Рабочая программа по истории Нижегородского края. 6 класс. ФГОС
АДМИНИСТРАЦИЯ ВАРНАВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВАРНАВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАРНАВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Рассмотрено»
Руководитель РМК:
____________/___________/
Протокол № ___ от
«__»_____________20___г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ Варнавинская СШ
_______ /__________/
«__»____________20___г. «Утверждаю»
Директор МБОУ ВарнавинскаяСШ ___________ /__А.Е.Белов_/
Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Нижегородского края____________________
(предмет, курс)
класс 6 А,Б_________________
уровень_ _базовый__________________________________
(указать: базовый, профильный
количество часов в неделю_1___________________________
УМК : История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней.
Программа учебного курса для основной школы/ авт.сост.: В.К.Романовский,
Ф.А.Селезнев, Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин. – Н.Новгород: НИРО, 2016.
История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХV века:
учебное пособие для учащихся 6 классов./Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2015.
(указать автора, издательство, год издания)
учитель Жалбу Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания_________
р.п. Варнавино
2016 – 2017 учебный год
Оглавление
1. Пояснительная запискастр. 3
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета стр.3-5
3. Содержание учебного предмета стр.5-6
4 . Тематическое планирование стр. 6
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 6 класса основной общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)основного общего образования Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897.Зарегистрирован Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004№ 1312 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2008 г. № 241
Приказ № 28 от 25.02.14. ГБОУ ДПО НИРО « Об утверждении порядка организации инновационной деятельности в ГБОУ ДПО НИРО» и приложения №1 к приказу №28 от 25.02.14.
Учебного плана МБОУ Варнавинская СШ на 2016 -2017 учебный год.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Варнавинская средняя школа».
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин в МБОУ «Варнавинская средняя школа».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для основной школы/ авт.сост.: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин. – Н.Новгород: НИРО, 2016. – 118 с.;
История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХV века: учебное пособие для учащихся 6 классов./Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2016.
История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы/сост.: Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин, В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2015.– 223 с.;
История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя/ под общей редакцией В.К.Романовского. - Н.Новгород: НИРО, 2015. – 205 с.;
История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно-измерительные материалы к учебному курсу для основной школы /авт.сост.: В.К.Романовский, Э.С.Иткин, Б.Л.Гинзбург; предисл. и ред. В.К.Романовского. Н.Новгород: НИРО, 2015. – 102 с.
2. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результата:
- осознание своей региональной, национальной, гражданской , культурной идентичности;
- осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края;
- понимание исторического, культурного, духовного многообразия мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Нижегородчины и России.
- готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией ( анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе интернет-ресурсы.
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме(сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты
- овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и своё Отечество;
- усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только нижегородской истории, но и истории России, её прошлого и настоящего;
- приобретение знаниевой информации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края, истории его заселения и освоения, социальном, этно-национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии Нижегородского края;
- готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и других регионов страны.
В результате изучения курса" История Нижегородского края" учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий в нижегородской истории;
-соотносит год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Нижегородского края.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельство, участников, результаты важнейших исторических событий в нижегородской истории;
- группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т.д)
- читать историческую карту, уметь находить на ней месторасположение и границы Нижегородского края в разные исторические эпохи;
- искать необходимую информацию в разных источниках(материальных, письменных, изобразительных и др.)
-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно и письменно) об исторических, социально-экономических и культурных событиях нижегородской истории, их участниках;
- характеризовать исторические события, факты, явления нижегородской истории; основные этапы родного края с древности до современности;
- на основе текста и иллюстраций учебных пособий, а также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- различать факт и его описание;
-соотносить единичные исторические факты, общие явления и тенденции в нижегородской истории;
-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края.
6. Работа с версиями и оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Нижегородского края, отражённых в учебной литературе;
- определять и объяснять( аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям нижегородской истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять знания учебного курса "История Нижегородского края" для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира,
- использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среды;
- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.
3. Содержание учебного курса.
Введение
Школьное краеведение, его основные предметные отрасли. Историческое краеведение, его значение в формировании патриотизма и национального самосознания. Зарождение краеведения в России и Нижегородском крае. Источники по истории Нижегородского края
Раздел 1. Нижегородский край в эпоху древности
Нижегородская земля в первобытную эпоху. Нижегородская земля до заселения человеком. Что изучает археология. Каменный век на территории Нижегородского края. Археологические памятники бронзового века. Древнейшие культуры железного века.
Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле. Древние финно-угры на территории современной Нижегородской области. Мордва в древности. Древние марийцы. Мурома. Их местообитание и занятия. Заселение
Волжская Булгария и древняя история заселения Нижегородского края. Появление булгар на территории к востоку от современной Нижегородской области. Волжская Булгария и Древняя Русь при Владимире Красное Солнышко. Следы пребывания болгарских купцов на юге современной Нижегородской области.
Раздел II. Нижегородские земли в середине XII- начале XIII века.
Город Городец на Волге при Юрий Долгоруком и Андрее Боголюбском. Борьба Юрия Долгорукого за Киев. Основание Городца и его древнейшие укрепления..Андрей Боголюбский и Древний Городец.
Город Городец на Волге в XII- начале XIII века. Походы Всеволода Большое Гнездона Волжскую Болгарию. Жизнь и быт жителей древнего Городца по данным археологии. Освоение русскими людьми округи Городца и берегов Узолы.
Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович. Юрий Всеволодович и епископ Симон. Война Юрия Всеволодовича с булгарами в 1219-1220 г. Основание Нижнего Новгорода. Юрий Всеволодович и мордовские князья Пуреш и Пургас.
Раздел III. Нижегородская земля в эпоху монгольского нашествия.
Юрий Всеволодович и монгольское нашествие. Помощь Юрия Всеволодовича Рязанскому княжеству. Битва на р.Сити. Монголы на территории современной Нижегородской области в 1239 г.
Александр Невский в истории Нижегородского края.Нижегородская земля после нашествия Батыя. Александр Невский и Нижегородский край. Память об Александре Невском на Нижегородской земле
Раздел IV. Нижегородские земли в середине XIII-XV веке
Нижегородская земля во второй половине XIII- первой половине XIVвека. Сын Александра Невского - Андрей Городецкий. Нижний Новгород в период соперничества Москвы и Твери.
Нижегородские земли при Александре Васильевиче суздальском и Иване Калите. Возникновение
Вознесенског Печёрского монастыря.
Нижегородско – Суздальское княжество и его место в истории русских земель. 1341-1392.
Князь Константин Васильевич.1341-1355. Борьба и примирение нижегородских и московских князей.1360-1366. Борьба князя Дмитрия Ивановича Московского и нижегородских князей с Мамаем. Упадок Нижегородского княжества и присоединение его к Москве.
Нижегородская земля в составе Московского княжества (конец XIV- начало XV). Князья Шуйские - потомки нижегородских князей. Набег Едигея и временное восстановление Нижегородского княжества. . Василий II и преподобный Макарий Желтоводский и Унжеский.
Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV- начало XVI века) Нижегородский край и борьба Москвы с Казанью в 1460-1480 -е годы. Переселение новгородцев на Нижегородскую землю при Иване III. Набег Мухаммеда - Эмина на Н.Н.в 1505г
Раздел V. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII- XVвеках.
Духовная культура Нижегородского Поволжья. Монастыри - центры духовности, княжности и летописания. Дионисий Суздальскийи развитие культуры Нижегородской края в XIVвеке. Митрополит Московский Алексий и Благовещенский монастырь. Храмовое зодчество и иконопись Нижнего Новгорода в XIII -XVвеков.
Материальная культура Нижегородской земли. Металлургия и кузнечное дело. Ремесленники древнего Городца.Быт жителей древнего Городца. Нижний Новгород в XIV веке
Раздел VI. "Малая Родина" в XIII- XVвеках.
Изначалие "малой родины", страницы её средневековой истории. Далёкое прошлое Варнавинской земли в предания, письменных и материальных источниках. Реконструкция повседневной жизни предков-земляков в XIII- XVвеках.
