Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы
Анализ работы
методического объединения учителей русского языка и литературы
за 2013/2014 учебный год.
Методическая работа – это сложный комплекс взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации, профессионального мастерства учителей, на развитие и повышение творческого потенциала педагога.
В связи с этим методическое объединение учителей русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году работало по теме «Повышение компетенции учителя – основа профессионального мастерства педагога», целью которой является развитие творческого потенциала педагогов и учащихся школы. Методическим объединением был определен следующий круг задач:
совершенствовать методический уровень учителей русского языка и литературы в овладении новыми педагогическими технологиями, моделированию мотивации достижения успеха;
соблюдать принцип преемственности в преподавании курса русского языка, обращая внимание на коммуникативную направленность обучения;
соблюдать принцип текстоориентированного обучения русскому языку для развития разнообразных речевых умений учащихся;
использовать в работе современные способы проверки знаний учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся;
вести работу по развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы;
продолжить работу с учащимися, имеющими повышенную мотивацию в обучении, направленную на участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа учителей русского языка и литературы велась по следующим основным направлениям деятельности:
индивидуально-методическая и инновационная деятельность учителей – обобщение опыта работы;
повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
самообразовательная работа учителей;
участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах, семинарах;
использование в работе исследовательских и проектных методов, цифровых образовательных ресурсов, ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы;
работа проблемной группы по теме «Подготовка учащихся к ЕГЭ и итоговой аттестации в новой форме по русскому языку».
Методическое объединение учителей русского языка и литературы состоит из семи человек:
Романова Ю.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, руководитель МО.
Кудинова Л. В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, почетный работник образования, заместитель директора по УВР.
Леликова Т.И., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, заслуженный учитель школ РФ, кавалер Ордена Дружбы народов, отличник просвещения, отличник народного просвещения.
Гвоздикова Л.П., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения.
Люева О.Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Овсюкова О.А., учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории.
Темы самообразовательной работы:
В течение 2013/2014 учебного года важным направление работы МО являлось постоянное совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную работу. Темы самообразования учителями русского языка и литературы были выбраны в соответствии с методической темой МО и поставленными задачами.
В результате повышения уровня самообразовательной работы двое учителей, Гвоздикова Л.П., Люева О.Н., были аттестованы на высшую квалификационную категорию. Их опыт работы по темам «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся при подготовке к ЕГЭ» (Гвоздикова Л.П.) и «Роль уроков литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся» (Люева О.Н.) обобщен на заседании методического объединения и представлен в методкабинете.
Овсюкова О.А. повторно подала заявление на подтверждение второй квалификационной категории.
Уроки с применением ЦОР и презентаций
Выросла активность учителей русского языка и литературы, их стремление к творчеству. Пять учителей МО в течении двух лет на базе ММЦ прошли курсы по повышению ИКТ- компетенции, что позволило более широко разнообразить формы и методы работы, внедрять инновационные технологии и ИКТ- технологии на уроках русского языка и литературы, сделать их более интересными, наглядными, творческими.
Так, например, учителями МО в этом учебном году были разработаны и применены уроки с использованием ИКТ-технологий по следующим темам:
«О речи правильной и выразительной» (урок русского языка в 5 классе) – учитель Романова Ю.В.
«Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» (урок литературы в 9 классе) – учитель Романова Ю.В.
«История создания повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (урок литературы в 7 классе) – учитель Романова Ю.В.
«Но несдающийся глагол за голом забивает гол» (обобщающий урок русского языка по теме «Глагол» в 6 классе) – учитель Гвоздикова Л.П.
«Всю душу выплещу в слова» Личность С. Есенина, ее отражение в стихотворении «Письмо матери». (урок литературы в 7 классе) – учитель Люева О.Н.
«М.Ю. Лермонтов и Кавказ» (урок литературы в 10 классе) – учитель Кудинова Л.В.
«Написание сочинения по прочитанному тексту» (подготовка к ЕГЭ, часть – С) – учитель Леликова Т.И.
Учебный проект «Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе» (для учащихся 5, 6, 10-11 классов) – учителя Гвоздикова Л.П., Романова Ю.В.
Участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах, предметных олимпиадах.
Традиционным стало для учителей МО повышение уровня своего профессионального мастерства, лично участвуя в конкурсах, районных семинарах. Так, учитель Овсюкова О.А., приняла участие в первом (школьном) этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» и заняла 3 место.
Гвоздикова Л.П. направила разработку интегрированного урока на тему «Солнце русской поэзии» (урок литературы + подготовка к ЕГЭ по русскому языку на основе произведений русской классической литературы) на Всероссийский праздник русского языка, посвященный А.С.Пушкину.
