Дополнительная общеобразовательная рабочая программа военно-патриотического клуба «Наследие»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     На основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
     Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
      Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
     В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
    В связи с этим на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа №4 создается военно-патриотический клуб «Наследие», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.  
  Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
      Участниками военно-патриотического клуба «Наследие» являются дети и подростки 14-17 лет, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.
         Рабочая программа военно-патриотического клуба «Наследие»
Разработана в соответствие с:
Конституцией Российской Федерации;
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Уставом школы.
     Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип междисциплинарности;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
          Деятельность клуба осуществляется на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа №4 руководителем клуба из числа педагогических работников, прошедших соответствующую подготовку. К деятельности клуба привлекаются социальные и медицинские работники, работники правоохранительных органов, учителя школ, работники военкомата, знаменитые земляки, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
     Деятельность клуба ведется по 3 направлениям:
Общая физическая подготовка;
ОБЖ  (самосохранение, оборона, спасение)
Основы военной и специальной подготовки.
     Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на 2 года и ориентирована на ребят, склонных к исследовательской, поисковой и физкультурно-спортивной деятельности.
     Основные формы работы клуба:
соревнования;
конкурсы;
смотры;
слеты;
конференции;
экскурсии;
клубные встречи;
игры;
турниры;
эстафеты и т.д.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     В реализации программы военно-патриотического клуба «Наследие» участвуют дети и подростки, занимающиеся в учебных группах по направлениям, административный и вспомогательный персонал общеобразовательного учреждения.
     Механизм реализации программы военно-патриотического клуба включает в себя:
четкое планирование на учебный год и каждый месяц;
методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;
проведение семинаров и консультаций по программе для каждой из категорий участников;
организацию обучения лидеров и актива по направлениям;
анализ хода реализации программы;
пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;
сотрудничество в реализации программы с органами власти
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
     В результате реализации данной программы:
участники военно-патриотического клуба достигнут высокого уровня обще физической подготовки;
члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения,  подготовятся к действиям в чрезвычайных  ситуациях  и экстремальных условиях;
у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки;
Структура программыПрограмма разработана на два учебных года, каждый продолжительностью девять месяцев.
Общее количество часов
(учебный час) Количество часов в базовой программе
I год
(учебный час) II год
(учебный час)
136 часа 68 часа 68 часов
34 недели 17 недель 17 недель
4 ч/неделю 2 ч/неделю 2 ч/неделю
Продолжительность учебного дня – 2 часа, учебного часа – 45 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть, участием в учебно-полевых сборах и соревнованиях продолжительность учебного дня не регламентируется.
материально-технические условия образовательного процесса
№ Наименование Количество
1 Книгопечатная продукция: основная и дополнительная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература 20
2 Дидактические материалы 10
3 Информационно-коммуникационные и технические средства обучения: ПК, видеопроектор. 1
4 Цифровые образовательные ресурсы: учебные диски, медиатека 12
5 Учебно-практическое оборудование: макет автомата Калашникова, учебные таблицы, пневматическая винтовка, учебная граната 10
6 Спортивный зал 2
7 Тренажерный зал 1
8 Пришкольный спортивный городок 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ№п/п Наименование разделов Общееколичество часов 1 год обучения 2 год обучения
1 Физическая подготовка 29 19 10
2 Огневая подготовка и оружейное дело 22 12 10
3 Строевая подготовка 14 9 5
4 Тактическая подготовка 40 13 27
5 Военно-медицинская подготовка 15 7 8
6 Военно-патриотическая подготовка 16 8 8
  Итого: 136 =SUM(ABOVE) 68 68
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (29 часов)Тема 1. Гимнастика. Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по канату (шесту), с тяжестями. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: на перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и разгибание рук в упоре; в прыжках – прыжок ноги врозь через козла в длину; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазанье по канату (шесту). Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями и в лазание.
Тема 2. Рукопашный бой.Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Приемы самостраховки. Приемы нападения и защиты с автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н).Приемы нападения и защиты без оружия автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н). Защита при уколе штыком с уходом влево (вправо).
Тема 3. Преодоление препятствий. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф-1 на дальность.
Тема 4. Ускоренное передвижение.Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.
