Практическая работа по теме: Воспитательно-образовательный процесс в поликультурном пространстве ОУ. 
Практическая работа Модуль 5.
Воспитательно-образовательный процесс в  поликультурном пространстве ОУ.
Ф.И.О. слушателя                  Шереметова Оксана АлиевнаГруппа № 4                              Дата выполнения работы  24 июля 2014 года
Вопрос 1
Чем, по-вашему, понятие «диалог» как филологическая категория отличается от диалога в культурологическом смысле? Ваши выводы представьте в форме таблицы. 
Диалог как филологическая категорияДиалог как культурологическая категорияОтвет
Диалог в лингвистическом словаре определяется как
 1) разговор между двумя лицами; 
2) (перен.) переговоры, контакты между двумя странами, сторонами.
 Политический диалог (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).
Понятие «диалог» известно как филологическая и культурологическая категория.
Диалог как филологическая категорияДиалог как культурологическая категория Диалог - это логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций.
 Диалог - это общение в атмосфере терпимости между двумя или более людьми принадлежащих к различным культурам, национальностям, придерживающихся различных верований и политических взглядов направленное на поиск общего мнения и точек соприкосновения. - непрерывное общение направленное на преодоление межнациональных трений и конфликтов.
Вопрос 2
Попытайтесь самостоятельно дать определение понятиям «диалог культур», «межконфессиональный диалог»
      Ответ
Диалог культур - взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования.
Межконфессиональный диалог – это общение представителей разных религий не с целью навязать свои верования и свой тип мышления, но разговор в атмосфере терпимости, тепла, любви, взаимоуважения, открытости, свободы и искренности для того, чтобы познакомиться друг с другом, выслушать, понять и принять и научиться вместе жить, сотрудничать и взаимодействовать. 
Вопрос 3
Предложите и обоснуйте ваши педагогические действия на месте конкретного учителя по поводу случая с мультикультурным контекстом из реальной педагогической практики.
На уроке литературы в 5 классе идёт обсуждение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Школьники в конце урока единодушно осуждают Стрекозу за легкомыслие и хвалят Муравья за трудолюбие и предусмотрительность. Встаёт ученик родом из Азербайджана и говорит: «В этой басне плохо поступил Муравей. Ни один мусульманский мужчина никогда не выгнал бы женщину на мороз». «Ты неправильно понял эту басню», - заметила учительница.
(При составлении заданий использованы материалы Мишиной Ирины Анатольевны, ст. преподавателя кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПК и ППРО)
   Ответ
На месте данного учителя я не отвергала бы точку зрения ученика, а вступила бы с ним в диалог. Здесь необходимо знание истории, культуры своего и других этносов. 
На мой взгляд преподаватель показал недостаточное знание общепринятых норм и правил при взаимодействии с людьми разных национальностей и не учитывает национально-психологические  особенности представителей других национальностей.
Вопрос 4
Какая из перечисленных категорий не составляет базовую национальную ценность:
а) семья;
б) искусство и литература; 
в) природа;
г) конкурентоспособность; 
д) социальная солидарность;
е) традиционные российские религии. 
Ответ
Конкурентоспособность  не составляет базовую национальную ценность.
Вопрос 5
Приведите аргументы в пользу и в противовес использования следующих организационных форм воспитательной работы: 
- выставки по достижениям национальной культуры; 
- спортивные соревнования по национальным видам спорта (играм); 
- фольклорные концерты с исполнением национальных песен и танцев; 
- конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд.
 Ответ
Профессор кафедры психологии и социологии Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения Анатолий Сергеевич Кармин например, высказывается в пользу консервации  традиции, считая ее не жизнеспособной, ушедшей  безвозвратно в прошлое: «Пытаться оживить забытые обычаи давно минувших дней и «приметы старины глубокой» - значит призывать не к подъему, а к упадку культурного уровня страны. Этническая культура прошлого все больше переселяется в музеи. Ее надо знать и изучать, но жить в современной культуре».
  В противовес этому мнению профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, ведущий научный сотрудник Фольклорно-этнографического центра, президент Российского фольклорного союза, кандидат искусствоведения Анатолий Михайлович Мехнецов писал в своей статье «Программные цели и задачи в деле сохранения традиционной народной культуры»: «Данные современной науки свидетельствуют, что фольклорные традиции, традиции материальной и духовной жизни народа, удерживая на основе преемственности важнейшие начала и стороны его исторического опыта, развиваясь в течение многих веков, обладают естественным и безупречным механизмом адаптации в изменяющихся объективных условиях их бытования. Традиции народной культуры, согласуя в своих законах свойства консервативности и постоянного обновления, выстраиваются в исторически многослойную и, вместе с тем, целостную систему, в которой прошлый опыт, при необходимости, может быть востребован и воссоздан»
Попытки возродить древнеязыческие  праздники, обряды идолопоклонства духовно опасны и могут нанести непоправимый вред духовному и психическому здоровью, особенно если речь идет о приобщении к ним детей в образовательных учреждениях.  С опаской надо относиться  к традициям  более современной христианской эпохи, которые носят мистический характер и касаются гаданий, заговоров и.т.п. Надо помнить, что со многими языческими традициями Православная церковь не безосновательно боролась на протяжении многих веков. С большой ответственностью необходимо подходить к этому вопросу, возрождая культуросозидательные, социально-нравственные, духовные начала традиционной культуры и сохраняя в музеях, научных изданиях те обычаи и традиции, которые действительно, по словам профессора А.С. Кармина нужно «знать и изучать», но, не возвращать, тем самым отбрасывая развитие культуры и цивилизации далеко назад во тьму языческих веков.Обобщая сложившиеся взгляды на роль традиционной народной культуры в жизни современного общества, мы можем сделать вывод об актуальности её сохранения, распространения, освоения, а также поиска различных форм, средств и методов социально-культурной  и социально-педагогической деятельности для  осуществления поставленных задач и способов передачи традиционной народной культуры  подрастающему поколению.
