Рабочая программа по технологии 1-4 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
1) приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
2) приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
3)формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи учебного предмета:
1) духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоцио- нальноценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
2) формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
3) формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
4) развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
5) формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
При реализации рабочей программы предусматривается применение следующих технологий обучения:
- личностно-ориентированные технологии
- проблемное обучение
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
- игровые технологии
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Программа предусматривает проведение следующих форм организации учебных занятий: 
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. 
3. Урок обобщения и систематизации знаний.        
4. Урок контроля.
5. Комбинированный урок. 
6.Урок самостоятельной работы.
7.Урок практической работы.
8.Вводный урок.
Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре.
Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

· знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

· овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

· знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

· знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;

· учатся экономно расходовать материалы;

· осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

· учатся преимущественно конструкторской деятельности;

· знакомятся с природой и использованием её богатств человеком;
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии – 1 часа в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс-33 недели, 2 класс-34 недели, 3 класс-34 недели, 4 класс-34 недели).
Ценностные ориентиры учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
– формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
– формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
– развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
– развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
– формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
– развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
– ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно- преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно- -познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Планируемые результаты и содержание учебного предмета на уровне начального общего образования
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность  и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно­историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно­эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.


Тематическое планирование

п\п
Разделы,
темы
Количество часов



Рабочая программа
Рабочая программа по классам




1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

1.
Давайте познакомимся
3
3
-
-
-

2.
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.
1
-
1
-
-

3.
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу.
1
-
-
1
-

4.
Как работать с учебником
1
-
-
-
1

5.
Человек и земля
86
22
23
21
21

6.
Человек и вода
13
3
3
4
3

7.
Человек и воздух
12
2
3
3
3

8.
Человек и информация
17
3
3
4
6

9.
Заключительный урок.
1
-
1
-
-


Итого
135
33
34
34
34


1 класс
Раздел учебного курса,
кол-во часов
основные виды
учебной деятельности




Тема 1. Давайте познакомимся 3 ч.


1.Знакомство с предметом.
Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.
Осуществлять поиск информации.
Анализировать, отбирать, обобщать информацию и переводить её в знаково-символическую систему

2.Я и мои друзья.

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.
Осуществлять поиск информации.
Анализировать, отбирать, обобщать информацию и переводить её в знаково-символическую систему

3.Организация рабочего места.
Материалы и инструменты
Находить и различать инструменты и материалы. Устанавливать связи между видом работы и материалами.
Организовывать свою деятельность: подготовка рабочего места, правильное и рациональное размещение инструментов.
Называть освоенные виды техники, соотносить их с освоенными умениями.
Прогнозировать результат своей деятельности.

Тема 2. Человек и земля 22ч.



4.Природный материал.
Практическая работа.
Изделие: "Аппликация из листьев".
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы_ их виды и свойства. Осваивать правила сбора и хранения. Соотносить материалы по форме и цвету с реальными объектами.
Выполнять работу с опорой на слайдовый план. Контролировать этапы совей работы.

5.Пластилин.
Практическая работа.
Изделие:"Ромашковая поляна".
Исследовать свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы. Корректировать изготовленное изделие. Оценивать выполняемое изделие на основе рубрики « Вопросы юного технолога»
Планировать и осуществлять работу на основе слайдов в учебнике

6.Пластилин.
Практическая работа.
Изделие:"Мудрая сова"
Исследовать свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы. Корректировать изготовленное изделие. Оценивать выполняемое изделие на основе рубрики « Вопросы юного технолога»
Планировать и осуществлять работу на основе слайдов в учебнике

7.Растения.
Практическая работа."Получение и сушка семян"
Исследовать части растений. Осваивать Способы получения семян. Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и из сушке. Планировать и осуществлять работу на основе слайдов в учебнике. Контролировать этапы совей работы.

8.Растения.
Проект "Осенний урожай."Практическая работа. Изделие "Овощи из пластилина"
Познакомятся с терминами проект, композиция,с частями растений, с первоначальными умениями проектной деятельности.
Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Осуществлять поиск нужной информации,
Понимать значение знаков символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.
Уметь слушать друг друга, понимать позицию партнера.

9.Бумага.
Практическая работа. Изделие "Волшебные фигуры"
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги, определять виды бумаги. Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры, планировать и осуществлять работу на основе слайдов. Корректировать работу в соответствии с шаблоном.

10.Бумага.
Практическая работа. Изделие "Закладка из бумаги"
Организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шаблоном, усвоить безопасные приемы работы с ножницами, закрепить навыки разрезания бумаги ножницами.
Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Проявлять положительное отношение к предмету, предметно-практической деятельности, соблюдать гигиену учебного труда и организовывать рабочее место.
Знать: виды бумаги и картона.
Уметь: рационально организовывать рабочее место.

