открытый урок по истории Казахстана в 9 классе на тему Казахстан в первой половине ХХ века
Предмет: история Казахстана.
Класс: 9 «Б» класс.
Тема урока: «Казахстан в первой половине ХХ века»
Дата: 11 декабря 2014 год
Цели :
Образовательная - Обобщить и закрепить знания о социально политических и экономических изменениях в Казахстане в 20-30 годы ХХ века , определить уровень их усвоения; Развивающая - Развивать умение оперативно ориентироваться в фактическом материале учебника, учить анализировать, выбирать точный ответ , мыслить творчески; развивать познавательное мышление ,эрудицию. Воспитательная – Осуществлять нравственное, патриотическое воспитание, воспитывать интерес и ответственность в деле приобретения знаний, развивать творческий потенциал личности.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-соревнование
Оборудование: компьютер, видеопроектор и экран;
Три ноутбука;
Раздаточный материал для групп, жетоны для оценивания индивидуальной работы;
Презентация к уроку.
Ход урока:
I этап: Организационный.
Дидактическая задача этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.
Вступительное слово учителя: Казахстан находится на пороге великих открытий и достижений. Сегодня нашей родине нужны умные и развитые во всех направлениях граждане, чтобы прославлять и продвигать её вперёд и завоёвывать первенство во всём мире. Сегодня наш урок пройдет в форме интеллектуального турнира любознательных.
Тренинг «Представление о достигнутом успехе»
Задание:
Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания в классе, на четыре и пять закончить четверть, сдать аттестацию каждого предмета по 15 баллов, на отлично готовиться к ВОУД.
Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите
II этап: Подготовка учащихся к активному и сознательному повторению и обобщению материала.
Дидактическая задача этапа: формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся.
Цель урока для учащихся: Ты должен проверить свои знания по разделу: «Казахстан в первой половине XX века». Ты должен сформировать уверенность в своих силах и знаниях по данной теме. (Слайд № )Работать будем как обычно в группах. И в конце урока выявим самую любознательную группу класса.
Итак, 20-30 годы – непростое время в истории нашего государства, идет осуществление ленинского плана построения социализма, который включал 4 основные задачи: индустриализацию, коллективизации, культурную революцию и решение национального вопроса. Что мы знаем об этом времени? Это мы выясним на сегодняшнем уроке
Объяснение правил игры.
Правила игры. Игра делится на 5 периодов. Каждый период состоит из групповой работы, когда очки зарабатывает вся группа и индивидуальной работы, когда очки зарабатывает каждый учащийся. Выигрывает та команда, которая наберет максимальное количество баллов. Индивидуальная работа оценивается по количеству заработанных жетонов. Все оценки за групповую игру выставляются в оценочную ведомость.
Личное первенство 1916 год Общественно-политическая жизнь Коллективизация
Индустриализация Культурная революция
1 группа 2 группа 3 группа III этап. Всесторонняя проверка знаний.
Дидактическая задача этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся по данной теме.
1 период: Личное первенство: (Слайд № )Из каждой группы выбирают по одному ученику который, работая на ноутбуке, тестирует себя по теме: Февральская революция и установление Советской власти. Итоги тестирования вносится в оценочное табло. Как только ученик закончил работу, он может вернуться в группу и продолжить игру вместе со всеми.
2 период. 1916 год. (Слайд № )Индивидуальная работа: (Учащиеся отвечают на вопросы и зарабатывают жетоны. Каждый играет за себя. Обсуждение запрещено. Если в группе не прозвучал правильный ответ право ответа переходит следующей команде).
Когда установилась советская власть в Казахстане (окт.1917-март1918)
Когда приступили к НЭП (1921, после Х съезда партии)
Как назывался официальный печатный орган партии «Алаш» (газета «Казах»)
Какое количество повстанцев правительство наказало в Тургайском центре восстания? (3000 человек)
Кем было принято окончательное решение по вопросу о возвращении на Родину реквизированных на фронт? (Временным правительством)
Повод к восстанию 1916 года было (указ царя от 25 июня 1916 года)
Какое количество человек предполагалось реквизировать из Туркестана и Степного края: (500 тыс.)
Дата Первой мировой войны: (1914-1918гг.)
В период Первой мировой войны в Антанту объединились: (Россия, Франция, Англия.)
Кто из руководителей восстания 1916 года в Семиречье был повешен карателями на сопке Бурундай? (Б.Ашакеев)
Что такое «Кошчи»: (Союз бедняков)
В 1097-1912 гг. из европейской части России были переселены: (2 млн. 400 тыс. человек.)
Групповая работа: (Группам предлагается составить историческое домино соединив его по смыслу. Работа оценивается в 3 балла. Проверяется правильность выполнения задания по слайду). (Слайд № )
3 период. Общественно-политическая жизнь в 20-30 годы. (Слайд № )Индивидуальная работа:
Конституция Казахской ССР была принята: (Март 1937 г.)