Техника бега по пересеченной местности.
Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции
Тема 5. Комплексные занятия.Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.
Проверка по упражнениям физической подготовки: марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км; метание гранат Ф-1 на дальность; приемы рукопашного боя с автоматом; передвижение на поле боя.
Общая физическая подготовка: выполнение упражнений на гимнастических снарядах, с тяжестями, тренировка в беге на короткие и средние дистанции.
Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫИгровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫИгровые упражнения, способствующие развитию ЛОВКОСТИИгровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИСТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (14 часов)Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.Занятие 1. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Занятие 2. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».
Занятия 3 и 4. Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Занятия 5 и 6. Повороты в движении.
Занятие 7. Отдание воинской чести на месте и в движении.
Занятие 8. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Занятие 9-14. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием.Занятия 1 и 2. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Занятия 3 и 4. Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (22 часа)ЦЕЛЬЮ изучения данного курса является подготовка юношей к воинской службе путем освоения ими стрелкового оружия и средств индивидуальной защиты.
ЗАДАЧИ обучения:
• познакомить каждого курсанта с боевыми свойствами и устройством пневматического оружия, стрелкового оружия. России и боеприпасов к нему, а также ручных гранат и специальных средств;
• научить подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него по неподвижным и движущимся целям, чистить и смазывать оружие, измерять расстояние до местных предметов с помощью угловых величин;
• ознакомить курсантов со специальными средствами полицейского назначения и средствами индивидуальной защиты;
• дать навыки дуэльной стрельбы в усложненных условиях с использованием пневматического оружия;
• научить вести огонь из автомата (пистолета) боевыми патронами по условию начального упражнения.
1 год - обучение стрельбе из пневматического оружия.
2 год -изучение материальной части боевого оружия и проведение боевых стрельб, углубление навыков стрельбы из оружия в усложненной обстановке.
Изучение материальной части оружия и обучение стрельбе из него могут проводиться в иной последовательности, чем указано в плане, в виду наличия тех или иных типов вооружения. Например, учиться стрелять можно во время летних учебных сборов на базе войсковых частей.
Особое внимание на любых занятиях, в т. ч и при изучении учебного оружия и охолощенных боеприпасов, следует уделять соблюдению правил техники безопасности.
Примерный учебно-тематический план занятий№ п\п Наименование темы Теория Практика Всего часов
1 Введение 1 0 1
2 Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки и пистолета 1 2 3
3 Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова (РПК) и ручных гранат 1 2 3
4 Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова 1 2 3
5 Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. Специальные средства полицейского назначения. 1 1 2
6 Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. 1 0 1
7 Приведение оружия к нормальному бою. 0 2 2
8 Правила стрельбы из стрелкового оружия. 1 1 2
9 Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям 0 2 2
10 Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из личного оружия» 0 2 2
11 Средства индивидуальной защиты. 1 1 2
12 Тактическое снаряжение бойца.
Холодное оружие 1 1 2
ИТОГО: =SUM(ABOVE) 13 14 22
Тема № 1. ВведениеЗанятие № 1. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Утерянные секреты изобретателей. Новая жизнь старых изделий. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Тема № 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки и пистолетаЗанятие № 1. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей.
Занятие № 2. Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою.
Тема № 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова (РПК) и ручных гранат.Занятие № 1. Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК-100. Модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова (С)-74. Назначение, боевые свойства/общее устройство и принцип работы автомата (РПК).
Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки автомата РПК. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Отработка нормативов по сборке-разборке оружия.
Занятие № 3. Подготовка АК (РПК) к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.
Занятие № 4. Принадлежности к автомату (РПК). Порядок чистки и смазки оружия и его хранение.
Занятие № 5. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Тема №4. Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова (ПМ)Занятие № 1. Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы ПМ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов.
Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. Чистка и смазка. Снаряжение магазина патронами. Отработка нормативов по сборке-разборке оружия.
Тема №5. Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему? Специальные средства полицейского назначения.Занятие № 1. Пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки и ружья отечественного производства, и их ТТХ, Специальное оружие. Основные ТТХ и назначение,
Занятие № 2. Оружие с боеприпасами различного назначения. Специальные средства полицейского назначения, их ТТХ.
