Урок математики Совместные действия над рациональными числами


Урок № 79
математика в 6-м классе
Тема: "Совместные действия над рациональными числами"
Цели урока:
систематизировать знания учащихся по теме;
закрепить навыки в выполнении сложения, вычитания, умножения, деления  и совместных действий над рациональными числами;
активизировать всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы и игровую форму урока.
Форма урока: урок-соревнование "Математическое ралли".
Оборудование: жетоны пяти цветов, комплект разрезанных открыток, кроссворд, доска, мел, проектор, ПК, экран.Ход урока
Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Каждая группа – это экипаж машины со своим командиром, которому предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает правила сложения, вычитания, умножения, деления рациональных чисел, кто умеет возводить в степень рациональные числа, а также кто умеет правильно применять свойства умножения и деления рациональных чисел.
Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения. Трассу гонок экипаж определяет самостоятельно. Каждый этап гонки, оценивается жетоном:
коричневый –1 балл,
желтый – 2 балла,
зеленый – 3 балла,
синий – 4 балла,
красный – 5 баллов.
Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных примеров.
В начале каждого этапа на экране высвечивается задание для экипажей.
После выполнения заданий, учитель проверяет решение, выдает жетоны и на экран включает слайд с ответами заданных примеров. Ребята проверяют, переписывают примеры в тетрадь. Командиры экипажей (консультанты) объясняют решение примера учащимся, если непонятно.
Девиз гонки: "Торопись – медленно"
Учитель дает команду: "На старт!"
1-й  этап. Проверим местность.
Идет опрос по правилам сложения, вычитания, умножения, деления рациональных чисел.
2-й  этап.  Составим карту гонки.
Для этого необходимо собрать разрезанную открытку.
Каждая команда решает пять примеров. Задания разноуровневые, командир раздает по способностям учащихся задания.
Задание: Вычислить, найти среди разрезанных карточек с ответами свой ответ и сложить открытку
(–17)+(–18)=–35
0+(-13,33)=–13,33
(–36)+17=–19
(–12)–(–15)=3
1,4–2,45=–1,05
3-й  этап.  Гонка по пересеченной местности.
Итак, следующий этап нашей гонки – проезд по пересеченной местности.
Каждая команда решает примеры на умножение и деление рациональных чисел.
(–4). (–9)=36
17. (–5)=-85
(–14,21):7=–2.03
(–0,7). 125=–87,5
(–4/9):(–2/3)=2/3
4-й этап. Внезапная остановка – авария.
Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля. Каждая команда получает задание с примерами по действиям. Вычислить.
((–5)+(–2)). (–7)=49
(–1)+3. 4=11
(–7) . (3–(–2))=–35
(–40)+(–2)5 = –72
(–1100+44): 11=–96
5-й  этап.  Привал.
Вы решили отдохнуть, но мы проведем его с пользой для дела.
На доске плакат. Ребята получают карточки с заданием для кроссворда.
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то в выделенной части получится "ключевое слово". Отгадывают все вместе, не по командам.
Число.
То, что надо знать наизусть.
Геометрическая фигура.
Арифметическое действие.
Единица измерения.
Равенство, содержащее неизвестное.
Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
Математический инструмент.
Геометрическая фигура.
10.  Деление на измерительных приборах.

М И Л Л И О Н ПРА В И Л О Т РЕ У Г О Л Ь Н И К
Д Е Л Е Н И Е М Е Т РУ РА В Н Е Н И Е Т О Ч К А Л И Н Е Й К К А К В А Д РА Т ШК А Л А 6-й этап  Финиш.
Сравнить не вычисляя.
(–25,15):(–50)>(–251,5):50
375:(–200)<(–3,75):(–200)
(–50,5):(–80,8)>0. (–8,8)
(–13,14):0,03<0:0,003
21,27. (–0,3)<(–32,13). (–0,9)
7. Подведение итогов.
Определение победителя по наибольшему количеству баллов. Выставление оценок.
8. Домашнее задание (уровневое).
п.3, Стр 167, № 638,640,642, 646,654 , 658(чет)