11.Изготовление изделия из различных материалов. Насекомые. Практическая работа. Изделие "Пчелы и соты"
Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при изготовлении изделия. Оценивать качество изготовленного продукта.
Соблюдать правила техники безопасности (ТБ.) с ножницами, клеем.

12.Дикие животные. Проект "Дикие животные".Практическая работа. Изделие: "Коллаж"
Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: составлять план, обсуждать план, проводить оценку и самооценку, собирать информацию.
Соблюдать правила техники безопасности (ТБ.) с ножницами, клеем.

13.Новый год.
Проект "Новый год"
Практическая работа. Изделия "Украшения на елку", "Украшения на окно"
Использовать умение работать над проектом: планировать деятельность, оценивать свою работу, распределять функции, выбирать необходимые инструменты.

14.Домашние животные.
Практическая работа. Изделие: "Котёнок"(работа с пластилином"
Использовать приемы работы с пластилином. Анализировать форму и цвет реальных объектов. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов. Определять по слайдовому плану последовательность изготовления, оценивать усвоения нового навыка.

15.Такие разные дома.
Практическая работа. Изделие: "Домик из веток"(работа с гофрированным картоном и природными материалами)
Исследовать, наблюдать и сравнивать различные виды домов. Составлять план по рассказу о строительстве домов. Проводить эксперимент по сгибанию картона. Создавать макет дома, моделировать его форму и обосновывать предназначение.
Соблюдать правила техники безопасности (ТБ.) с ножницами, клеем.

16.Посуда.
Проект "Чайный сервиз". Практическая работа. Изделие: "Чашка", "Чайник", "Сахарница"
Составлять и обсуждать план изготовления изделия, определение функций и ролей участников проекта. Осваивать правила поведения за столом. Использовать правила работы с пластилином.

17.Свет в доме.
Практическая работа. Изделие: "Торшер"
Исследовать, сравнивать различные виды осветительных приборов. По иллюстрации в учебнике составлять рассказ о старинных светильниках. Планировать и осуществлять работу по слайдам о изготовлению макета светильника.
Соблюдать правила техники безопасности (ТБ.) с ножницами, клеем.

18.Мебель. Практическая работа. Изделие: "Стул"
Использовать способы работы с бумагой и картоном, анализировать и выбирать необходимые материалы. Оформлять изделие по собственному эскизу.
Последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Соблюдать правила техники безопасности (ТБ.) с ножницами, клеем.

19.Одежда, ткань, нитки. Практическая работа. Изделие: "Кукла из ниток"
Определять под руководством учителя вид тканей. Осуществлять подбор тканей. Осмысливать способы изготовления одежды и её назначение. Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.
Соблюдать правила техники безопасности (ТБ.) с ножницами.

20-21.Учимся шить. Практическая работа. Изделие: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой».

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.
Выполнять простейшие швы.
Знать: виды текстильных материалов; правила безопасной работы с иглой.
Уметь: работать с иглой,
ниткой и наперстком
Оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия в действии.

22-23.Учимся шить. Практическая работа. Изделие: «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой».

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.
Выполнять простейшие швы.
Знать: виды текстильных материалов; правила безопасной работы с иглой.
Уметь: работать с иглой,
ниткой и наперстком
Оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия в действии.

24.Учимся шить. Практическая работа. Изделие: «Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями», «Медвежонок».
Осваивать правила безопасной работы с иглой. Сравнивать различные виды пуговиц. Организовывать рабочее место. Планировать и осуществлять работу по слайдам, сопоставлять различные виды планов одноклассников.
Соблюдать правила техники безопасности (ТБ.) с ножницами, с иглой.

25.Передвижение по земле. Практическая работа. Изделие: "Тачка"(работа с конструктором)
Осваивать способы работы с конструктором. Выбирать способы сборки. Моделировать и собирать изделие, проектировать конструкцию простого бытового приспособления.
Оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия в действии.

Тема 3. Человек и вода 3 ч.


26.Вода в жизни человека и растений. Практическая работа. "Проращивание семян"
Исследовать значение воды в жизни человека. Сравнивать информацию из различных источников. Наблюдать и фиксировать результаты эксперимента на семенах.
Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать вывод.
Уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, не перебивать товарища.
Проявлять интерес к окружающему миру
Понимать, что воду необходимо беречь.