Вопрос 6
Разработайте фрагмент воспитательного мероприятия, направленного на оптимизацию психологических и культурных условий пребывания детей в полиэтнической образовательной среде.
 
Ответ 
Фестиваль дружбы народов . Звучит фонограмма песни «Широка страна моя родная» 
на фоне мелодии: 
Вед.1: Добрый день! Сегодня у нас в школе ставший традиционным праздник – «Фестиваль дружбы народов».
 Ногайцы мы и русские, 
Татары и грузины.
 Мы чёрные и русые 
И смуглые и белые.
 Пусть мы такие разные – у нас одна семья! 
Дружба народов не просто слова.
 Дружба народов – счастливы дети! 
Колос на ниве и сила в расцвете.
 Дружба народов на все времена.
 (Песня «Большой хоровод») (1-й класс)
 Вед.1: И на горной вершине, 
И в зелёной долине 
У тебя есть и дом и друзья.
 Но везде и повсюду, 
Где живут наши люди, 
Нас родная встречает семья.
 Есть у нас украинцы, 
Дагестанцы, лезгины, 
Любят край наш калмык, белорус.
 Но отчизна – едина 
Это наша Россия
 Мать для всех нас великая Русь! 
Мы семьёю одною 
Все идём за Москвою
 Первым - братский наш, русский народ. 
Россия, Россия – края дорогие, 
Здесь русские люди живут, 
Они прославляют просторы родные, 
Раздольные песни поют. 
(Под музыку выходит делегация русского народа – нач класс.) 
ВЕД. 
На праздник наш мы пригласили гостей Разных народностей, разных кровей. 
Будут для нас они петь и плясать, 
Будут народность свою представлять.
От пляски задорной, да песни казачьей 
Становится всем веселей. 
А гости из вольной казачьей станицы 
Расскажут о жизни своей. 
Мы приветствуем гостей и предоставляем им сцену.
 Вед.2: 
Сколько нас, столь разных у России
 И татарских, и иных кровей, 
Имена носящих не простые, 
Но простых российских сыновей!
 Любим мы края свои родные 
И вовек – ни завтра, ни сейчас –153
 Отделить нельзя нас от России –
 Родина немыслима без нас.
 Встречайте. 5-е классы представляют великий белорусский народ. 
Вед.2: О, народы Кавказа, вы свободны, горды.
 Как звучат ваши песни, как танцуете вы.
 И народов свободней нигде не сыскать.
 Ногайский народ давайте встречать. 
(6-е классы представляют ногайский народ)
 Вед.1: Друзья из соседнего аула в гости тоже к нам пришли, 
О своей культуре нам поведают они.
Вед.1: Песни, танцы Украины
 Нам знакомы с малых лет. 
Потому что мы едины,
 И границ меж нами нет. 
Нам понятна и близка 
Украинская молва. ( выступление 7-х классов) 
Вед.2: Солнышко еще не село – а уж гости вновь пришли, 
Стихи, песни и сказки армяне с собой принесли. 
(выступление 8-х классов) 
Вед.1: Гости опять на пороге стоят, 
Будут цыган они представлять. (9-й класс) 
Вед.1: Ни детям, ни взрослым вражда не нужна.
 Пусть с нашей планеты исчезнет она. 
Пусть мирные звёзды над миром горят
 И дружба не знает границ и преград! 
( танец младшего танцевального коллектива д.д. «Надежда») Вед.1: Наш праздник подошел к концу. Благодарим всех за участие. Мы надеемся, что все мы в школе будем жить одной дружной семьей. (звучит песня «Кавказ»)
Вопрос 7
Перечислите возможные педагогические риски и способы их минимизации при организации учителями воспитательно-образовательного процесса в поликультурном пространстве. Ваши выводы оформите в виде таблицы.
Ответ
Педагогические рискиСпособы их минимизацииПлохая успеваемость обучающегося, в связи с плохим владением русским языком 
Дополнительные индивидуальные занятия по русскому языку, вовлечение в дополнительное образование (кружки, объединения) 
Конфликты между детьми на национальной основе 
Проведение воспитательных профилактических мероприятий, знакомящих детей с традициями и устоями разных народов, мероприятий, тренингов по бесконфликтному общению 
Группировки по национальному признаку 
Проведение массовых мероприятий для детей (фестивали, проекты, конкурсы, игры, викторины) с условием рассредоточения их по разным группам для участия в совместной творческой деятельности 
Не желание принимать участие в праздниках других народов 
Вовлечение обучающегося в демонстрацию показа своего  народного творчества в рамках мероприятия (танец, песня и т.п.)