Реферат Формы и приемы проверки знаний на уроках обществознания


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Обществознание»
По теме:
«Формы и приемы проверки знаний на уроке обществознания»
Исполнитель:
Лихачева Оксана Михайловна
Воронеж, 2017 год
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….4
Содержание, принципы и функции контроля
в учебном процессе………………………………………………………...5-7
Виды, методы и формы педагогического контроля………………..8-9
Сотрудничество педагога и обучающихся как важная составная деятельность в процессе педагогического контроля…………………………10-11
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….13
Введение
В настоящее время значимость современных обществоведческих знаний возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко отрицательное воздействие на самоощущение растущего человека.
Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «Я» [7].
В педагогической деятельности роль системы оценивания качества знаний всегда была велика, ведь проверка компетенций обучающихся – это один из важнейших этапов обучения. Не зря выдающийся педагог Е.Н. Ильин отмечал, что учитель всегда должен знать, чему научил, а ученик – чему научился[5].
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит современный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса[Звонников]. Правильно выстроенный педагогический контроль играет большую роль не только в процессе получения знаний, умений и навыков, но и воспитывает обучающихся, обучает их самоконтролю[4].
Большую роль так же играют методы и организационные формы обучения, применяемые педагогом на уроках, которые должны способствовать развитию таких качеств, как трудолюбие, объективная самооценка, ответственность, чувство долга и т.д. При этом, в процессе оценивания качества обучения педагог должен быть объективным и формировать благоприятную атмосферу взаимодействия не только как учитель-ученик, но и как наставник-ученик[7].
Организация контроля с учетом всех его функций влияет на повышение эффективности процесса обучения в целом.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся относится к наиболее актуальным вопросам методики преподавания.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить формы и приемы контроля знаний и компетенций на уроках обществознания и выявить особенности сотрудничества педагога и обучающихся в процессе контроля учебной деятельности.
Задачи:
изучить литературу по заявленному вопросу;
проанализировать содержание, принципы и функции контроля знаний, умений, навыков учащихся;
охарактеризовать основные виды контроля в учебном процессе;
выявить особенности сотрудничества педагога и обучающихся в процессе педагогического контроля.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и систематизация.

Содержание, принципы и функции контроля в учебном процессе
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно- познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе педагогической диагностики учащихся[5].
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации[8].
Основными задачами контроля являются: определение пробелов в обучении, его коррекция; планирование последующего обучения; рекомендации по предупреждению неуспеваемости[4].
В повседневном учебном процессе реализуется контроль за усвоением знаний, который направлен на выявление и оценку результатов приобретения новых знаний учащимися, включая анализ этого процесса. Как отмечает И.А. Зимняя, содержание контроля, предназначенного для оценки результатов учебного процесса, связано с трактовкой обученности, которую психологи рассматривают в контексте зависимости от обучаемости и совокупности свойств интеллекта. Педагоги же при оценке обученности ставят в центр внимания уровни содержания обучения и способы учебной деятельности[4].
Содержание контроля не только отражает, чему учат и что хотят видеть в качестве результатов обучения, но и задает определенные приоритеты при обучении. Оно так же определяется педагогическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебного предмета, уровнем подготовки и развития обучающихся. Требования, предъявляемые к учебным достижениям в процессе контроля, неизбежно становятся ориентирами для учителя в его повседневной работе[5].
В целом функции контроля состоят в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности педагогического процесса. В педагогике различают следующие функции диагностики: диагностическая, организующая, проверочная, обучающая, развивающая, воспитательная, методическая[8].
Диагностическая. Направлена на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения. Педагогическая диагностика – важнейшая часть научной системы педагогического контроля[4].
Организующая. Проявляется в его выявлении на организацию обучения. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании методической помощи неуспевающим учащимся, в поощрении успевающих[4].
Проверочная функция. Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов образовательной деятельности. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку деятельности отдельных обучающихся, но и состояние учебно-воспитательной работы[4].
Обучающая. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение, дополнение или переосмысление. Контроль учит так же рационально организовывать учебную деятельность[4].
Развивающая функция заключается в том, что контроль дает больше возможностей для развития личности обучающихся, памяти, внимания, мышления[4].
Воспитательная. Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация ученика, его статус в коллективе[4].
Методическая функция заключается в том, что проверка знаний учит не только учащихся, но и педагога, позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты[4].
Таким образом, содержание, принципы и функции контроля составляют системообразующую структуру педагогической диагностики учащихся и являются важным элементом деятельности педагога.
Виды, методы и формы педагогического контроля
По традиционной классификации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий и итоговый[7].
Входной контроль в практике школьного обучения систематически не проводится. Он используется лишь в случае отбора учащихся при конкурсном зачислении в профильные классы или является инициативой педагогов, уделяющих большое внимание индивидуализации учебного процесса. В условиях личностно ориентированного, развивающего обучения входной контроль помогает построить индивидуальные траектории освоения нового материала для наиболее слабых или наиболее сильных учащихся[4]. Наиболее эффективным средством входного контроля являются педагогические тесты.