Какой съезд принял эту Конституцию? (Чрезвычайным X съездом Советов Казахстана)
Какое количество казахстанцев прошло через гулаговские жернова: (101 тыс. казахстанцев)
В период массовых репрессий в Казахстане были расстреляны более: (27 тыс. казахстанцев)
Какое событие произошло 26 августа 1920 года (Создание Казахской АССР)
Назовите столицы Казахстана с датами: Оренбург – (1920-1924 гг.) Кзыл-Орда – (1924-1929 гг.) Алма-Ата – (1929-1995(7) гг.) Астана (1995(7)-2008)
Во главе Казревкома был поставлен первый советский комиссар: (С.Пестковский)
Когда принято решение о ликвидации Алаш-Орды, именовавшейся «правительством Киргизии». (9 марта 1920 г)
4 октября 1920 г. в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР. На съезде была провозглашена Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (КазАССР) в составе РСФСР. Съезд избрал верховные органы власти. Назовите эти органы власти и кто их возглавил:( Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) республики. Председателем ЦИК КазАССР был избран С.М. Мендешев, а председателем СНК КазАССР — В.А.Радус-Зенькович.)
Групповая работа: «Маска я вас знаю»
(группам раздаются конверты, в которых лежат фрагменты фотографий. Их необходимо собрать, узнать чей это портрет и дать краткую характеристику)
(Каждая группа получает раздаточный материал в котором им предстоит соотнести деятелей Общественно-политической жизни республики с фактами их биографии)
Задание: Соотнеси фамилии деятелей общественно-политической жизни и факты их биографии. (Слайд № )Ф.Голощекин
2, 8, 11, 14
С.Пестковский6, 9
Г.Муратбаев.
1, 3, 10, 12
К.Сатпаев4, 5, 7,13
1. Годы жизни (1902-1924 гг.)
2. Первый секретарь Казрайкома в 1925-1933 гг.
3. Первый председатель Киргизского (Казахского) бюро ЦК комсомола Туркестана
4. Казахский инженер-геолог
5. За многолетний труд был удостоен Государственной премии.
6. Первый глава Казревкома7. Произвел тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана.
8. Он проповедовал идею проведения «Малого Октября» в Казахстане.
9. Поляк по национальности.
10. Заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи.
11. Был проводником жесткого курса Сталина, идеи регионального вождизма.
12. Талантливый комсомольский организатор в Казахстане
13. Первый президент Академии наук КазССР.
14. До октябрьского переворота находился в ссылке вместе со Сталиным.
4 период. Индустриализация и коллективизация в Казахстане. (Слайд№8)
Групповая работа: Найди историческую ошибку. (Приводится на слайде текст и учащимся необходимо найти историческую ошибку и вписать в бланке правильный ответ). (Слайд№ )Турксиб
В 1929 г. началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. На ее строительстве трудились почти 100 тыс. человек (Около пяти тысяч рабочих-казахов стали специалистами — железнодорожниками,. строителями, техниками, мастерами дорожного дела. ) В числе рядовых строителей были Д.Шатов, прошедший впоследствии путь до начальника Турксиба; Т.Казыбеков, ставший Героем Социалистического Труда, начальником треста «Казахтрансстрой».
Турксиб был построен за четыре года вместо пяти, намеченных по плану. 28 апреля 1930 г. северный и южный участки сомкнулись на ст. Акбулак, и дорога была сдана во временную, с января 1932 г. — в постоянную эксплуатацию. Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири, повлияла на подъем экономики и культуры восточных районов страны.
Правильный текст (Появляется после ответа учащихся с выделением другим цветом правильных ответов). (Слайд №10)
Турксиб
В 1927 г. началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. На ее строительстве трудились почти 100 тыс. человек (Около десяти тысяч рабочих-казахов стали специалистами — железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела). В числе рядовых строителей были Д.Омаров, прошедший впоследствии путь до начальника Турксиба; Т.Казыбеков, ставший Героем Социалистического Труда, начальником треста «Казахтрансстрой».
Турксиб был построен за три года вместо пяти, намеченных по плану. 28 апреля 1930 г. северный и южный участки сомкнулись на ст. Айнабулак, и дорога была сдана во временную, с января 1931 г. — в постоянную эксплуатацию. Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири, повлияла на подъем экономики и культуры восточных районов страны.
5 период. Культурная революция. (Слайд№ )Групповая работа: Укажи автора.
(Перед учащимися появляются произведения, а они в колонке напротив должны записать автора) (Слайд № ) «Абай» М. Ауэзова «Школа жизни» С. Муканова
«Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова
«Шиганак» Г. Мустафина
«Молодое поколение» А. Абишева
Жамбыл «Ленинградцы, дети мои!»
«Тернистый путь, трудный переход» С. Сейфуллин
И. Байзакова «Куралай сулу»
Б. Майлина «Азамат Азаматыч»
Ж. Аймауытова «Карткожа»
С. Ерубаева «Мои ровесники»
Г. Мустафина «Жизнъ и смерть».
IV этап. Оценка результатов урока. Подведение итогов игры.
Дидактическая задача этапа: установить степень реализации замысла урока; определить индивидуальные траектории отработки вопросов по обнаруженные в ходе урока пробелам в знаниях отдельных учащихся.
V этап: Рефлексия
1. Составить «Синквейн» на слово Пролетариат1. одно существительное2. два прилагательных3. три глагола4. общая цель5. итог2. Рефлексия
Члены каждой команды встают в круг и по часовой стрелке передают листы с пожеланиями друг другу, оценивают вклад каждого в работу команды.
Благодаря тебе наша команда…
Вместе с тобой мы смогли…
Я желаю тебе…
VI этап: Информация о задании на дом. Инструктаж по его выполнению.
Дидактическая задача этапа: познакомить учащихся с заданием на дом, объяснить методику его выполнения.
И.В.Сталин
К.И.Сатпаев
Ф.И.Голощекин
Гани Муратбаев
Смагул Садвакасов
Алихан Букейханов
Ахмет Байтурсынов