Для определения качества знаний показательными стали результаты участия учащихся в олимпиадах и конкурсах разного уровня по предмету.
Учащиеся приняли участие во Всероссийском (заочном) празднике русского языка, посвященном А.С.Пушкину. В номинации «Литературная. Творческая.» были представлены работы Васильевой Марии (11 «Б» класс) на тему «А.С.Пушкин: поэт и власть» (учитель Овсюкова О.А.); стихотворение Сажневой Любови (11 «А») «Мой Пушкин» (учитель Леликова Т.И.); эссе «Светлое имя Пушкина» Сердюковой Александры (11 «А») (учитель Леликова Т.И.).
На Всероссийском (заочном) детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси», посвященном светлой памяти преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны были представлены работы Цимлянского Даниила(7 «В» класс, учитель Люева О.Н.), Митина Олега (8 «В» класс, учитель Люева О.Н.), Сарандаевой Евгения (11 «Б» класс, учитель Овсюкова О.А.)
Учащиеся школы Данилова Виктория (9 «Б» класс, учитель Романова Ю.В.). Сажнева Любовь (11 «А», учитель Леликова Т.И.), Юдин Демьян (6 «Б», учитель Гвоздикова Л.П.) представили свои творческие работы (стихотворение, частушки) для участия в краевом конкурсе «Южный слон», которые были представлены на краевом празднике, проходившем в Краеведческом музее имени Праве.
Ученица 9 «В» класса Клименко Лидия (учитель Гвоздикова Л.П.) стала победителем районного конкурса ораторского мастерства, посвященного Дню матери.
Традиционным стало участие учеников нашей школы во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе
Итоги внутришкольной олимпиады
по русскому языку и литературе
в 9 – 11 классах в МОУ «СОШ № 6» 2013/2014 учебный год.
Класс
Ф. И. учащегося
Место
Ф.И.О. учителя
Русский язык
9 «А»
Подзолко Анастасия
I
Люева О.Н.
9 «Б»
Горячко Екатерина
II
Романова Ю.В.
9 «Б»
Червяков Дмитрий
III
Романова Ю.В.
10 «А»
Исай Наталья
I
Кудинова Л.В.
10 «А»
Селютина Вероника
II
Кудинова Л.В.
10 «Б»
Лавриненко Татьяна
III
Саркисян Л.Г.
11 «А»
Сердюкова Александра
I
Леликова Т.И.
11 «А»
Доброгорская Юлия
II
Леликова Т.И.
11 «А»
Карцева Маргарита
III
Леликова Т.И.
Литература
9 «А»
Подзолко Анастасия
I
Люева О.Н.
10 «А»
Васильева Ксения
I
Кудинова Л.В.
10 « »
Медведев Роман
II
11 «А»
Шевцова Екатерина
I
Леликова Т.И.
11 «А»
Уфимцева Евгения
II
Леликова Т.И.
Результаты районной олимпиады
по русскому языку и литературе
в МОУ «СОШ№ 6» г. Благодарного
за 2013/2014у. г.
Ф. И. учащегося
Класс
Место
Предмет
Учитель
Васильева Ксения
10 «А»
I место
литература
Кудинова Л.В.
Сердюкова Александра
11 «А»
II место
русский язык
Леликова Т.И.
Подзолко Анастасия
9 «А»
II место
русский язык
Люева О.Н.
Участие в районных семинарах
На высоком уровне учителями методического объединения русского языка и литературы был проведен районный семинар по теме «Внедрение новых методов и приемов ведения урока. Использование ИКТ-технологий в преподавании русского языка и литературы».
Романова Ю.В. выступила с докладом «Анализ эпизода на уроках литературы» на традиционных рождественских встречах учителей района.
Работа по подготовке к ЕГЭ в 11 классе и
итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе в новой форме.
В 2013/2014 учебном году МО учителей русского языка и литературы проводило подготовку к ЕГЭ по русскому языку и итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе по новой форме проводилось в соответствии с Планом работы методического объединения учителей русского языка и литературы по разным направлениям: работа с учителями; работа с учащимися; работа с родителями.
Работа с учителями:
На заседаниях МО учителями русского языка и литературы были изучены нормативные документы по подготовке и проведению итоговой аттестации и ЕГЭ.
Изучены Методические письма МО РФ по подготовке к ГИА и ЕГЭ с учетом результатов за предыдущий учебный год.
Изучены структуры КИМов ЕГЭ по предмету, проанализированы типичные ошибок учащихся при сдаче ЕГЭ в 2008г.