Занятие № 3. Боеприпасы к стрелковому оружию. Стандарты производства боеприпасов в странах НАТО и России. Пробивное и останавливающее действие пули. Типы и модификации пуль отечественного производства и производства стран НАТО. Боеприпасы специального назначения.
Тема № 6. Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасамиЗанятие № 1. Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время следования на транспортных средствах, 50
несения боевой службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства предупредительного выстрела.
Занятие № 2. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Меры предосторожности при устранении задержки. Правила заряжения и разряжения оружия. Меры безопасности при стрельбе холостыми патронами и при использовании имитационных средств.
Тема №7. Приведение оружия к нормальному боюЗанятие № 1. Порядок приведения оружия к нормальному бою для ведения огня днем.
Тема №8. Правила стрельбы из стрелкового оружия.Занятие № 1. Выбор установки прицела, дели и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы.
Занятие № 2 Виды движения цели. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых задач.
Тема №9. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целямЗанятие № 1. Подготовка упора для стрельбы лежа. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.
Занятие № 2. Выполнение одного упражнения учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем.
Занятие № 3..Выполнение двух УУС из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем.
Занятие № 4, Выполнение трех УУС из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по появляющимся целям днем.
Занятие № 5. Выполнение одного УУС из пневматического пистолета.
Занятие № 6. Выполнение двух УУС из газобаллонного пневматического пистолета. Стрельба во время коротких остановок и на ходу.
Занятие № 7. Выполнение трех УУС из газобаллонного пневматического пистолета. Стрельба по неподвижным целям с места после передвижения.
Занятие № 8. Выполнение одного УУС из пистолета Макарова.
Занятие № 9. Выполнение одного УУС (начальное упражнение) боевыми патронами из автомата.
Занятие № 10. Выполнение упражнения по метанию ручных гранат.
Тема № 10. Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из личного оружия»Занятие № 1. Ношение огнестрельного оружия в зависимости от ситуации. Техника передвижения при огневом контакте с противником: комбинирование кувырков и перекатов, «лепестки», передвижения по типу «маятника», «по-македонски». Способы опережения противника при огневом контакте,
Тема № 11. Средства индивидуальной защитыЗанятие № 1. Краткий экскурс в историю. Средства индивидуальной защиты бойца. Каски и их разновидности. Изделия «Колпак», «Маска», «Сфера». Средства бронезащиты. Степени и уровни защищенности. Требования к вышеуказанным изделиям. Стандарты изготовления данных изделий в России и странах НАТО.
Тема № 12. Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружиеЗанятие № 1. Универсальные тактические комплекты. Их комплектация. Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. Доработка стандартных образцов. Занятие № 2. Пошив РД и РЖ.
Занятие № 3. Холодное оружие. Боевые ножи и ножи специального применения. Способы ношения холодного оружия.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (37 часов)ЗАДАЧИ обучения. При обучении личного состава тактике и способам действия специальных подразделений, необходимо, научить курсантов координированной и слаженной работе в составе отделения, боевых групп, а также методам ведения боевых действий.
Методические рекомендации.
На первом году обучения курсантам преподают тактику действий мотострелкового отделения и разведгруппы. На каждом тактико-специальном занятии отрабатываются вопросы по передвижению и маскировке техники и личного состава. Второй и третий год курсанты изучают методы и тактику действий антитеррористических групп, партизанские формы и методы ведения войны и антипартизанские мероприятия.
Все занятия следует проводить на практике, используя для этого условия сильнопересеченной местности, недостроенные и заброшенные строения в черте города. Особое внимание надо уделить ведению боевых действий в городских кварталах: изменению тактики действия групп, радиосвязи в жилых районах, способам огневого взаимодействия, минирования и разминирования. На протяжении обучения необходимо проигрывать все ситуации, вводить приемы ролевой игры.
На занятиях групп второго года обучения ведется подготовка по дисциплинам туризм, горная, минно-инженерная, огневая подготовки, радиодело. Занятия проводятся днем и ночью в специально созданных экстремальных условиях.
Занятия по устранению боязни огня, высоты и воды начинаются на первом году обучения во время весенне-летних полевых сборов. Основное время тактико-специальной подготовки приходится на весенне-летний период, (расписание учебных часов не регламентируется).