4 . Тематическое планирование
раздел
тема часы
введение 2
1 Древние жители Нижегородского края. 7
2 Нижегородские земли в середине XII- начале XIII века. 3
3 Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия 3
4 Нижегородские земли в середине XIII-XV веке 4
5 Развитие культуры Нижегородской земли в XIII -XVвеках 7
6 "Малая Родина" в XIII- XVвеках. 3
Резерв. 5
итого 34
Календарно-тематическое планирование курса "История Нижегородского края " 6 класс (34 часа)
№ урока Тема раздела, урока Кол-во часов Основные понятия Характеристика основных видов деятельности ученика Дата
план факт
Введение. 2 часа
1 Историческое краеведение. Источники по истории края 1 Краеведение,историчес-кое краеведение, пись-менные и веществен-ные исторические источники На карте России показывать нижегородскую область и охарактеризовывать её местоположение
Формулировать собственное представление термина" музей"
Характеризовать основные этапы изучения местной истории
Называть видных нижегородских краеведов 2 Легенды родного края 1 Устные источники фольклор, легенда, предание Показывать на карте географические объекты, которым посвящены легенды
Называть легенды и предания , посвящённые Нижегородскому краю и родному краю
Раздел I. Древние жители Нижегородского края (7 часов)
3 Археологическое прошлое нижегородской земли. 1 Археология, археолог-ческие источники, первобытные века, стоянка, могильник, городище На карте области показывать места расположе-ния археологических культур, характеризовать природные условия доисторического периода Нижегородской области
Называть и описывать места связанные с жизнью древних людей
Характеризовать археологические культуры на территории Нижегородской области
Объяснять значение освоения людьми металлов для развития земледелия и ремёсел
Составлять сообщения о жизни первобытных людей на территории нижегородской области 4 Исследование истории Варнавина местными краеведами 1 Краеведческий музей, археологическое прош-лое родного посёлка На карте области показывать родной посёлок
характеризовать природные условия своего края. Составлять сообщения о жизни первобытных людей на территории своего края
5-6
Населения Междуречья Оки и Волги в I - начале II тыс.
Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края
2 Финно-угорские , мор-два, черемисы, мурома, вятичи, кривичи На карте области показывать территории расселения финно-угорских и славянских народов в древности. Рассказывать о появлении и расселении славянского населения в Междуречья Оки и Волги в I - начале II тыс., о главных занятиях народов населявших Нижегородский край в древности. Составлять таблицу "Общее и различие в жизни финно-угорских и славянских народов Нижегородского края в VII-XII веках"
Показать на карте территорию расселения древних булгар, районы, где обнаружены следы их пребывания на Нижегородчине.Приводить примеры, подтверждающие факты пребывания булгарских купцов на юге современной Нижегородской области
7.
Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли
Рассказать о заселении восточно-славянскими племенами междуречья Волги и Оки, о первых древнерусских поселениях на территрии совре-менной Нижегородской области.Сравнить хозяй-ственную жизнь славян и финно-угров, населявших Нижегородский край в древности
8 - 9 Обобщение по разделу "Древние жители Нижегородского края" Систематизировать и обобщать материал о Нижегородском крае в первобытную эпоху .Объяснять значение основных понятий раздела .
Выступать с сообщениями, презентациями по темам раздела, защитой проектов
Раздел II. Нижегородские земли в середине XII- начале XIII века. 3 часа
10
11 Город Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском.
Городец на Волге в конце XII- начале XIII века 1 Суздальская, Залеская земля,Княжья гора, детинец. На карте области показывать Городец. Соотносить различные взгляды на историю основания Городца. Характеризовать значение Городца как оплота обороны юго-восточных границ Владимиро-Суздальской земли и базы колонизации восточных окраин Руси
Опираясь на данные археологических раскопок, составить рассказ о занятиях и быте жителей древнего Городца 12 Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович. 1 Река Почайна, г.Нижний Новгород, Дятловы горы Использовать карту для показа роли и значения Нижнего Новгорода в системе городов Северо-Восточной Руси. Рассказывать об основании Нижнего Новгорода, о его первых строениях. Создавать словесные образы князя Юрия Всеволодовича и епископа Симона с учётом их вклада в историю Нижнего Новгорода . Анализировать содержание легенды и предания об основании Нижнего Новгорода Раздел III. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия (3 часа)
13
Юрий Всеволодович и монгольское нашествие
1
Ордынское иго, удел, ярлык, Городецкое кня- жество, нижегородский Вознесенский Печёр-ский монастырь
Показывать на карте продвижение монгольского войска во Владимиро-Суздальском княжестве. Рассказывать об участии князя Юрия Всеволодовича в борьбе с монгольским нашествием. Раскрывать ход и значение бтвы на р.Сити. Критически анализировать "Легенду о граде Китяже" какфольклорное произведение и исторический источник. 14
Александр Невский в истории
Нижегородского края
1
Городецкий Фёдоровский монастырь, Александро-Невский собор Н.Н.