Проводились пробные экзамены по ЕГЭ для 11-х классов и экзамену в новой форме по русскому языку для 9-х классов. С учетом результатов пробных экзаменов учителями, работающими в 9-х, 11-х классах были составлены планы работы по устранению пробелов в знаниях учащихся.
Работа с учащимися:
все учащиеся выпускных классов были ознакомлены с нормативными документами по проведению ГИА и ЕГЭ.
Велась целенаправленная работа по обучению выпускников работе с образцами бланков ответов по ЕГЭ.
Систематически проводилась работа с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией.
Работа с родителями:
в течение года для родителей проводились родительские собрания, на которых учителя, работающие в выпускных классах, проводили индивидуальное консультирование и информирование по вопросам ЕГЭ.
В рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку учителями МО были проведены следующие мероприятия:
Леликова Т.И. провела мастер-класс для учителей русского языка и литературы по теме «Написание сочинения по прочитанному тексту» (подготовка к ЕГЭ, часть – С)
Кудинова Л.В. дала открытый урок в 10 классе по теме «Консультирование по вопросам ЕГЭ. Выполнение части С».
Гвоздикова Л.П. провела открытый урок по теме «Морфологические признаки самостоятельных частей речи».
На МО было проведено заседание круглого стола по теме «Формы и методы работы на уроках русского языка в 9-х, 11-х классах по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и новой форме итоговой аттестации по русскому языку в 9-х классах», на котором были заслушаны выступления учителей Леликовой Т.И., Гвоздиковой Л.П.
В течение года продолжалась работа проблемной группы «Подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку в 11 классе и итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе по новой форме» под руководством Гвоздиковой Лидии Петровны.
В состав проблемной группы вошли учителя, работающие в 9-х, 11-х классах. Работа проблемной группы осуществлялась по следующему плану
Дата
Заседания проблемной группы
Октябрь
Изучение нормативных документов Министерства образования. (Спецификация экзаменационной работы по русскому языку ЕГЭ).
Январь
Анализ результатов репетиционного экзамена по русскому языку в 9-х, 11-х
Март
Виды контроля знаний выпускников общеобразовательных учреждений в связи с подготовкой к ЕГЭ и итоговой аттестацией по русскому языку по новой форме в 9-х классах.
Май
Психологическая помощь учащихся перед экзаменами.
Межсекционная работа
Дата
Форма работы
В течение года
Сбор банка контрольно-измерительных материалов.
Ноябрь
Практическое занятие по теме «Анализ средств художественной выразительности»
В течение года
Взаимопосещение уроков.
Методическая оперативка
Обмен опытом работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11-х классах и итоговой аттестации по русскому языку по новой форме в 9-х классах.
Предметная неделя
В декабре 2013 года в соответствии с планом работы отдела образования учителями МО объединения была проведена НЕДЕЛЯ КРАЕВЕДЕНИЯ по разработанному плану. В результате проведения данного мероприятия
Методическая копилка пополнилась разработками уроков по следующим темам :
«Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэтов Ставрополья» (Саркисян Л.Г.)
«Тема Великой Отечественной войны в рассказах ставропольского писателя Карпа Григорьевича Черного» (Леликова Т.И.)
«М. Ю. Лермонтов и Кавказ» (сценарий литературной гостиной с использованием презентации Microsoft Office PowerPoint) (Кудинова Л.В.)
Сценарий литературной композиции с использованием презентации Microsoft Office PowerPoint «Русской песни запевала и ее мастеровой» ( о жизни и творчестве И. В. Кашпурова) (Кудинова Л.В., Овсюкова О.А., Саркисян Л. Г.)
Сценарий литературной гостиной «И звезда с звездою говорит» (Люева О.Н., Романова Ю.В., Гвоздикова Л.П.).
Учащимися 9 – 11 классов был подготовлен богатый презентационный материал по истории нашего города и края.
Итоговые
результаты обученности и качества знаний
Русский язык
Ф. И. О. учителя
2012 – 2013
учебный год
2013 – 2014
учебный год
Сравни
тельный результат
Обученность %
Качество
%
Обученность %
Качество
%
Гвоздикова Л.П.
100 %
53
100 %
35
- 18%
Кудинова Л.В.
100 %
67
100 %
76
+ 9%
Леликова Т.И.
100 %
49
100 %
85
+ 36%
Люева О.Н.
100 %
58
100 %
55
- 3%
Овсюкова О.А.
100 %
48
100 %
48
Стаб.
Романова Ю.В.
100 %
39
100 %
34
- 5%
Саркисян Л.Г.