Тема № 1. Психологическая подготовка бойца спецподразделенияЗанятие № 1. Способы устранения взрывобоязни, а также боязни огня, высоты и воды.
Тема № 2. Силы специальных операций армии, флота и силовых ведомствЗанятие № 1. История специальных сил, операции армий мира. История формирования групп специального назначения в СССР.
Занятие № 2. Способы и методы специальной подготовки и отбора в спецподразделения в различных странах.
Занятие № 3. Функции подразделений спецназа различных ведомств в России.
Тема № 3. Тактическая подготовкаЗанятие № 1 (2 т., - 1 пр. ~ 1 год); (2 пр. -, 2 год). Действие подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Окопы.
Занятие № 2 (т., 4 пр. - 1 год); (4 пр., - 2 год). Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. Деблокирование заграждений переднего края противника. Марш и походное охранение.
Занятие № 3. Тактические учения.
Тема № 4. Методы и способы ведения разведкиЗанятие № 1 (2 т., 3 пр.). Способы маскировки. Использование для маскировки свойств местности, растительности, искусственных масок и табельных средств. Маскировочные костюмы и комплекты. Целеуказание. Действия ударного отделения. Разведывательные признаки целей (объектов).
Занятие № 2 (2 т. - 1 год). Наблюдение. Особенности ведения разведки наблюдением в лесу, горах, пустынях, на побережьях зимой и ночью. Организация наблюдательного поста.
Занятие № 3 (4 пр. - 1 год); (4 пр. - 2 год). Отделение в засаде. Налет как способ разведки. Разведка поиском, разведка боем. Действие снайперской группы. Подготовка снайперов. Снятие часовых. Обыск, связывание и конвоирование. Захват автомобиля и другой техники.
Занятие №4(1 т., 2 пр. - 2 год). Способы совершения диверсионных актов. Специальные способы минирования. Проникновение на охраняемые территории,
Занятие № 5 (1 т., 2 пр. - 2 год). Способы скрытого отхода с места диверсии, скрытое перемещение по местности. Борьба с хищными животными и служебными собаками.
Занятие № 6 (2 т., 2 пр. - 2 год). Трасология. Определение происхождения следов. Следы техники и пребывания человека. Следовая работа.
Занятие № 7. Тактика - специальные учения.
Тема №5. Действия подразделений в разведкеЗанятие № 1 (1 т., 1 пр. - 1 год); (2 пр. - 2 год). Боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ). Боевой разведывательный дозор. Основные задачи БРД. Разведгруппа (РГ) и ее задачи. Способы ведения разведки РГ водной преграды, в населенных пунктах, в горах, при встрече с препятствиями, на марше, в обороне и наступательном бою, в случае преследования, ночью и зимой. Решение ситуационных тактических задач.
Занятие №2(1 т. - 1 год). Возможности сил и средств разведки родов войск и специальных войск.
Занятие № 3 (1 т. - 1 год); (2 т., 2 пр. - 2 год). Тактика действий партизанских групп. Организация оповещения и связи. Создание преград для противника. Вывод из строя материальной базы противника.
Занятие № 4 (1 т., 2 пр. - 2 год.) Организация внезапных нападений. Засады, Атаки постов и гарнизонов. Источники и способы получения разведданных. Борьба с контрразведкой противника.
Занятие N° 5.Тактико-специальные учения.
Тема №6. Техника и тактика действий групп антитеррораЗанятие № 1 (2т., 2 пр. 1 - год); (10 пр. - 2 год). Тактика спецгруппы при захвате здания, самолета, автотехники, железнодорожного транспорта. Распределение обязанностей в группе. Группы разведки, наблюдения, обеспечения, захвата. Огневое взаимодействие в группе. Прохождение лестничных маршей, дверных проемов.
Занятие №'2 (1 т. - 1 год); (15 пр. - 2 год). Тактика спецгруппы при освобождений заложников из здания. Форсированное проникновение в здание Применение лестниц штурмовых трапов.
Занятие № 3 (10 пр. - 2год) 'Тактика'' группы при освобождении
заложников из автотранспорта и воздушных судов.
