Статья на тему: Портфолио студента: трбования к оформлению, процедура защиты

Портфолио студента: требования к формированию, процедура защиты


В современном образовании портфолио – одна из самых популярных педагогических технологий, обеспечивающая формирование у обучающихся навыков самооценки, рефлексии, развитие творчества и целеустремленности. Технология портфолио достаточно подробно представлена в психолого-педагогической литературе и имеет широкую практику применения.
Решение обозначенных проблем приобретает особую актуальность в условиях введения ФГОС СПО, так как защита портфолио, предъявление студентами свидетельств, доказывающих успешность освоения общих и профессиональных компетенций, является обязательным условием допуска студентов к Государственной итоговой аттестации.
Работа со студентами по формированию портфолио рассматривается в колледже в качестве механизма, позволяющего решать ряд задач:
- отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
- оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной, спортивной и творчески-преобразующей деятельности;
- формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижения, саморазвития и мотивации на профессиональную деятельность;
- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
- совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.
Организация деятельности студентов, направленной на формирование, оформление и защиты портфолио осуществляется кураторами студенческих групп на основе Методических рекомендаций о портфолио студента КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж», рассмотренных на методическом совете и утвержденного приказом директора.
В соответствии с положением, портфолио – это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий студенту предъявить образовательные и профессиональные достижения, степень освоения общих и профессиональных компетенций, определить направления профессионально – личностного саморазвития.
Студенты на протяжении обучения в колледже самостоятельно комплектуют, систематизируют и оформляют портфолио с учетом рекомендаций педагогов, куратора группы, представителей студенческого актива, методистов и руководителей практики. Деятельностью студентов по формированию персонального портфолио управляет непосредственно классный руководитель, куратор по практике, методисты и предметники.
Содержание портфолио определяется студентом самостоятельно, с учетом выбранного вида портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио отзывов;
- портфолио работ;
- комбинированное портфолио.
В структуру портфолио рекомендуется включить 3 части
1 Общая часть
2 Накопительная часть
3 Рефлексивно – проективная часть.
Студент имеет право вносить изменения в рекомендованную структуру портфолио с учетом выбранного вида портфолио, собственных интересов и взглядов.
Студенты предъявляют содержание портфолио ежегодно на экзамене по профессиональному модулю.
В экспертизе содержания, оформления и защиты портфолио участвуют преимущественно внутренние эксперты – кураторы групп и преподаватели колледжа. В некоторых случаях в состав комиссий включены внешние эксперты – руководители практики, социальные партнеры, работодатели. Значимыми для студентов младших курсов являются экспертные суждения выпускников, поэтому в качестве экспертов выступали студенты выпускной группы.
При оценке содержания, процедуры предъявления и защиты портфолио экспертная группа или комиссия учитывает:
- полноту портфолио (наличие документов, работ, отзывов, подтверждающих успешность освоения общих и профессиональных компетенций, достижений в спортивной и творчески-преобразующей деятельности);
- структурированность содержания портфолио;
- обоснованность структуры и содержания портфолио;
- способность студента адекватно оценивать собственные достижения, компетенции;
- умение определять ближайшие и перспективные цели, направления профессионально-личностного саморазвития.
-качество оформления портфолио.
Оценка осуществляется на основе листов экспертной оценки, представленных в приложении к положению о портфолио студента колледжа.
Предъявление и защита портфолио может выступать в качестве альтернативной формы организации экзамена, зачета по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу, комплексного экзамена или зачета по двум или нескольким учебным дисциплинам, экзамена квалификационного, формы предъявления отчетной документации по учебной или производственной практике. В этом случае педагог (педагоги), методисты по практике конкретизируют требования к содержанию и структуре портфолио, определяют критерии и показатели оценки портфолио, процедуры его предъявления и защиты, условия выбора студентами данной формы. Материалы, необходимые для организации экзамена или зачета по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, определенному виду практики, экзамена квалификационного утверждаются на заседании отделения и доводятся до сведения студентов в начале соответствующего семестра.
Таким образом, организованная в текущем учебном году нормативные, организационно-содержательные и информационные основания деятельность студентов по формированию портфолио позволили достичь положительных результатов:
- большая часть студентов колледжа осознают значимость оформления и систематичного пополнения портфолио;
- более 70% студентов своевременно и успешно прошли процедуру предъявления и защиты портфолио.
- портфолио студентов содержат объективные свидетельства, подтверждающие успешность освоения основной профессиональной образовательной программы.
- сама процедура защиты портфолио оценивается студентами как значимое событие, позволяющее подвести итоги учебного года, представить личные достижения и успехи.

15