Анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы


АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА ЗА 2014 – 2015 уч.г.
Главная методическая проблема, над которой работали в течение 2014 – 2015 уч.г., - повышение качества образования и воспитания учащихся.
Цель МО учителей гуманитарного цикла на 2014 – 2015 уч.г. состояла в совершенствовании уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области преподаваемого предмета и методики его преподавания в условиях модернизации образования.
В соответствии с целями работы были определены задачи:
повышение квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических кадров МО учителей гуманитарного цикла;
организация информационного обеспечения педагогов, изучение и использование современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания;
организация информационной деятельности педагогов ( освоение новых УМК, внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс) в рамках предметов гуманитарного цикла;
выявление, обобщение и распространение передового положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
подготовка и методическое обеспечение проведения итогового сочинения по литературе, ЕГЭ и ОГЭ в 2014 – 2015 учебном году;
осуществление контроля за реализацией учебных планов, программ и руководства творческой работой.
Определяющими стали следующие направления деятельности МО:
изучение состояния преподавания, качества знаний учащихся, уровня их развития, эффективности методической работы;
основные мероприятия по повышению квалификации педагогов;
работа по развитию педагогического творчества учителей.
Также работа учителей гуманитарного цикла в этом учебном году была направлена
на воспитание всесторонне развитой, социально адаптированной личности;
на формирование коммуникативной компетенции учащихся;
на внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программных систем информационного обеспечения занятий;
на подготовку учащихся к итоговому сочинению по литературе, ЕГЭ и ОГЭ (в этой связи органично включались тестовые формы контроля в учебный процесс, шире использовалась работа с разными видами текста);
на воспитание познавательного интереса учащихся к гуманитарным дисциплинам через освоение информационных технологий, вовлечение в исследовательскую деятельность, во внеклассную работу по предметам с учетом возрастных особенностей школьников.
В 2014 – 2015 уч.г. в школе работало 4 учителя русского языка и литературы. В ШМО входит 2 учителя высшей категории и 2 учителя I категории.
№ Фамилия, имя, отчество Стаж работы Категория
1. Вихлянцева С.К. 35 I
2. Паклачиди С.И. 21 Высшая
3. Рзянина Н.А. 17 I
4. Харченко Г.В. 34 Высшая
В этом учебном году Паклачиди С.И. в ходе аттестации подтвердила высшую категорию.
В ходе работы учителей гуманитарного цикла поставленные цели и задачи были достигнуты.
В течение 2014 – 2015 уч.г. было проведено 6 заседаний методического объединения, на которых рассматривались следующие вопросы: анализ работы ШМО за прошлый учебный год, утверждение плана работы на текущий учебный год, вопросы повышения квалификации, участие в конкурсах методического мастерства, подготовка к сдаче итогового сочинения по литературе, ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, о внедрении новых ФГОС и др. В наличии все протоколы проведенных заседаний ШМО.
В начале учебного года был скорректирован и утвержден план работы МО гуманитарного цикла. Были утверждены программы по предметам цикла. Изучены нормативно – правовые документы, в том числе программы и государственные стандарты образования, необходимые для корректировки плана работы МО, составления поурочного планирования. Все календарно – тематические планирования соответствуют государственным стандартам образования. Нарушений в методическом обеспечении не выявлено, оно соответствует рекомендациям Министерства образования.
В 2014 – 2015 уч.г. предметники на уроках русского языка работают по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, Т.А. Баранова, С.Г. Бархударова.
Курс литературы строится на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной.
По итогам года программный материал по всем предметам цикла выполнен в полном объеме.
В методическом объединении каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений, семинарах, педсоветах и т.п.
