Рабочая программа по технологии Рабочая программа по технологии для 7 класса


Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы в образовательной области «Технология», Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений 2004года, примерной программой по технологии.
Данная рабочая программа составлена на основе «обязательного минимума по технологии» в соответствии с учебным планом школы. Сложность программы соответствует возрасту обучающихся.
В программе содержится перечень основных разделов, тем, творческих работ. Структура рабочей программы соответствует локальному акту школы.
Программой предусмотрено проведение занятий в количестве 2-х часов в неделю для учащихся 5-8 классов.
Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», дополняется необходимыми разделами: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Курс «Технология. Технический труд» включает в себя следующие разделы:
технология ручной и машинной обработки конструкционных материалов;
ремонтные работы в быту;
элементы машиноведения;
художественная обработка материалов;
профессиональное самоопределение;
основы проектирования.
Эти знания и определенные умения позволят сформировать у учащихся достаточно широкое представление о преобразовании материалов и информации, а также подготовить их к выбору профиля дальнейшего обучения и профессионального самоопределения, что в свою очередь позволит учащимся подготовиться и адаптироваться к взрослой жизни.
Программа В.Д. Симоненко не снабжена в полной мере методическими установками, измерительные материалы же пополняются из периодической печати и районных олимпиадных работ.
В процессе реализации программы по технологии предполагается развитие у учащихся мышления, творческих способностей, формирование познавательного интереса к «технологии», умения самостоятельно приобретать знания. Теоретические и практические знания и умения, полученные школьниками о технологии обработки конструкционных материалов, элементах машиноведения и др. разделов подлежат в течении года контролю.
Основными учебниками в процессе изучения данной программы являются учебники, выпущенные под редакцией В.Д. Симоненко, кроме того имеется немало дополнительной литературы в виде книг и журналов.
Примерная программа адаптирована для сельской школы, то есть включены занятия по изучению сельскохозяйственных технологий, а именно:
С учетом интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания программы изучается в рамках направления: «Технология. Технический труд» с дополнением раздела «Сельскохозяйственный труд». Для изучения данного раздела предусмотрено по 10 часов (5 занятий) в 5 – 7 классах. В начале учебного года (осенью) - 6 часов и в конце (весной) - 4 часа. Порядок проведения занятий по сельскохозяйственному труду может не совпасть с запланированным из-за метеорологических условий.
Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», для направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» — раздел «Растениеводство», раздел «Животноводство» из данного направления исключено по причине отсутствия материально-технической базы. Направление «Технология. Технический труд» включает в себя кроме того следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВВ результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен
знать/понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования по разделам технологической подготовкиВ результате изучения раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» ученик должен
знать/понимать
методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;
уметь
обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.
В результате изучения раздела «Растениеводство» ученик должен
знать/пониматьполный технологический цикл получения 2—3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;
уметьразрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы;
выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.
В результате изучения раздела «Электротехнические работы» ученик должен
знать/пониматьназначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;
уметьобъяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42В; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
В результате изучения раздела «Технологии ведения дома» ученик должензнать/пониматьхарактеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации;уметьпланировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
В результате изучения раздела «Черчение и графика» ученик должен
знать/пониматьтехнологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;уметьвыбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
В результате изучения раздела «Современное производство и профессиональное образование» ученик должен
знать/пониматьсферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
уметьнаходить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Литература и другие информационные источники
Нормативные документы
Конвенция о правах ребёнка. Декларация прав ребёнка;
ФЗ от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей».
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 – ФЗ.
УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
Гражданский кодекс РФ от 30.11. 1994 № 51-ФЗ.
Конституция РФ
Конституция УР
Кодекс об административных правонарушениях
Трудовой кодекс
Образовательные каталоги
http://window.edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://scholl – collec – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru – федеральный центр образовательных ресурсов
http://www/openclass.ru - сетевое образовательное сообщество
http://www.lib.com.ua/ - электронная библиотека
http://www.litportal.ru/ - электронная библиотека
http://www.aldebaran.ru/ - электронная библиотека
http://www.author-edu.ru/ - Авторская Телекоммуникационная Мультимедийная Образовательная Среда
http://www.ytchebnik.ru/ - образовательный портал
http://www.alleng.ru/edu/social1.htm Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
http://sch-14.ucoz.ru/dir/v_pomoshh_uchiteljam/tekhnologija/16 В помощь учителю
Средства массовой информации образовательной направленности
Учительская газета: http://www.ug.ru
Газета «Первое сентября»: http://ps. 1 September.ru, http://dob. 1 september.ruБольшая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://www.newseducation.ru
Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru
Издательства учебной литературы
Список использованной литературы.
Технология: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский; под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., переб. и доп. – М.: просвещение, 2007. – 176 с.: ил.
Технология. Технический труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. – 4-е изд., пераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 144.:ил.
Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательных учреждений. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2002. – 192.:ил.
Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.); под ред. В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 176.:ил.
Трудовое обучение: С.-х. работы: Проб. учеб. пособие для 5 -7 кл. сред. шк. / З.А. Клепенина, В.С. Капралова, Д.И. Трайтак и др.; Под ред. Д.И. Трайтака. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с., 4л. ил.: ил.
Технология. 5 класс (мальчики): поурочные планы по чуебнику под ред. В.Д. Симоненко. / авт.-сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2006. – 157с.
Технология. 6 класс (мальчики): поурочные планы по чуебнику под ред. В.Д. Симоненко. / авт.-сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2006. – 126с.
Технология. 7 класс (мальчики): поурочные планы по чуебнику под ред. В.Д. Симоненко. / авт.-сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2006. – 136с.
Технология. 8 класс (мальчики): поурочные планы по чуебнику под ред. В.Д. Симоненко. / авт.-сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2006. – 157с.
Научно-методический журнал «Школа и производство».
Журналы издательского дома «Гефест»: «Советы профессионалов», «Делаем сами», «Сам себе мастер», «Сам», «Дом».
Учебно-календарный план 7 класс
№ п/пНаименование раздела, темы занятия Кол-во занятий
Раздел I. Сельскохозяйственные работы. Осенние работы 3
Значение полеводства. Краткая характеристика важнейших полевых культур. Вводное занятие. 1
Значение плодоводства. Краткая характеристика важнейших плодовых и ягодных культур. 1
Размножение и посадка плодовых и ягодных растений. 1
Раздел II. Технология обработки древесины (столярные работы). 10
Физико-механические свойства древесины. 1
Конструкторская и технологическая документация. 2
Заточка дереворежущих инструментов. Настройка рубанков и шерхебелей. 2
Шиповые столярные соединения. Разметка и запиливание шипов и проушин. 1
Точение конических и фасонных поверхностей. Художественное точение. Внутреннее точение. 3
Мозаика на изделиях из древесины. 1
Раздел III. Технология обработки металлов. Слесарные работы.
Элементы машиноведения. 9
Классификация сталей. Термическая обработка сталей. 1
Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках. 1
Назначение и устройство токарно-винторезного станка. 1
Виды и назначение токарных резцов. 1
Управление токарно-винторезным станком. 1
Приемы работы на токарно- винторезном станке. 1
Технологическая документация для изготовления изделий на станках. 1
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. 1
Нарезание резьбы. 1
Раздел IV. Творческие проектные работы. 10
Основные требования к проектированию изделий.
Принципы стандартизации изделий. 1
Элементы конструирования. Алгоритм решения изобретательских задач. 1
Экономические расчеты при выполнении проекта. Затраты на оплату труда. 1
Выполнение творческих проектов. 7
Раздел V. Сельскохозяйственные работы. Весенние работы. 2
Обрезка плодовых и ягодных кустарников. 1
Удобрение и обработка почвы в приствольных кругах и междурядьях ягодных кустарников 1
итого 35
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ занятия Тема занятий Минимальный объем содержания и требований к уровню усвоения Форма контроля Дата
Знать уметь Раздел 1. Сельскохозяйственные работы. Осенние работы. (3 занятия)
1. Значение полеводства. Краткая характеристика важнейших полевых культур. Вводное занятие. Полеводство - как важнейшая отрасль растениеводства. Агротехнические особенности основных видов и сортов полеводческих культур в Удмуртии, их хозяйственное значение. Правила безопасного труда в растениеводстве. Назвать основные возделываемые полевые культуры. Устный опрос. Практическая работа. 2. Значение плодоводства. Краткая характеристика важнейших плодовых и ягодных культур. Плодоводство - как одна из древнейших отраслей растениеводства. Агротехнические особенности основных видов и сортов плодово-ягодных культур в Удмуртии. Назвать основные возделываемые плодовые культуры. 3. Размножение и посадка плодовых и ягодных растений. Способы размножения растений. Что нужно учитывать при выборе места под сад. Как правильно посадить саженец плодового дерева и ягодный куст. Высаживать плодовые и ягодные растения. Раздел II. Технология обработки древесины (столярные работы). (9 занятий.) 4. Физико-механические свойства древесины. Древесина как любой конструкционный материал обладает физическими (плотность, влажность, цвет, запах) и механическими (твердость, прочность, упругость) свойствами. Определения. Использовать приобретенные знания на практике. Устный опрос.
Стр.7 5-6. Конструкторская и технологическая документация. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации (чертеж детали, сборочный чертеж, схемы и инструкции, технологическая, операционная и маршрутная карты). Что такое технологический процесс, операция и переход. Выявлять разницу между конструкторской и технологической документации. Читать графическую документацию, отображающую конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Устный опрос.
Стр.12,15 7-8. Заточка дереворежущих инструментов. Настройка рубанков и шерхебелей. Заточка инструмента; что называют доводкой и правкой лезвия; как настраивают струги. Какова последовательность заточки пил. Правила ТБ. Настроить рубанок. Устный опрос.
