Презентация по литературе на тему: ВОВ и В.Г.Распутин (11 класс)
МОБУ СОШ с. СерменевоУрок внеклассного чтения
«Сергей Есенин – то не просто имя – России стихотворная душа».
Тема: «Сергей Есенин – то не просто имя – России стихотворная душа».
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Цели:
- ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина, наполненный любовью к Родине;
- показать связь жизни Есенина с его творчеством.
познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
развивать внимание обучающихся, их устную речь;
воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.
Оборудование:
портрет Есенина;
магнитофон;
записи песен;
мультимедиа;
оформление классной доски.
Ход урока:
Есенин - гордость Родины, святыня,Теперь уже нельзя забыть о нем.И никакая конница БатыяЕго не стопчет варварским конем.
(В. Боков)
1. Слово учителя:
В этом году 3 октября 2015 года замечательному русскому поэту Сергею Александровичу Есенину исполнилось бы 120 лет.
Две даты: 3 октября 1895 года;
28 декабря 1925 года.
Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало?
В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России.
Чтец: (Таипова Лиана)
Гой ты, Русь, моя родная,Хаты - в ризах образа...Не видать конца и края -Только синь сосет глаза.Как захожий богомолец,Я смотрю твои поля.А у низеньких околицЗвонно чахнут тополя.Пахнет яблоком и медомПо церквам твой кроткий Спас.И гудит за корогодомНа лугах веселый пляс.Побегу по мятой стежкеНа приволь зеленых лех,Мне навстречу, как сережки,Прозвенит девичий смех.Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"Я скажу: "Не надо рая,Дайте родину мою".
- Звучит спокойная музыка, создавая лирический настрой.
1 чтец: (Саяхов Денис)
Поэзия Сергея Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Сергей Есенин родился в 1895 году 21 сентября, (по новому стилю 3 октября) в Рязанской губернии, в селе Константиново. Его родители были простые крестьяне. С двух лет Сергея отдали на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей. Они, в основном, и занимались воспитанием Сергея Есенина. Ребята они были озорные и весёлые. В три с половиной года они посадили Сергея на лошадь без седла и пустили в галоп. Или учили плавать маленького Сергея: брали его в лодку, отъезжали о берега, снимали с него бельё и бросали, как щенка, чуть не на середине Оки. Сергей неумело и испугано плескал руками, захлёбывался, а его дядя Саша кричал: «Ну, куда ты годишься?»
2 чтец: (Гараева Диана)
После (в восемь лет) другому дяде Сергей часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям.
Сергей Есенин был в детстве неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой. «Уличная же моя жизнь, - писал поэт в 1924 году, - была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. Я с ними лазил по чужим огородам. Убегал на 2-3 дня в луга и питался вместе с пастухами рыбой. Когда возвращался, мне частенько попадало».
Выразительное чтение стих-я ( Усманова Рената)
Все живое особой метойОтмечается с ранних пор.Если не был бы я поэтом,То, наверно, был мошенник и вор.Худощавый и низкорослый,Средь мальчишек всегда герой,Часто, часто с разбитым носомПриходил я к себе домой.И навстречу испуганной мамеЯ цедил сквозь кровавый рот:"Ничего! Я споткнулся о камень,Это к завтраму все заживет".И теперь вот, когда простылаЭтих дней кипятковая вязь,Беспокойная, дерзкая силаНа поэмы мои пролилась.Золотая, словесная груда,И над каждой строкой без концаОтражается прежняя удальЗабияки и сорванца.Как тогда, я отважный и гордый,Только новью мой брызжет шаг...Если раньше мне били в морду,То теперь вся в крови душа.И уже говорю я не маме,А в чужой и хохочущий сброд:"Ничего! Я споткнулся о камень,Это к завтраму все заживет!" 1 чтец: (Саяхов Денис)
За озорство ругала бабка, а дед иногда сам подзадоривал на кулачную.
Сергей очень любил играть в лапту, бабка и городки. Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет:
До сегодня еще мне снитсяНаше поле, луга и лес,Принакрытые сереньким ситцемЭтих северных бедных небес.
Как бы я и хотел не любить,Все равно не могу научиться,И под этим дешевеньким ситцемТы мила мне, родимая выть.