27.Питьевая вода. Практическая работа. Изделие: "Колодец"(работа с бумагой и природными материалами)
Анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы.
Знать представление о воде, ее значении в жизни людей и необходимости ее экономии.
Уметь обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения.
Проявлять интерес к изучению окружающего мира

28.Передвижение по воде. Проект "Речной флот".
Практическая работа. Изделие: "Кораблик из бумаги", "Плот".
Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Осуществлять поиск информации в учебнике, формулирование ответов на вопросы учителя.
Уметь высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
Проявлять интерес к изучению окружающего мира, положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности


Тема 4. Человек и воздух 2ч.


29.Использование ветра. Практическая работа. Изделие: "Вертушка".
Анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы.
Соблюдать последовательности технологических операций (в соответствии с составленным планом работы).
Уметь воспринимать речь учителя, строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог.
Проявлять интерес к изучению окружающего мира.


30.Полеты птиц. Практическая работа. Изделие: "Попугай"
Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального изделия.
Осуществлять поиск информации, самостоятельное предположение, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Уметь задавать вопросы на понимание
и уточнение, допускать существование различных точек зрения.
Понимать, что охрана природы – это дело каждого человека, соблюдать основные моральные нормы поведения


Тема 5. Человек и информация 3ч.


31.Способы общения.
Важные телефонные номера. Практическая работа.:"Важные телефонные номера"
Уметь ориентироваться в информационном пространстве, высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
Проявлять интерес к информационной и коммуникационной деятельности.
Делать простые выводы и обосновывать их. Анализировать образец и определять недостающие элементы.

32-33. Компьютер. Практическая работа. Освоение правил пользования компьютером.
Осуществлять поиск информации о компьютере. Осваивать правила его использования: называть и показывать части компьютера. Находить информацию в Интернете с помощью взрослого.



3 класс
Раздел учебного курса,
кол-во часов
основные виды
учебной деятельности

Тема 1.Знакомство с учебником 1ч


1.Как работать с учебником. Путешествуем по городу
-отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах
-планировать изготовление изделия
-осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод».
-создавать и использовать карту маршрута путешествия
-прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий

Тема 2. Человек и земля 21ч.


2.Архитектура. Изделие «Дом»
-находить и отбирать информацию, объяснять понятия
-овладевать основами черчения и масштабирования, выполнять разметку при помощи шаблона
-сравнивать эскиз и технический рисунок
-анализировать линии чертежа, конструкции изделия
-соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями
-находить отдельные элементы архитектуры
-организовывать рабочее место
-осваивать правила безопасной работы

3.Городские постройки. Изделие «Телебашня»
-сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями
-осваивать способы работы с новыми инструментами
-наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту
-организовывать рабочее место
-выполнять технический рисунок
-применять правила безопасной работы

4.Парк. Изделие «Городской парк»
-составлять рассказ о значении природы для города
-анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства
-составлять самостоятельно эскиз композиции
-планировать изготовление изделия, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты, определять приемы и способы работы с ними
-применять знания о свойствах природных материалов, выполнять объемную аппликацию на пластилиновой основе

5-6.Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»
-применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта
-определять этапы проектной деятельности
-заполнять технологическую карту и контролировать последовательность выполнения работы
-распределять роли и обязанности для выполнения проекта
-проводить оценку этапов работы
-создавать объемный макет из бумаги
-применять приемы работы с бумагой
-размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея
-составлять и оформлять композицию
-составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы
-самостоятельно проводить презентацию групповой работы

7.Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой»
-различать разные виды одежды по их назначению
-составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды
-соотносить вид одежды с видом ткани
-сравнивать свойства пряжи и ткани
-определять виды волокон и тканей
-осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков
-различать виды аппликации, исследовать особенности орнамента в национальном костюме
-определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации
-организовывать рабочее место
-применять правила безопасной работы с иглой
-осваивать алгоритм выполнения аппликации
-оценивать качество выполнения работы
-осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды

8.Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия «Украшение фартука». Практическая работа «Коллекция тканей»
-соотносить вид одежды с видом ткани
-сравнивать свойства пряжи и ткани
-определять виды волокон и тканей
-осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков
-различать виды аппликации, исследовать особенности орнамента в национальном костюме
-определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации
-организовывать рабочее место
-применять правила безопасной работы с иглой
-осваивать алгоритм выполнения аппликации
-оценивать качество выполнения работы
-осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды

9.Изготовление тканей. Изделие «Гобелен»
-находить и отбирать информацию о процессе производства тканей, используя разные источники
-анализировать и различать виды тканей и волокон
-сравнивать свойства материалов
-осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу
-выполнять работу по плану
-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием
-осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами
-создавать эскиз, схему узора, подбирать цвета для композиции, выполнять плетение
-оценивать качество изготовления изделия