Практическая
работа.
Стр.19 9. Шиповые столярные соединения. Разметка и запиливание шипов и проушин. Знать, что такое шиповое соединение; где они применяются; виды шиповых соединений. Рассчитать размеры шиповых соединений и выполнить такое соединение. Устный опрос.
Практическая
работа. Стр.34 10- 12. Точение конических и фасонных поверхностей. Художественное точение. Внутреннее точение. Точение - как древний и широко распространенный вид художественной обработки древесины. Последовательность точения конических и фасонных деталей. Правила ТБ. Выполнить художественное точение на токарном станке по дереву. Устный опрос.
Практическая
работа.
Стр.46 13. Мозаика на изделиях из древесины. Знать что называют мозаикой, инкрустацией, интарсией, маркетри. Какой применяют инструмент для вырезания мозаичных наборов. Последовательность изготовления мозаики. Использовать приобретенные знания на практике. Устный опрос.
Стр. 62 Раздел III. Технология обработки металлов. Слесарные работы.
Элементы машиноведения. (9 занятий.) 14. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Классификацию сталей: углеродистые и легированные; конструкционные стали: качественные и обыкновенного качества. Термическая обработка сталей, с какой целью ее выполняют. Использовать приобретенные знания на практике. Устный опрос.
Стр. 79 15. Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках. Графическая документация.
Секущая плоскость и сечение Тело вращения. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ. Выполнять чертежи деталей с точеными и фрезерованными поверхностями. Устный опрос.
Стр.83 16. Назначение и устройство токарно-винторезного станка. Назначение токарно-винторезного станка. Устройство станка. Сходства и различия токарно-винторезного станка и токарного станка для обработки древесины. Станок как технологическая машина. Движение главное и движение подачи. По кинематической схеме станка должны объяснить, каким образом передается от двигателя главное движение заготовке и движение подачи инструменту. Устный опрос.
Стр.86 17. Виды и назначение токарных резцов. Токарный резец - специальный инструмент для обработки металлов. Элементы резца и его характеристики. Виды резцов. Определять виды и назначение резцов. Устный опрос.
Стр.92 18. Управление токарно-винторезным станком. Наладка станка, настройка. Понятия: скорость резания, глубина резания, подача. Правила безопасности. Уметь управлять станком. Практическая работа.
Стр.95 19. Приемы работы на токарно- винторезном станке. Последовательность действий при обточке наружной цилиндрической поверхности. Работа с лимбом, его назначение. Правила безопасности. Обтачивать цилиндрическую поверхность. Практическая работа.
Стр.99 20. Технологическая документация для изготовления изделий на станках. Понятие «операционная карта». Технологический установ и переход. Номинальный размер. Допуск на обработку. Разработать операционную карту на изготовление деталей вращения. Устный опрос.
Стр.104 21. Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. Фрезерование - операция механической обработки резанием. Фреза Назначение фрезерования. Устройство станка. Кинематическая схема. Правила безопасности. Работать на станке. Устный опрос.
Стр.107 22. Нарезание резьбы. Применение резьбовых соединений. Резьба. Элементы резьбы. Инструменты. Последовательность нарезания резьбы. Нарезать резьбу. Практическая работа.
Стр.112 Раздел IV. Творческие проектные работы. (11 занятий.) 23. Основные требования к проектированию изделий.
Принципы стандартизации изделий. Понятие стандартизации, ее составляющие (взаимозаменяемость, типизация, агрегатирование).
Специализация. Оперировать понятиями. Устный опрос.
Стр.160 24. Элементы конструирования. Алгоритм решения изобретательских задач. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Теории решения изобретательских задач, составные ТРИЗ. Три стадии АРИЗ: аналитическая, оперативная, синтетическая. Разработать конструкцию изделия, используя метод АРИЗ. Устный опрос.
Стр.162 25. Экономические расчеты при выполнении проекта. Затраты на оплату труда. Понятие себестоимости изделия. Сдельная, повременная оплата труда. Примеры расчетов. Рассчитать оплату труда (своего) за выполнение проекта. Практическая работа.
Стр.164 26 – 32. Творческий проект. Практическая работа. Этапы и порядок работы над проектом. Определить дизайнерскую задачу. Выбрать форму изделия. Выбрать материал для изготовления изделия. Практическая работа. Раздел V. Сельскохозяйственные работы. Весенние работы. (2 занятия.) 33. Обрезка плодовых и ягодных кустарников. Назначение обрезки плодово-ягодных кустарников. Время обрезки. Два способа обрезки: прореживание кроны, укорачивание. производить обрезку кустарников. Практическая работа. 34. Удобрение и обработка почвы в приствольных кругах и междурядьях ягодных кустарников назначение удобрения и обработки почвы, мульчирование торфом или опилками. Количество удобрений. проводить данные работы. Практическая работа.