№ ФИО учителя тема
самообразованияформа
отчета1. ВихлянцеваСветлана
Константиновна Психология орфографии. открытый урок;
творческий отчет на
заседании МО
2. Рзянина
Наталья
Александровна Преподавание русского языка в поликультурной среде общеобразовательной сельской школы открытый урок;
творческий отчет на
заседании МО
3. Харченко
Галина
Васильевна Региональный компонент в изучении русского языка и литературы открытый урок;
творческий отчет на
заседании МО
4. Паклачиди
Светлана
Ивановна Развитие устной и письменной речи учащихся. открытый урок;
творческий отчет на
заседании МО
5. Красильникова
Светлана
Викторовна Развитие нравственной гармонической личности средствами английского языка. открытый урок;
творческий отчет на
заседании МО
6. Шевчук
Тамара
Александровна Формирование страноведческой компетенции на уроках английского языка и во внеурочное время открытый урок;
творческий отчет на
заседании МО
7. Банникова
Юлия
Владимировна межвузовская научная конференция
открытый урок;
творческий отчет на
заседании МО
Так, 05.11.2014 г. состоялось выступление Паклачиди С.И. на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы с обобщением опыта работы по теме «Развитие устной и письменной речи учащихся».
В течение всего учебного года велась планомерная работа по подготовке к итоговой аттестации. В начале года был составлен план – график подготовки, который включал в себя следующие направления:
работа с нормативными документами;
работа с учащимися;
работа с родителями;
контроль, диагностика.
Отчеты о работе по подготовке к сдаче ГИА по русскому языку прилагаются.
26 ноября 2014 на базе МКОУ СОШ № 18 п. Загорский был проведен семинар заместителей директоров по воспитательной работе. В рамках этого семинара учитель Паклачиди С.И. представила отчетное мероприятие школьного театрального кружка. Рзянина Н.А. дала открытый урок литературы в 5 классе на тему «Начало творческого пути Н.А. Некрасова. «На Волге». Все данные мероприятия были высоко оценены присутствующими гостями.
3 декабря 2014 года был проведен допускной экзамен по литературе – итоговое сочинение. Все выпускники 11 класса успешно сдали экзамен, получив «зачет» по всем критериям оценки сочинений (кроме Беккуватовой К., которая получила «незачет» по критерию № 3, что не помешало и ей получить «зачет» по данному виду работы).
С 26 января 2015 в нашей школе проводилась неделя русского языка и литературы. В рамках этой недели были проведены следующие мероприятия:
Конкурс на самую лучшую рабочую тетрадь по русскому языку среди учащихся 5 – 7 классов.
Конкурс иллюстраций к литературным произведениям.
Конкурсный диктант «Самый грамотный».
Конкурс чтецов «А память нам покоя не дает…»
Конкурс чтецов «Живая классика».
Конкурс инсценировок произведений русской литературы.
Конкурс блюд русской национальной кухни.
Неделя получилась очень насыщенной. Приняли участие в неделе все классные коллективы школы. Отличившиеся ученики и учителя были награждены грамотами и сладкими призами за активное участие.
Особое внимание уделялось в течение этого учебного года участию в различных олимпиадах, конкурсах.
В ноябре 2014 г. Была проведена школьная олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 11 классов. Ученики 9 – 11 классов, победившие в школьном этапе олимпиад, приняли участие во IIэтапе на муниципальном уровне. К сожалению, призовых мест в олимпиадах наши ученики не заняли.
14 ноября 2014 г. была проведена традиционная олимпиада «Русский медвежонок» (организатор Рзянина Н.А.), в которой приняли участие 108 человек. Положительным является тот факт, что с каждым годом участников олимпиады становится все больше.

Результаты:
Бервинова Полина (2 класс) – 2 место в районе.
Стенякина Дарья (2 класс) – 4 место в районе.
Филилеева Екатерина (3 класс) – 1 место в районе.
Запрягайло Ксения (3 класс) – 2 место в районе.
Падалко Юлия (8 класс Б) – 3 место в районе.
130 учащихся приняли участие в Общероссийской предметной олимпиаде Школьные дни Осенняя сессия 2014, учрежденной Институтом Развития Школьного Образования (Калининград). Организатор – Паклачиди С.И.
Среди учащихся 9 – 11 классов был проведен конкурс – исследование орфографической грамотности «Грамотей – марафон 2014» (организатор Рзянина Н.А.). В нем приняли участие 45 учеников нашей школы. В рамках этого же проекта в апреле месяце был проведен конкурс «Грамотей – спринт», выявляющий уровень орфографической грамотности в конце учебного года. В нем приняли участие 80 человек.