Цель текущего контроля – следить за ходом обучения. Его осуществление позволяет преподавателю получить оперативную информацию о ходе учебного процесса для его своевременной коррекции и перестройки в нужном направлении. Наибольший интерес представляют данные о динамике усвоения каждым обучающимся нового материала, степени рациональности его мыслительных процессов или алгоритмов при выполнении заданий, так как при правильно организованном учебном процессе учитель должен контролировать не только содержание выполняемых учащимися действий, но и их свойства[8].
Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по теме конкретной дисциплины. Примером данного контроля могут служить контрольные задания, рефераты по теме, контрольные работы, проекты[7].
Итоговый контроль предназначен для оценки учебных достижений после завершения определенного этапа обучения, прохождения раздела или всего учебного курса. Как правило, это результаты итогового теста[5].
Сравнительный и прогностический анализ результатов всех видов педагогического контроля дает учителю важную информацию, необходимую для улучшения своей работы в будущем[4].
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности педагога[8].
К наиболее часто применимым на уроках обществознания методам с относятся: метод устного контроля (беседа, опрос, работа со схемами и диаграммами), зачет, практический метод (решение экспериментальных задач), дидактические тесты, письменный метод (понятийные диктанты, сочинения, рефераты), экзамен[7].
По формам организации педагогического контроля выделяют – фронтальный, индивидуальный, групповой, комбинированный, самоконтроль, использование программирования[8].
Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении учебного материала. Письменный контроль – обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения знаний. Результат контроля учебной деятельности учащихся выражается в оценке[7].
Таким образом, важнейшей характеристикой результатов обучения учащихся является обученность, т.е. достигнутый уровень усвоения знаний, умений и навыков.
Сотрудничество педагога и обучающихся как важная составная деятельность в процессе педагогического контроля
Создание необходимых условий сотрудничества педагогов и обучающихся в текущем контроле связано с анализом мотивационной сферы учебной деятельности[4]. Главной причиной снижения мотивации к обучению можно считать отсутствие специальных механизмов оптимизации трудности учебных задач, отвечающих принципам доступности и вместе с тем достаточно высокой трудности[2].
Противоречивость между принципами доступности и достаточно высокой трудностью является условной, если под доступностью понимать не легкость, а работу на предел возможности обучаемого, когда задания слишком трудны для самостоятельной работы, но вполне могут быть выполнены с помощью педагога. Обращение за помощью создает основы для сотрудничества педагога и обучаемых, и поэтому, в текущем контроле связаны с оптимизацией трудности контрольных заданий в индивидуализированном режиме, с учетом отличий в подготовке учащихся[4].
Психологическая трактовка основных положений педагогического контроля в условиях сотрудничества учителя и ученика связана с концепцией Л.С. Выготского о зонах развития личности[9]. Зоне актуального развития личности обучаемого должны соответствовать задания, с которыми он может справиться самостоятельно. Оценка знаний школьника, полученная на основе таких заданий в итоговом контроле, является соответствующим показателем уже освоенного им учебного материала[8].
Задания, соответствующие зоне ближайшего развития, обучаемый может выполнить правильно только с помощью педагога, благодаря сотрудничеству с которым у обучаемого расширяется область знаний и умений, расширяются границы освоенных заданий за счет перехода в их число новых заданий, относившихся ранее к зоне ближайшего развития ученика[4].
Таким образом, введённые Л.С. Выготским зоны развития личности обучаемого помогают наметить пути формирования отношений сотрудничества между преподавателем и учеником в процессе текущего контроля. Необходимым условием возникновения таких отношений между учеником и преподавателем является подбор контрольных заданий оптимальной трудности, соответствующих зоне ближайшего развития каждого обучаемого.
Заключение
Проанализировав представленную по данным вопросам литературу можно сделать вывод о том, что педагогический контроль является одним из основных процессов осуществления учебно-воспитательной деятельности не только на уроках обществознания, но и во всей совокупности ряда дисциплин.
Содержание, принципы и функции контроля составляют системообразующую структуру педагогической диагностики учащихся и являются важным элементом деятельности педагога и учащихся. К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся сложились основные методы контроля: устный опрос, письменная работа, практический контроль, тестирование. Каждый из методов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими.
Формы, приемы, методы и средства должны быть гибкими и вариативными, что будет способствовать более продуктивному достижению поставленных педагогических целей.
Большую роль в процессе организации педагогического контроля так же играет стремление педагога к сознательному сотрудничеству с обучающимися, наставничеству во многих вопросах.
Таким образом, только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех видов, форм и методов контроля способствует повышению качества образования и учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В.С. Аванесов. – М., 2010. – 168 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2005. – 296 с.
Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие / И.Н. Гулидов. − М.: ФОРУМ, 2005. − 240 с.
Звонников В.И., Челышева М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения / В.И. Звонников, М.Б. Челышева. – М.: Академия, 2011. – 224с.
Красильникова В.А. Технология оценки качества обучения / В.А. Красильникова. − М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. − 46 с.
Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с пол. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина / В. Оконь. – М.: Высш. шк., 2008. – 382 с.
Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и пераб. – М.: Просвещение, 2012. – 479 с.
Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие / М.Б. Челышкова. − М.: Логос, 2002. − 432 с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2006. – 208 с.