Конспект урока по математике на тему: Пропорция


Конспект урока математики в 6 классе
Тема «Пропорция»
Используемые материалы:
Учебник Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.
Дидактические материалы А.С.Чесноков, К.И. НешковРаздаточный материал – таблица с примерами
Цели: ввести понятие пропорции, ее членов; научить составлять пропорции из отношений; ознакомить с двумя способами проверки верной пропорции; развивать грамотную математическую речь.
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний  
-Что такое отношение?
- Как можно записать отношение?
- На какие вопросы отвечает отношение?
- Как можно записать отношение двух чисел?
- Чем можно заменить знак делания?
Практическая деятельность учащихся
Найдите отношение чисел 2 к 20, 10 к 40, 7 к 5.
Найдите 20% от 50, 125% от 500, 50% от 630.
Найдите процентное отношение 8 к 100, 5 к 20, 36 к 18.
Сообщение темы урока. Переведите обыкновенные дроби в десятичные и в проценты и заполните таблицу. (Раздаточный материал, работа в микрогруппах – 1 задание на парту)

Сегодня на уроке мы познакомимся с пропорциями, узнаем, что они бывают верными и неверными, научимся составлять верные пропорции.
Подготовка к работе на основном этапе.
Придумайте отношение, равное 5. Запишем на доске все ответы. Если наши отношения равны, можем составить из них равенства:
100:20=40:8
Как по другому записать это равенство? В виде дроби.
Определение: равенство двух отношений называют пропорцией.
Читают: «100 относится к 20, как 40 относится к 8». Или: «отношение 100 к 20 равно отношению 40 к 8».
Посмотрите на первую запись. Числа 100 и 8 находятся по краям, поэтому они называются крайними членами пропорции. Числа 20 и 40 находятся в середине, поэтому они называются средними членами пропорции.
Запишите к себе в тетрадь пропорцию с доски. Обведите крайние члены пропорции в кружок, а средние подчеркните. Найдите крайние и средние члены в пропорции, записанной в виде равенства дробей.
Найдем произведение крайних и произведение средних членов нашей пропорции. Что мы замечаем? Какой вывод можно сделать? Произведение крайних членов равно произведению средних. Это справедливо для верной пропорции.
Определение: в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних. (Основное свойство пропорции)
Запишем в тетради пропорцию и ее основное свойство в буквенном виде.
, a×d=b×c
a и d – крайние члены
b и c – средние члены
a≠0, b≠0, c≠0, d≠0
Физкультминутка.
На доске пропорции 16:12=8:6 и
Встаньте в проходе у парты. Если я называю крайний член пропорции – хлопните в ладоши, если средний – прыжок на месте.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа с учебником: №760, 761.
Самостоятельная работа (Дидактический материал №172, 173 по вариантам)
Рефлексия
Что такое пропорция? Как называются числа 20 и 1 в пропорции 20:5=4:1? Как называются числа а и р в пропорции х:а=р:у? Сформулируйте основное свойство пропорции.
Домашнее задание. П.21 (с.123), определения – наизусть, №772, 776, 781.