10.Вязание. Изделие «Воздушные петли»
-находить и отбирать информацию о вязании
-осваивать технику вязания воздушных петель крючком
-использовать правила работы крючком
-систематизировать сведения о видах ниток
-подбирать размер крючков
-осваивать технику вязания цепочки из «воздушных петель»
-создавать композицию на основе воздушных петель
-анализировать, сравнивать и выбирать материалы
-составлять план работы, заполнять технологическую карту и соотносить ее с планом работы

11.Одежда для карнавала. Изделия «Кавалер», «Дама»
-составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, выделять главное и представлять информацию в классе
-осваивать способ приготовления крахмала
-исследовать свойства крахмала, обрабатывать при помощи его материал
-работать с планом, выделять и определять общие этапы и способы изготовления изделия
-использовать умение работать с шаблоном, осваивать и применять на практике умение работать с выкройкой и выполнять разные виды стежков
-соблюдать правила работы с ножницами и иглой
-выполнять украшение изделий по собственному замыслу

12.Бисероплетение. Изделия «Браслетик», «Цветочки», «Подковки». Практическая работа «Ателье мод»
-находить и отбирать информацию о бисере
-составлять рассказ
-сравнивать и различать виды бисера
-знать свойства и особенности лески
-осваивать способы и приемы работы с бисером
-подбирать необходимые материалы
-выбирать план, контролировать и корректировать выполнение работы
-оценивать качество выполнения работы

13.Кафе. Изделие «Весы». Практическая работа «Кухонные принадлежности»
-объяснять значение слов «меню», «порция»
-составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара. Официанта
-определять массу продуктов
-анализировать текстовый план изготовления изделий
-выполнять раскрой изделий
-объяснять роль весов, таблицы мер веса продуктов в процессе приготовления пищи

14.Фруктовый завтрак. Изделия «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке». Практическая работа «Стоимость завтрака»
-объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты»
-выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи
-анализировать рецепт. Определять ингредиенты
-рассчитывать стоимость готового продукта
-сравнивать способы приготовления блюд
-готовить простейшие блюда
-соблюдать меры безопасности
-соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи
-участвовать в совместной деятельности

15.Сервировка стола. Изделие «Колпачок-цыпленок»
-осваивать правила сервировки стола к завтраку
-анализировать план работы
-выполнять разметку деталей
-изготавливать выкройку
-выполнять раскрой деталей
-оформлять изделие по собственному замыслу
-организовывать рабочее место

16.Бутерброды. Изделие «Бутерброды», «Радуга на шпажке»
- осваивать способы приготовления холодных закусок
- анализировать рецепты закусок
- выделять их ингредиенты
- определять последовательность приготовления закусок
- сравнивать изделия
- готовить закуски в группе
- выделять из плана работы свои действия
- соблюдать правила приготовления пищи
- сервировать стол закусками
- презентовать изделие

17.Сервировка стола. Изделия «Салфетница». Практическая работа «Способы складывания салфеток»
- использовать в работе знания о симметричных фигурах
- анализировать план изготовления изделия
- выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой
- самостоятельно оформлять изделие
- осваивать правила сервировки стола


18.Магазин подарков. Изделия «Слоеное тесто», «Брелок для ключей»
- составлять рассказ о видах магазинов
- находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать ее и делать выводы
- обосновывать выбор товара
- использовать приемы приготовления слоеного теста, осваивать способы придания ему цвета
- самостоятельно организовывать рабочее место
- выполнять разметку деталей по шаблону
- применять правила работы с шилом
- использовать правила этикета при вручении подарка

19.Соломка. Изделие «Золотистая соломка»
- осваивать способы подготовки и прием работы с новым природным материалом
- наблюдать и исследовать его свойства
- составлять композицию, подбирать материал по цвету, размеру
- анализировать план работы
- корректировать и контролировать работу
- выполнять раскрой деталей по шаблону
- использовать правила этике при вручении подарка

20.Упаковка подарков. Изделие «Подарочная упаковка»
- осваивать правила упаковки и художественного оформления подарка
- соотносить выбор оформления с возрастом и полом того, кому он предназначен
- использовать различные материалы, применять приемы и способы работы с бумагой
- осваивать прием соединения деталей при помощи скотча
- анализировать план работы
- оформлять изделие, объяснять свой замысел

21.Автомастерская. Изделие «Фургон Мороженое»
- находить информацию об автомобилях, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию
- анализировать внутренне устройство автомобиля
- конструировать геометрические тела для изготовления изделия
- анализировать конструкцию изделия
- создавать объемную модель реального предмета
- оформлять изделие
- применять приемы работы с бумагой, выполнять разметку, использовать правила работы шилом при изготовлении изделия

22.Грузовик. Изделия «Грузовик», «Автомобиль». Практическая работа «Человек и земля»
- составлять план сборки
- составлять технологическую карту, определять инструменты
- осваивать новые способы соединения деталей
- сравнивать алгоритмы сборки различных видов автомобилей из конструктора
- презентовать готовое изделие

Тема 3.Человек и вода 4 ч.