100 %
46
100 %
33
- 13 %
Итого
100 %
51
100 %
52
+ 1%
Выводы:
1. У всех учителей русского языка и литературы 100% обученность по предмету.
2. Стабильного качества знаний добилась Овсюкова О.А.. Наблюдается значительное увеличение качества знаний у Леликовой Т.И. (36%), что подтверждается и высокими результатами на ЕГЭ в классе, в котором работала Леликова Т.И.. Увеличилось качество знаний у Кудиновой Л.В. (9%)
3. У учителей Люевой О.Н. и Романовой Ю.В. наблюдается снижение качества знаний, на 3% и 5% соответственно.
4. Значительное понижение качества знаний у Гвоздиковой Л.П. (18%) и Саркисян Л.Г.(13%), это объясняется тем, что учителя приняли слабо подготовленные классы.
Классы
2012 – 2013
учебный год
2013 – 2014
учебный год
Сравни
тельный результат
Обучен
ность %
Качество
%
Обучен
ность %
Качество
%
5
100 %
50
100 %
38
- 12 %
6
100 %
39
100 %
38
- 1 %
7
100 %
67
100 %
56
- 11 %
8
100 %
43
100 %
41
- 2 %
9
100 %
40
100 %
35
- 5 %
10
100 %
43
100 %
42
- 1 %
11
100 %
55
100 %
57
+ 2 %
Итого
100 %
48
100 %
38
- 10 %
Выводы:
Сравнительный анализ результатов успеваемости по русскому языку за 2007 – 2008 и 2008 – 2009 учебные годы говорит о 100% обученности во всех классах, однако наблюдается снижение качества знаний по предмету в целом на 10 %.
Значительно снизилось качество знаний в 5-х (на 12 %), что связано с адаптацией учащихся на второй ступени обучения, и 7-х классах ( на 11 %).
В 11-х классах отмечается повышение качества знаний на 2 %.
Ф. И. О. учителя
2012 – 2013
учебный год
2013 – 2014
учебный год
Сравни
тельный результат
Обученность %
Качество
%
Обученность %
Качество
%
Гвоздикова Л.П.
100 %
65
100 %
52
- 13 %
Кудинова Л.В.
100 %
80
100 %
76
- 4 %
Леликова Т.И.
100 %
58
100 %
85
+ 27 %
Люева О.Н.
100 %
75
100 %
71
- 4 %
Овсюкова О.А.
100 %
55
100 %
53
- 2 %
Романова Ю.В.
100 %
42
100 %
45
+ 3 %
Саркисян Л.Г.
100 %
55
100 %
38
- 17 %
Итого
100 %
61
100 %
60
- 1 %
Выводы:
1. Все учителя русского языка и литературы добились 100% обученности по предмету.
2. Повышения качества знаний по предмету по сравнению с предыдущим годом добилась Романова Ю.В. (на 3%). Значительное повышение качества знаний наблюдается у Леликовой Т.И. (на 27%). Это объясняется тем, что она отдала 8 «А» класс со слабой подготовкой и работала только в 11 «А» классе. Высокие результаты обученности и качества знаний в этом классе нашли свое подтверждение и на экзамене.
3. У учителей Кудиновой Л.В., Люевой О.Н., Овсюковой О.А. отмечается незначительное понижение качества знаний ( в среднем на 4%). Существенно понизилось качество знаний у Гвоздиковой Л. П. (на 13%) и Саркисян Л.Г. ( на 17%). Эти учителя приняли классы со слабой подготовкой.
Классы
2012 – 2013
учебный год
2013 – 2014
учебный год
Сравни
тельный результат
Обучен
ность %
Качество
%
Обучен
ность %
Качество
%
5
100 %
75
100 %
59
- 16 %
6
100 %
53
100 %
56
+ 3 %
7
100 %
72
100 %
67
- 5 %
8
100 %
65
100 %
50
- 15 %
9
100 %
52
100 %
50
- 2 %
10
100 %
51
100 %
54
+ 3 %
11
100 %
67
100 %
61
- 6 %
Итого
100 %
62
100 %
58
- 4 %
Выводы:
Анализ успеваемости по литературе говорит о 100% обученности учащихся, тем не менее, в среднем наблюдается понижение качества знаний по предмету
(на 4 %).
Наибольшее снижение качества знаний отмечается в 5-х классах ( на 16 %), что объясняется адаптацией детей на второй ступени обучения. В 8-х классах успеваемость снизилась на 15 %.
В 6-х и 10-х классах качество знаний повысилось на 3 %.
Результаты мониторинга анализировались учителями на заседаниях МО, намечались пути развития и устранения недостатков (уплотнение программы, корректировка тематического планирования, обмен опытом).
15