Занятие № 4 (2 пр. - 1 год); (3 пр. - 2 год). Досмотр автотранспорта и железнодорожных вагонов. Правила и тактика досмотра техники и опрашиваемых лиц.
Занятие № 5. Тактика - специальные учения.
Тема №7. Боевые действия в городеЗанятие № 1 (1 т. - 1 год); (1 т., 3 пр. - 2 год). Ведение боевых действий в городе. Основные сложности городских боев. Опорные точки, Доты и Дзоты. Тактика действий при штурме городских кварталов. Взаимодействие пехоты и других родов войск. Тактика действий разведподразделений. Система радиосвязи. Антиснайперские мероприятия. Понятие «зачистка».
Занятие № 2 (4 пр. - 2 год). Огневое взаимодействие в группе. Тактика штурма здания.
Примерный учебно-тематический план занятий
1-ый год обучения
№ п/п Наименование темы Теория Практика Всего
часов
1 Психологическая подготовка бойца
спецподразделения — 1 1
2 Силы специальных операций армии,
флота и силовых ведомств 1 — 1
3 Тактическая подготовка 1 1 2
4 Методы и способы ведения разведки 1 2 3
5 Действия подразделения в разведке 1 1 2
6 Техника и тактика действий
антитеррористических групп 1 2 3
7 Боевые действия в городе 1 — 1
ИТОГО: 6 7 13
Примерный учебно-тематический план занятий
2-ой год обучения
№ п/п Наименование темы Теория Практика Всего
часов
1 Психологическая подготовка
бойца спецподразделения — 1 1
2 Силы специальных операций армии,
флота и силовых ведомств 1 — 1
3 Тактическая подготовка 3 3
4 Методы и способы ведения разведки 2 4 6
5 Действия подразделения в разведке — 2 2
6 Техника и тактика действий
антитеррористических групп — 7 7
7 Боевые действия в городе 1 6 7
ИТОГО: 4 23 27
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКАТема 1. Оказание первой медицинской помощи.Занятие 1. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Занятие 2. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.
Занятие 3. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Занятие 4. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.
Занятие 5. Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Тема 2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими.Занятие 1. Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования.
Тема 3. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя.Занятие 1. Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2.     Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
3.     Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
4.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
5.     Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
6.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
8.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
9.     Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004. – 134с.
13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,
В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:
Дрофа, 2001. – 192 с.
14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.
18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(1-й год обучения)
2012-2013 уч.г.
Номер
занятия Тема
занятия Количество
часов Дата
По плану Факт
1 Строевая подготовка.
Строй, команды и обязанности солдата перед построением. 1 03.09 2 Строевая подготовка.
Выполнение команд «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить» 1 05.09 3 Физическая подготовка. Гимнастика 1 10.09 4 Физическая подготовка. Гимнастика 1 12.09 5 Огневая подготовка и оружейное дело. Введение. 1 17.09 6 Огневая подготовка и оружейное дело.
Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки. 1 19.09 7 Огневая подготовка и оружейное дело.
Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки. 1 24.09 8 Огневая подготовка и оружейное дело.
Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки. 1 26.09 9 Тактическая подготовка.
Психологическая подготовка бойца спецподразделения. 1 01.10 10 Тактическая подготовка.
Силы специальных операций армии, флота и силовых ведомств. 1 03.10 11 Военно-медицинская подготовка.
ПМП при ранениях и кровотечениях. 1 08.10 12 Военно-медицинская подготовка. Наложение повязок. 1 10.10 13 Строевая подготовка.
Строевая стойка. Повороты на месте.
Строевой и походный шаг. 1 15.10 14 Строевая подготовка.
Строевая стойка. Повороты на месте.
Строевой и походный шаг. 1 17.10 15 Военно-патриотическая подготовка.
Клубная встреча с работниками райвоенкомата. 1 22.10 16 Физическая подготовка. Гимнастика 1 24.10 17 Огневая подготовка и оружейное дело.
Материальная часть и ТТХ АК и ручных гранат. 1 29.10 18 Огневая подготовка и оружейное дело.
Материальная часть и ТТХ АК и ручных гранат. 1 31.10 19 Огневая подготовка и оружейное дело.