2 чтец: (Гараева Диана)
По – матерински заботилась о Сергее в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, читала духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд:
Под окнами костёр метели белой.
Мне 9 лет. Лежанка, бабка, кот.
И бабка что-то грустное, степное пела,
Порой зевая и крестя свой рот.
1 чтец: (Саяхов Денис)
Есенин не только с интересом слушал, но и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и сочинять.
«Толчки давала бабка, - пишет Есенин. – Она рассказывала сказки. Некоторые сказки были с плохими концами, и я их переделывал на свой лад».
В 1915 году, когда Сергею Есенину было 20 лет, в детском журнале «Доброе утро» было опубликовано стих-е «Бабушкины сказки»: (читает Саяхов Денис)
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идём, бредём домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идёт. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовёт. Сказки все. Пора в постели... Но а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: "Что ж сидеть-то до зари?" Ну, а нам какое дело, - Говори да говори.
3 чтец: (Таипова Лиана):
С 9 лет Сергей пошёл учиться в земское четырёхклассное Константиновское училище. Сергей был очень способным мальчиком. Занимался дома очень мало, но отвечал в школе лучше всех. Учёба давалась ему с лёгкостью. Большой интерес был у Сергея к чтению. Он ухитрялся читать не только днём, но и ночью, с коптилкой. Почти всегда его можно было видеть с какой-нибудь книгой. Есенин имел отличную память, знал много стихов наизусть. Школу окончил с похвальным листом.
Свои первые стихи Сергей Есенин написал в 8-9 лет. Самое первое стихотворение Есенина: (читает Сафиуллин Раяз)
Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве.Я стою у дороги,Прислонившись к иве.От луны свет большойПрямо на нашу крышу.Где-то песнь соловьяВдалеке я слышу.Хорошо и тепло,Как зимой у печки.И березы стоят,Как большие свечки.И вдали за рекой,Видно, за опушкой,Сонный сторож стучитМертвой колотушкой.
4 чтец (Шайхитдинов Вадим):
Мать поэта, Татьяна Фёдоровна, старалась не баловать, держать в строгости детей, не любила их ласкать и нежить на людях. Наделённая от природы недюжинным даром. Татьяна Фёдоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величавых, и игровых, и обрядовых… Топила ли печку, шила, пряла ли, рассказывала сказки и обязательно пела. Незаметно Сергей Есенин приобщился к песенному слову.
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать,Не жалея о сгибшей надежде,Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,Потому и волнуй и тревожь,Будто я из родимого домаСлышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну а я с такою,Вот с такою же песней, как ты,Лишь немного глаза прикрою,Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой, ведь моя отрада —Что вовек я любил не одинИ калитку осеннего сада,И опавшие листья с рябин.
3 чтец: (Таипова Лиана):
Так протекало детство Сергея Есенина. Когда поэту пошёл четырнадцатый год, родители отдали его в церковно – учительскую школу. Именно здесь он начал своё «сознательное творчество», мечтая всю душу «выплескать в слова». Возле школы была берёзовая роща, туда Есенин часто ходил читать и мечтать. В зимнее время Сергей увлекался коньками, лыжами, бывало, на коньках по льду уходил на 20 километров. (Стих-е «Белая берёза» читает Набиуллин Динис)
Белая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.
- Вначале учителя не придавали серьёзного значения тому, что Есенин увлекается поэзией и пишет стихи.(Стих-е «Задремали звёзды золотые» читает Садыкова Аделина)
Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»
4 чтец (Шайхитдинов Вадим):
Сергей Есенин очень любил природу – она для поэта была чудесным необъятным храмом, в котором всё прекрасно. Там, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображения, где на первый взгляд, в природе нет броских запоминающихся картин, молодой поэт неожиданно и смело открывает новые краски.
(стих-е «Черёмуха душистая» читает Таипова Диана)
Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистаяРазвесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.
(стих-е «Топи да болота» читает Сафин Айназ)
Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотойВззвенивает лес.
Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снитсяГомон косарей.
По лугу со скрипомТянется обоз —Суховатой липойПахнет от колес.
Слухают ракитыПосвист ветряной...Край ты мой забытый,Край ты мой родной.