Характеризовать связи Александра Невского с Нижегородским краем. Составить перечень памятных мест на Нижегородской земле, связанных с его именем
15 Обобщение по разделам: "Нижегородские земли в середине XII- начале XIII века "
"Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия"
1 Ордынское иго,удел, ярлык, Городецкое княжество, Нижегородский Вознесенский Печёрский монастырь. Систематизировать и обобщать материал о Нижегородском крае в период возникновения Городца и Н.Н., нашествия монголов. Рассказывать о персоналиях связанных с этими событиями. Объяснять значение основных понятий темы. Выступать с сообщениями, презентациями по темам раздела, защитой проектов
Раздел IV. Нижегородские земли в середине XIII-XV веке (4 часа)
16 Нижегородские земли во второй половине XIII- первой половине XIVвека
2 Рассказывать о Городецком княжестве и его расцвете при сыне Александра Невского Андрее Городецком.Выявлять причинно-следственные связи постепенного умеьшения политического и экономического значения Городца и роста влияния Нижнего Новгорода. Давать оценку состоянию нижегородских земель при Александре Васильевиче Суздальском и Иване Калите. Составить рассказ об основании и значении Печёрского Вознесенского монастыря. Характеризовать выдающуюся роль святителя Дионисия Суздальского в развитии православия на Нижегородчине17 Нижегородско – Суздальское княжество и его место в истории русских земель ( 1341-1392гг) Удельное и великое княжество, нижегород-ско-Суздальское княже-ство, Пьяное побоище На карте области показывать границы Ниже-городско – Суздальское княжества. Создавать словесные образы нижегородских князей Константина Васильевича, Дмитрия и Бориса Константиновичей. Через показ разрешения усобиц между нижегородскими князьями оценивать деятельность митрополита Алексея и Сергия Радонежского по укреплению единства русских земель.Анализировать основные периоды Нижегородско – Суздальского княжества. Определять значение присоединения его Москве
18 Нижегородская земля в составе Московского княжества ( конец XIV- первая половина XV) 1 Князья Шуйские,набег Едыгея, посад, Соль-на-Городце. Составить генеалогическое дерево князей Шуйских с позиции продолжения рода нижегородских князей. Владеть знаниями о набеге Едигея на нижегородские земли, показать его губительные последствия. Оценивать факт временного восстановления самостоятельности Нижегородского княжества. Описывать события , связанные с пребыванием на Нижегородской земле Василия II. Находить общее и особенное в деяниях Дионисия Суздальского и макария Желтоводского как основателей Печёрского ("городского") монастырей 19 Нижегородский край в составе единого Русского государства
( вторая половина XV- начало XVI века) 1 Анализировать роль Нижегородского края как тылового района в борьбе Москвы с Казанью в 1460-1480-е гг. Показывать на карте направления походов русских войск на Казань через нижегородские земли . Обобщать итоги борьбы Ивана III на казанском направлении. Рассказывать о переселении нижегородцев в Нижегородском крае, его значение для хозяйственного развития Нижегородского края в конце XV- начале XVIв. Раздел V. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII- XVвеках (7часов)
20-21 Духовная культура Нижегородского Поволжья 2 Зодчество, иконопись,летопись, синодик, Благовещенский монастырь. Характеризовать роль монастырей как главных очагов культуры Средневековой Руси. На карте показывать расположение монастырей Нижегородского края. Давать оценку созидательной и духовной деятельности Дионисия Суздальского, Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского, митрополита Алексия. Показывать роль православной церкви в развитии культуры и духовности (на примерах деятель-ности летописца Лаврентия, учёного Павла Высокого, изографов Феофана Грека и др.) Рассказывать о храмовом зодчестве Н.Н. в XII-XVвв. 22-23 Материальная культура Нижегородской земли 2 Составить рассказ о металлургии и кузнечном деле в Нижегородском крае. На карте области показывать центры ремесла и торговли в крае. Характеризовать и конкретизировать примерами развитие гончарного, плотничного и судострои-тельного дела. Рассказывать о Н.Н., жителях его верхнего и нижнего посадов в XIII- XIV вв. Используя данные археологических раскопок, описать быт жителей древнего Городца. 24-26 Уроки обобщения по разделам:
"Нижегородские земли в середине XIII-XV веке" и "Развитие культуры Нижегородской земли в XIII- XVвеках " 3 Систематизировать и обобщать знания по проблемам политической, военной, экономичес-кой и культурно-духовной истории Нижегородского края в середине XIII-XV в. Раздел VI. "Малая Родина" в XIII- XVвеках (3 часа)
3 Показывать на карте области месторасположение Варнавина и Варнавинского района. Характеризовать письменные и материальные источники Варнавинского края, критически анализировать легенды и предания родного края. Выявить возможные факты описания родного края в художественной литературе. Реконструировать повседневную жизнь предков-земляков в XIII- XVвеках. Резерв времени 5 часов Итого 34