учащихся к контролирующей деятельности способствует
3
воспитанию таких качеств личности, как трудолюбие, ответственность, чувство долга, уважение к мнению других. Организация контроля с учетом всех его функций влияет на повышение эффективности процесса обучения в целом. Контроль знаний, умений, навыков учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики преподавания.
Понятие, цели и задачи, функции, классификации видов, средств и форм контроля исследуют в своих работах ученые Выготский Л.С., Беспалько В.П., Лернер И.Я., Подласый И.П., Сластёнин В.А., Талызина Н.Ф. Различные формы контроля ЗУН учащихся на уроках истории и обществознания характеризуют Акопова Л.И., Ястребова С.А., Вагин А.А., Нейман Ю.М., Хлебников В.А.Цель: Рассмотреть систему контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках обществознания.
Задачи:
1) рассмотреть цели, функции, принципы контроля знаний, умений, навыков учащихся;
2) охарактеризовать основные методы, виды и формы контроля знаний, умений, навыков учащихся;
3) представить эффективные формы контроля знаний, умений, навыков на уроках обществознания;
4
1.Цели, функции, принципы контроля знаний в учебном процессе
Важную роль в достижении требований к результатам обучения учащихся в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений, которая позволяет показать уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения, устранить пробелы в усвоении учебного материала.
С помощью проверки и оценки выявляется уровень знаний, который получили школьники на каждом этапе обучения, их достижения и недостатки, планируется дальнейшее обучение.
Большинство методистов выделяют следующие функции контроля:
1) контролирующую, заключается в выявлении состояния знаний и умений учащихся, изучении степени усвоения ими приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда;
2) обучающую, состоит в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал; они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации;
3) диагностическую, сущность которой заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений в овладении учебным материалом, о числе и характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения;
5
4) прогностическую, которая служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о том, достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы);
5) развивающую, состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся и формируются такие качества личности, как способности, склонности, интересы и потребности;
6) ориентирующую, заключается в получении информации о степени достижения цели обучения как отдельным учащимся, так и группой в целом: насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях;
7) воспитывающую, состоит в формировании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий; она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.[1]
Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным. Однако для этого контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным.
6
2. Виды, методы и формы контроля знаний
В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый.[2]
Предварительный контроль знаний проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель данного вида контроля – ознакомится с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий. По результатам контроля можно получить объективных данные об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке и наметить рациональные методы и приемы учебной работы.
Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, раздела или полного курса.
Если же проверяется материал по системе уроков, который охватывает конкретную тему, то это тематический контроль. Его задача – проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой.
Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого- либо курса и производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения.
7
Помимо видов контроля существуют формы контроля – письменная и устная.
Устная форма может быть фронтальной и индивидуальной. Фронтальная проверка применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению (даты, события, термины, имена) и дает возможность выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика. При фронтальной проверке использую методы: беседа, разгадывание кроссвордов, ребусов, игры «Верно-неверно», «Кто последний».
Письменный опрос проводится в форме тестирования, самостоятельной или контрольной работе. В данных формах мною используются различные группы задании:
1. Задания с несколькими вариантами ответа
2. Альтернативные задания обычно содержат утверждения, которые ученик должен оценить, как истинные или ложные, используя слова «да», «нет». С помощью таких заданий можно провести подробную проверку знаний учащихся, включая главные обществоведческие факты, а также второстепенные детали и подробности.
3.Задания на восстановление соответствия (ученикам предлагается соотнести элементы двух – трех списков). Здесь можно проверить информированность школьников, включив в задания событийные и теоретические сведения.
Задания на определение последовательности (расставить перечисленные факты в хронологической последовательности; определение логической последовательности событий, явлений).
5.Задание на исключение лишнего (школьникам предлагается например, список понятий, а они должны найти общие закономерности между элементами списка, и на этом основании сделать вывод об их8
общности или различия), такой способ проверки способствует выявлению точности в понятиях усвоенных школьниками.
Устный индивидуальный контроль – это выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. При таком методе контроля обычно учащийся вызывается к доске. При неполном ответе ученику задаются дополнительные вопросы, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникли колебания при выставлении оценки.
Устный фронтальный контроль (опрос). Учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Такой метод хорош тем, что в процессе участвует весь класс, но и отрицательная его сторона совершенно очевидна – учитель не может проверить глубину знаний.
Письменный контроль. Бывает индивидуальным (контрольные задания по карточкам), но чаще применяется фронтальный письменный контроль (контрольные и самостоятельные работы).
Практический контроль позволяет проверить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы. Наибольшее распространение получили дидактические тесты - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний от учителя. Но недостатком такого контроля является то, что он не выявляет способа получения результата (ученик может наугад выбрать ответ и он окажется правильным). При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение. Оно позволяет учителю получить достаточно полные данные об ученике: и уровень его ЗУН по предмету, и
9
отношение к учебе, степень его познавательной активности, сознательности.
Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося, для своевременного выявления неуспеваемости. Самоконтроль. Здесь от ученика требуется умение самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения задания и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.
3. Система контроля знаний на уроках обществознания
3.1 Формы устного и письменного контроля знаний
В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы контроля:
а) индивидуальная;
б) групповая;
в) фронтальная;
Для контроля знаний на уроках обществознания мною применяются индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников): карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных доклады с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, фактическим материалом). При фронтальном контроле задания
10
предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Применяю групповые методы при работе над творческими заданиями (проектно-исследовательскуюдеятельность), решение проблемных ситуаций, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.
В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания. Нетрадиционные формы контроля: составление и отгадывание кроссвордов. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению.
Таким образом, систему контроля образуют различные виды, методы, формы его осуществления. Их применение зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
3.2. Тестирование как форма проверки знаний учащихся
В современных условиях эффективным способом осуществления текущего или промежуточного контроля усвоения знаний, умений и навыков является тестирование. Итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется в форме ОГЭ и ЕГЭ с применением тестового контроля знаний.
Тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Преимущества использования данного тестирования заключаются в оперативности получения сведений о знаниях учащихся, объективности полученных результатов; возможности определения тем и вопросов, слабо усвоенных обучаемыми.
11
К первой группе тестов относятся:
1) задания с несколькими вариантами выбора ответа;
2) альтернативные задания;
3) задания на восстановление соответствия.
Задания с несколькими вариантами ответа, легче других в выполнении, могут применяться во всех видах проверки, а также на всех этапах комбинированного урока с целью первичного закрепления, систематизации, обобщения, актуализации нового материала, развития познавательных умений и интереса к предмету, формирования произвольного внимания и памяти, самообразования и самопроверки.
Альтернативные задания содержат утверждения, которые ученик должен оценить как истинные или ложные. Эти тесты позволяют самым кратким путем выявить знание (незнание) школьником конкретного вопроса, понимание (непонимание) им учебного материала. Альтернативные задания лучше всего использовать для проверки понимания текста параграфа, документа, прочитанного учащимися самостоятельно, без предварительного объяснения темы, либо в качестве первичного повторения и закрепления нового материала. В заданиях на восстановление соответствия ученикам предлагается соотнести элементы двух столбцов. Здесь также можно проверить обществоведческую информированность школьников, сосредоточить проверку на конкретных элементах знаний и познавательных умений, но сделать это в более компактной форме, чем в тестах выбора ответа, и надежнее, чем в альтернативных заданиях. Список, из которого ученики выбирают подходящие ответы, должен быть длиннее другого, чтобы уменьшить
12
вероятность отгадывания. Задания этого вида эффективны при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний. Тесты на установление соответствия способствуют развитию умения актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания, то есть делают более эффективным процесс воспроизведения.
Ко второй группе тестов относятся задания на группировку информации, на определение последовательности и на «исключение лишнего». Тесты данной группы оценивают не только знания, но и интеллектуальные способности учащихся. Интеллектуальные задания являются органической частью изучения нового материала, его систематизации и обобщения. Задания на определение последовательности наряду с тестами предыдущего вида довольно прочно вошли в обучение.
Третья группа тестов — тесты со свободными ответами. Они отличаются тем, что проверяемая информация не содержится в основной части задания и школьники воспроизводят ее самостоятельно на репродуктивном или творческом уровне. Этот вид теста эффективен в качестве контрольно-проверочного задания по уроку, в рамках тематического блока и после изучения разделов и курсов, поскольку в нем можно выявить усвоение школьниками всех структурных компонентов учебного исторического содержания, а критерии оценки четко стандартизированы. На задания со свободными ответами не накладывается никаких ограничений. Форма и объем ответа произвольны, но его содержание должно быть связано с сутью задания. Тесты этого вида побуждают школьников критически воспринимать готовые выводы и оценки, активно высказывать собственное мнение.
13
Заключение
Контроль знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль позволяет педагогу оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. Контроль знаний и умений учащихся необходимо проводить систематически на всех этапах обучения.
К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся сложились основные методы контроля: устный опрос, письменная работа, практический контроль, тестирование. Каждый из методов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими, в зависимости от цели, задач, содержания урока, используемых педагогических технологий.
Формы, приемы, методы и средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Считаю, что нельзя стандартно применять формы. Только конкретный анализ должен привести к выбору оптимального варианта формы контроля на уроке. Цели контроля определяют выбор методов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех видов, форм и методов контроля способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
14
Список литературы
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
2. Озерский И.З. Начинающему учителю истории.- М., 1990
3. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007
4. Лашук А.Д. Формы, методы и технологии обучения. - М., 1999
5. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Владос, 2002
6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.- М: Легион, 2013
7. Гин А.А"Приёмы педагогической техники"- М: Вита-Пресс, 2004
15