3 чтец: (Таипова Лиана):
Поэту исполняется 18 лет. Есенин поступает в университет Шанявского, где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. Главное, что занимает Есенина, - стихи. Он создаёт новые, переделывает старые. Есенин собирается послать их в Москву, но в конце июля 1912 года едет сам в Москву. Родные хотели, чтобы Сергей продолжил своё образование, но в институт он не поступил. Ему хотелось напечататься, но произошло это далеко не сразу. Он начал служить в конторе хозяина своего отца, но увлечён был только стихами.
(стих-е «Запели тёсаные дроги» читает Шайхитдинов Вадим)
Запели тесаные дроги,Бегут равнины и кусты.Опять часовни на дорогеИ поминальные кресты.Опять я теплой грустью боленОт овсяного ветерка.И на известку колоколенНевольно крестится рука.О Русь, малиновое полеИ синь, упавшая в реку,Люблю до радости и болиТвою озерную тоску.Холодной скорби не измерить,Ты на туманном берегу.Но не любить тебя, не верить -Я научиться не могу.И не отдам я эти цепиИ не расстанусь с долгим сном,Когда звенят родные степиМолитвословным ковылем.
4 чтец (Шайхитдинов Вадим):
В 1914 году Сергей Есенин печатается в журнале, но отец по-прежнему против его занятия поэзией. Новая служба тоже радости не доставляет. Настроение было угнетённое. В это время были написано стих-е «Грустно».
(Стих-е «Грустно» читает Газзалова Разида)
Грустно... Душевные мукиСердце терзают и рвут,Времени скучные звукиМне и вздохнуть не дают.Ляжешь, а горькая думаТак и не сходит с ума...Голову кружит от шума.Как же мне быть... и самаМоя изнывает душа.Нет утешенья ни в ком.Ходишь едва-то дыша.Мрачно и дико кругом.Доля! Зачем ты дана!Голову негде склонить,Жизнь и горька и бедна,Тяжко без счастия жить.
(Стих-е «Закружилась листва золотая» читает Юмагулова Алсу)
Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду.Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол.И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец.Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,Опрокинуться в розовость вод.Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать...Где ты, где, моя тихая радость,Все любя, ничего не желать?
Стих-е «Ты запой мне ту песню» читает Усманова Рената.
Ты запой мне ту песню, что преждеНапевала нам старая мать.Не жалея о сгибшей надежде,Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,Потому и волнуй и тревожь —Будто я из родимого домаСлышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,Вот с такою же песней, как ты,Лишь немного глаза прикрою —Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада —Что вовек я любил не одинИ калитку осеннего сада,И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомнюИ не буду забывчиво хмур:Так приятно и так легко мнеВидеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росыПолюбил у березки стан,И ее золотистые косы,И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко —Мне за песнею и за виномПоказалась ты той березкой,Что стоит под родимым окном.
(Стих-е «Край ты мой заброшенный» читает Галяутдинова Вилия)
Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошеный,Лес да монастырь.Избы забоченились,А и всех-то пять.Крыши их запенилисьВ заревую гать.Под соломой-ризоюВыструги стропил,Ветер плесень сизуюСолнцем окропил.В окна бьют без промахаВороны крылом,Как метель, черемухаМашет рукавом.Уж не сказ ли в прутникеЖисть твоя и быль,Что под вечер путникуНашептал ковыль?
Стих-е «Спить ковыль. Равнина дорогая» читает Гараева Диана)Спит ковыль. Равнина дорогая,И свинцовой свежести полынь.Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.Знать, у всех у нас такая участь,И, пожалуй, всякого спроси -Радуясь, свирепствуя и мучась,Хорошо живется на Руси.Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя.Но никто под окрик журавлиныйНе разлюбит отчие поля.И теперь, когда вот новым светомИ моей коснулась жизнь судьбы,Все равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой избы.По ночам, прижавшись к изголовью,Вижу я, как сильного врага,Как чужая юность брызжет новьюНа мои поляны и луга.Но и все же, новью той теснимый,Я могу прочувственно пропеть:Дайте мне на родине любимой,Все любя, спокойно умереть!
Итог урока:
31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитинскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесён гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!
- Прослушивание песен на стихи С.Есенина.
- Фонохрестоматия.
- Подведение итогов урока.