Статья с методическими рекомендациями

Нетрадиционные формы урока, как средство формирования положительной мотивации к изучению русского языка и литературы.

Малахова И.А.
Красное
Одной из главных задач современного учителя является формирование положительной мотивации к изучению своего предмета.
Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. На данном этапе развития образования формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социо-культурную компетенцию, стало целью обучения, ибо без знания социо-культурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила использовать их своей практике. Опыт работы показал, что такие уроки не только высоко результативны, но и обнаруживают явные развивающие возможности. У учащихся развивается не только речь и интеллектуальные способности, но и произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно формирование грамотной устной и письменной речи. В основе моей деятельности лежат идеи ведущих психологов: Л.С. Выготского, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др., а также педагогов, Ю.А. Поташкина, Б.С. Дыханова, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе, развивающему эффекту которых обязано и название, и само обращение к поискам современной концепции развивающего обучения.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социо-культурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии. Проблема преподавания русского языка в школе в настоящее время актуальна, потому что традиционные формы проведения уроков надоедают и хочется чего- то нового.
В своей практике наряду с традиционными формами урока часто использую уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Эти занятия дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый художественный материал более наглядным, более зримым, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения, усвоения его идейно-нравственного содержания.
В ходе этих уроков эффективней идет процесс образования и разностороннего развития личности ребенка, формируются базовые знания, умения и навыки, одновременно связанной с деятельностью творческой, опирающейся на индивидуальные задатки учащихся, их познавательную активность, способность самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
На них повышается творческо-поисковая активность детей, в равной степени, как у учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и у школьников с пониженной успеваемостью с недостаточным развитием базовых психических функций.
Введение в педагогическую практику учителей русского языка и литературы нетрадиционных форм преподавания расширяет учебный процесс и развивает личностные качества ребенка. Так как характерной особенностью этих уроков является оригинальность их замысла, структуры, сюжета. Они позволяют ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру, воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.
На нестандартных или не традиционных уроках главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину. Обратимся к видам нетрадиционных уроков.
Исследованием текста, особенностей его содержания, строения и речевого оформления школьники занимаются на уроках литературы, русского языка и развития речи. Для такого вида деятельности предлагаю ученикам выполнить традиционное задание, названное по-другому и с несколько измененной формой. У ребят вызывают интерес необычные названные виды работ: изложение-перевод, «сочинение-различение» (стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры, подражания и т.д.).
Созданные речевые произведения прочитываются автором на занятии и обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления.
На уроках в старших классах использую такие формы работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д.
Урок-семинар предполагает самостоятельную подготовку учащихся по определенной частной теме.
Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.
Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.
При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару.
Особенно важно выбрать интересную тему по русскому языку, поскольку это во многом определит отношение школьников к урокам-семинарам вообще.
Актуальна и такая форма проведения урока как лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме.
Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.
Интегрированный урок. Дидактическая игра. Урок-концерт, урок-бенефис – эти и другие формы нестандартных уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Они «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
15