Материальная часть и ТТХ АК и ручных гранат. 1 05.11 20 Тактическая подготовка. 1 07.11 21 Тактическая подготовка.
Методы и способы ведения разведки. 1 12.11 22 Военно-медицинская подготовка. Способы оживления. 1 14.11 23 Военно-медицинская подготовка.
ПМП при утоплении, солнечном и тепловом ударе. 1 19.11 24 Строевая подготовка. Повороты в движении. 1 21.11 25 Строевая подготовка. Повороты в движении. 1 26.11 26 Физическая подготовка. Ускоренное передвижение. 1 28.11 27 Военно-патриотическая подготовка.
Встреча с выпускниками, прошедшими срочную службу в рядах ВС РФ. 1 03.12 28 Физическая подготовка. Гимнастика 1 05.12 29 Строевая подготовка.
Отдание воинской чести на месте и в движении. 1 10.12 30 Строевая подготовка.
Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. 1 12.12 31 Тактическая подготовка.
Действия подразделения в разведке. 1 17.12 32 Военно-медицинская подготовка.
Первая помощь при радиационных поражениях, отравляющими и ядовитыми веществами. 1 19.12 33 Физическая подготовка.
Общая физическая подготовка. 1 24.12 34 Физическая подготовка.
Общая физическая подготовка. 1 26.12 35 Огневая подготовка и оружейное дело.
Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова. 1 14.01 36 Тактическая подготовка.
Действия подразделения в разведке. 1 16.01 37 Тактическая подготовка.
Действия подразделения в разведке. 1 21.01 38 Военно-медицинская подготовка.
Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих. 1 23.01 39 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 28.01 40 Военно-патриотическая подготовка.
Оформление наглядной агитации по теме «Мы тоже можем в армии служить» 1 30.01 41 Огневая подготовка и оружейное дело.
Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова. 1 04.02 42 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 06.02 43 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 11.02 44 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 13.02 45 Военно-медицинская подготовка.
Розыск раненых на поле боя.
Вынос и вывоз раненых с поля боя. 1 18.02 46 Военно-патриотическая подготовка.
Подготовка и участие в Большом сборе военно-патриотических клубов» 1 20.02 47 Физическая подготовка. Ускоренное передвижение. 1 25.02 48 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 27.02 49 Огневая подготовка и оружейное дело.
Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. 1 04.03 50 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 06.03 51 Тактическая подготовка. Боевые действия в городе. 1 11.03 52 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 13.03 53 Строевая подготовка.
Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. 1 18.03 54 Строевая подготовка.
Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. 1 20.03 55 Военно-патриотическая подготовка.
Участие в районной научно-исследовательской конференции «Новое поколение в номинации «Духовно-нравственное наследие» 1 27.03 56 Огневая подготовка и оружейное дело.
Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. 1 03.04 57 Военно-патриотическая подготовка.
Совместная конференция со школьным отрядом волонтеров «Пульс» по теме «Я - гражданин России». 1 08.04 58 Тактическая подготовка. 1 10.04 59 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 15.04 60 Огневая подготовка и оружейное дело.
Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. 1 17.04 61 Физическая подготовка. Гимнастика 1 22.04 62 Физическая подготовка. Ускоренное передвижение. 1 24.04 63 Физическая подготовка. Ускоренное передвижение. 1 29.04 64 Военно-патриотическая подготовка.
Подготовка к проведению мероприятий, посвященных Дню Победы. 1 06.05 65 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 08.05 66 Огневая подготовка и оружейное дело.
Приведение оружия к нормальному бою 1 13.05 67 Тактическая подготовка.
Тактическая подготовка. 1 15.05 68 Военно-патриотическая подготовка.
Экскурсия в музей Боевой Славы в воинскую часть г.Шуя 1 20.05 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(2-й год обучения)
2013-2014 уч.год
Номер
занятия Тема
занятия Количество
часов Дата
По плану Факт
1 Строевая подготовка.
Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. 1 2 Тактическая подготовка.
Психологическая подготовка бойца спецподразделения. 1 3 Физическая подготовка. Гимнастика 1 4 Тактическая подготовка. 1 5 Огневая подготовка и оружейное дело.
Правила стрельбы из стрелкового оружия. 1 6 Огневая подготовка и оружейное дело.