23.Мосты. Изделие «Мост»
- находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов
- составлять рассказ, создавать модель
- анализировать и выделять основные моменты
- заполнять технологическую карту
- выполнять чертеж деталей и разметки
- осваивать и использовать новые виды соединений деталей
- анализировать работу, оценивать качества ее выполнения

24.Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Изделия «Яхта», «Баржа»
- осуществлять поиск информации о водном транспорте
- выбирать модель для проекта, обосновывать свой выбор, оценивать свои возможности
- организовывать свою деятельность в проекте
- осуществлять самоконтроль и самооценку работы
- корректировать свои действия

25.Океанариум. Проект «Океанариум». Изделие «Осьминоги и рыбки». Практическая работа «Мягкая игрушка»
- составлять рассказ об океанариуме и его обитателях
- различать виды мягких игрушек
- осваивать технологию создания мягкой игрушки
- соотносить последовательность изготовления с планом
- заполнять технологическую карту
- подбирать материалы, находить применения старым вещам
- соблюдать правила работы иглой
- оформлять композицию из осьминогов и рыбок

26.Фонтаны. Изделие «Фонтан». Практическая работа «Человек и вода»
- составлять рассказ о фонтанах, их видах
- изготавливать объемную модель
- организовывать рабочее место
- сравнивать конструкцию изделия с конструкцией реального объекта
- анализировать план изготовления, осуществлять его
- выполнять раскрой деталей по шаблонам, оформлять изделие
- контролировать качество изготовления, выполнять оформление изделия
- самостоятельно оценивать изделие

Тема 4. Человек и воздух 3 ч.


27.Зоопарк. Изделие «Птицы». Практическая работа «Условные обозначения техники оригами»
- объяснять значение понятия «бионика»
- анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами
- осваивать условные обозначения, приемы сложения, понимать их графическое изображение
- составлять план изготовления изделия
- самостоятельно выполнять работу по схеме
- презентовать готовое изделие

28.Взлетная площадка. Изделие «Вертолет Муха»
- анализировать, сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора
- анализировать образец изделия
- определять и называть основные детали вертолета
- определять материалы и инструменты
- применять приемы работы с разными материалами
- выполнять разметку деталей по шаблону
- осуществлять замену материалов на аналогичные
- оценивать качество изделия
- составлять рассказ для презентации

29.Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар». Практическая работа «Человек и воздух»
-осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше
- подбирать бумагу
- составлять технологическую карту
- контролировать изготовление изделия
- выполнять раскрой деталей
- оценивать готовое изделие и презентовать работу

Тема 5. Человек и информация 5 ч.


30.Переплетная мастерская. Изделие «Переплетные работы»
- осуществлять поиск информации о книгопечатании, называть основные этапы, характеризовать профессиональную деятельность
- анализировать основные элементы книги
- осваивать технику переплетных работ
- составлять технологическую карту
- использовать приемы работы с бумагой, ножницами

31.Почта
- осуществлять поиск информации о способах общения
- анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправление
- отбирать информацию и кратко излагать ее
- составлять рассказ об особенностях работы почтальона
- осваивать способы заполнения бланка телеграммы

32.Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр»
- осуществлять поиск информации о театре
- отбирать необходимую информацию и составлять рассказ
- анализировать изделие, составлять технологическую карту
- оформлять документацию проекта
- создавать изделие по одной технологии
- создавать модели пальчиковых кукол для спектакля
- распределять в группе обязанности
- оценивать качество выполнения работы
- делать вывод о значении книг, писем, телеграмм

33.Афиша. Изделие «Афиша».
- анализировать способы оформления афиши, определять особенности
- осваивать правила набора текста
- создавать и сохранять документ, форматировать и печатать его
- выбирать картинки для оформления афиши
- проводить презентацию проекта « Кукольный спектакль»

34.Итоговый тест



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Интернет-ресурсы.
1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php
2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
4. Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html
5. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/
6. Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
3. Технические средства обучения.
1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Интерактивная доска с короткофокусным проектором.
4. Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
5. Книгопечатная продукция.
Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2011
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений., УМК «Школа России», Просвещение 2011


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515