Правила стрельбы из стрелкового оружия. 1 7 Тактическая подготовка. 1 8 Тактическая подготовка. 1 9 Тактическая подготовка.
Методы и способы ведения разведки. 1 10 Тактическая подготовка.
Методы и способы ведения разведки. 1 11 Военно-медицинская подготовка.
ПМП при ранениях и кровотечениях. 1 12 Военно-медицинская подготовка.
Наложение повязок. 1 13 Военно-медицинская подготовка. Наложение повязок. 1 14 Строевая подготовка.
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. 1 15 Военно-патриотическая подготовка.
Клубная встреча с работниками райвоенкомата. 1 16 Тактическая подготовка.
Методы и способы ведения разведки. 1 17 Огневая подготовка и оружейное дело.
Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям 1 18 Огневая подготовка и оружейное дело.
Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям 1 19 Тактическая подготовка.
Методы и способы ведения разведки. 1 20 Тактическая подготовка.
Методы и способы ведения разведки. 1 21 Тактическая подготовка.
Методы и способы ведения разведки. 1 22 Военно-медицинская подготовка. Способы оживления. 1 23 Военно-медицинская подготовка.
ПМП при утоплении, солнечном и тепловом ударе. 1 24 Строевая подготовка.
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. 1 25 Огневая подготовка.
Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из личного оружия» 1 26 Физическая подготовка. Ускоренное передвижение. 1 27 Военно-патриотическая подготовка.
Встреча с выпускниками, прошедшими срочную службу в рядах ВС РФ. 1 28 Физическая подготовка. Рукопашный бой 1 29 Тактическая подготовка. Действия подразделения в разведке. 1 30 Тактическая подготовка.
Действия подразделения в разведке. 1 31 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 32 Военно-медицинская подготовка.
Первая помощь при радиационных поражениях, отравляющими и ядовитыми веществами. 1 33 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 34 Физическая подготовка. Рукопашный бой 1 13.01 35 Огневая подготовка и оружейное дело.
Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из личного оружия» 1 36 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 37 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий
антитеррористических групп. 1 38 Военно-медицинская подготовка.
Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих. 1 39 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 40 Военно-патриотическая подготовка.
Оформление наглядной агитации по теме «Мы тоже можем в армии служить» 1 41 Огневая подготовка и оружейное дело.
Средства индивидуальной защиты. 1 42 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 43 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 44 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 45 Военно-медицинская подготовка.
Розыск раненых на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя. 1 46 Военно-патриотическая подготовка.
Подготовка и участие в Большом сборе военно-патриотических клубов» 1 47 Физическая подготовка. Ускоренное передвижение. 1 48 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. 1 49 Огневая подготовка и оружейное дело.
Средства индивидуальной защиты. 1 50 Военно-патриотическая подготовка.
Участие в районной научно-исследовательской конференции «Новое поколение в номинации «Духовно-нравственное наследие» 1 51 Тактическая подготовка.
Техника и тактика действий антитеррористических групп. 1 52 Тактическая подготовка. Боевые действия в городе. 1 53 Строевая подготовка.
Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием. 1 54 Строевая подготовка.
Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием. 1 02.04 55 Тактическая подготовка. Боевые действия в городе. 1 56 Огневая подготовка и оружейное дело.
Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. 1 57 Военно-патриотическая подготовка.
Совместная конференция со школьным отрядом волонтеров «Пульс» по теме «Я - гражданин России». 1 58 Тактическая подготовка. Боевые действия в городе. 1 59 Тактическая подготовка. Боевые действия в городе. 1 60 Огневая подготовка и оружейное дело.
Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружие 1 61 Физическая подготовка. Гимнастика 1 62 Физическая подготовка. Ускоренное передвижение. 1 63 Физическая подготовка. Ускоренное передвижение. 1 64 Военно-патриотическая подготовка.
Подготовка к проведению мероприятий, посвященных Дню Победы. 1 65 Тактическая подготовка. Боевые действия в городе. 1 66 Тактическая подготовка. Боевые действия в городе. 1 67 Огневая подготовка и оружейное дело.
Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружие 1 68 Военно-патриотическая подготовка.
Экскурсия в музей Боевой Славы в воинскую часть г.Шуя 1