Конспект урока по математике на тему Прямая, луч, отрезок(2 класс)
Урок математики
во 2 классе по теме:
Прямая, луч, отрезок.
Учитель: Калинова Ольга Владимировна
МБОУ УСОШ №4
г. Удомля
2014 год
Тема: «Прямая. Луч. Отрезок».
Основная цель:
Сформировать представление о луче и сопоставить его с представлениями о прямой и отрезке.
Сформировать умение распознавать, изображать (с помощью линейки) и обозначать луч, находить точки его пересечения с прямой, отрезком.
Закрепить понятия операции, обратной операции, , умение изображать и обозначать прямую линию и отрезок.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формулируемые УУД
I.Организацион-ная часть. Рефлексия. Сегодня у нас урок математики. Вы все знаете. У вас все получится.
В правом верхнем углу нарисовали смайлика соответствующего вашему настроению.
слайд II.Основная часть.
1.Актуалиазация знаний. Что уже узнали на предыдущем уроке?
Игра « Вопрос- ответ»
Что такое операция?
Что такое объект операции?
Что такое результат операции?
Что называется обратными операциями?
Как прийти к исходному моменту?
Устный счет.
а) Выполни операции и обратные операции. Запиши найденные числа в ряд.
81вычесть 23
48 увеличь на19
?Уменьшить на 36
? прибавить 7
Установите закономерность
Продолжите ряд чисел на 2 числа
Вырази 103 в различных единицах счета.
Взаимопроверка
Сравни:
10дм 3см 2см
10 дм 3см 2м
1м 3см 76л
Подумайте, какие величины можно поставить, чтобы сравнить было можно.
3. А теперь загадка.
Все бежит куда – то
И зовет вперед
Хочешь видеть друга?
К другу приведет.
(Дорога)
Как вы догадались? Какие слова помогли?
4. ( У ребенка листок с рисунком). Задание:
на рисунке изображены дорожки в виде геометрических фигуры.
Обведите дорожки прямые линии – красным цветом, лучи – синим, а отрезки зеленым и найдите точки пересечения этих дорожек.
Что такое операция и обратная операция, объект операции и результат операции.
Некоторое преобразование одного объекта в другой.
То, над чем данное преобразование выполняли.
То, что получилось в итоге.
Операции, когда объект и результат меняются местами
Если выполнить операцию, а потом обратную операцию, то придем к исходному моменту
На листке
Дети записывают числа:
58,67,76, 85
слайд
Записаны в порядке возрастания и увеличиваются на 9,
Десятки увеличиваются на 1, а единицы уменьшаются на1.
58,67,76, 85, 94, 103экран
Проверка: назовите самое большое число получившегося ряда (число 103)
103 =1с. 3ед.= 10дес. 3 ед.
103 см = 1м 3см =10дм 3см
Ответ на доске с ошибкой:
10дм 3см 2см
10 дм 3см 2м
1м 3см 76л
Последнее сравнить нельзя, так как разные наименования
76 см, 76 дм
Вперед, идет.
Фиксируются разные варианты ответов. 2. Постановка учебной задачи.
Формулировка темы урока.
Какие фигуры надо найти и выделить?
Почему возникло затруднение?
Чему же надо научиться на уроке?
Цель урока – выявить признаки прямой, луча, и отрезка, научиться их распознавать. Обозначать и находить точки их пересечения.
Поэтому и тема нашего урока: « Прямая, луч, отрезок».
Начинаем исследовательскую работу в результате составим сравнительную таблицу.
Прямая, отрезок, луч.
Мы не умеем их отличать друг от друга и правильно называть.
Правильно их называть и находить точки пересечения.
Слайд
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе наблюдений;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3.
Открытие детьми нового знания.
4.Первичное закрепление нового материала.
Построим красивую дорожку. Растянем нить двух катушек в разные стороны.
Какая получилась линия?
(Учитель ослабляет нить)
А такая линия будет прямой?
А дальше раздвинуть прямую линию можно?
До каких пор?
А дальше?
Она бесконечна.
Без конца, без края
Линия прямая,
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.
Что же интересного в прямой?
На листе бумаги у вас стоит точка. При помощи линейки карандаша изобразите прямую линию.
Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через 1 точку?
В первом классе мы учились, как обозначить прямую. Обозначьте.
На этой прямой поставьте еще одну точку.
Давайте посмотрим, что за части фигуры получились?
Есть ли на рисунке фигура, с которой мы встречались на уроке математики?
А что такое отрезок?
Обозначьте отрезки.
Сколько всего частей на прямой?
А можно остальные части назвать отрезками? Почему?
Эти части называются лучами.
Сформулируйте определение луча.
Прямая Отрезок Луч
Бесконечна Часть прямой Часть прямой
Можно продлить в оба конца Ограничен с 2 сторон Ограничен с одной стороны, продлить в 1 сторону
Как лучи изображают на плоскости. На листочке точка О. Задание: провести луч, начинающийся в точке О.
Построить несколько лучей.
Что общего у всех изображенных нами лучей?
Сколько лучей мы можем провести из данной точки?
А теперь вернемся к заданию. Назовите прямые, лучи и отрезки и обведите их цветными карандашами
А теперь продолжим лучи и прямые и определим, какие фигуры пересекаются, и обозначим точки пересечения на рисунках.
Физкультминутка для снятия утомляемости
Составим план наших дальнейших действий.
Откройте учебник на с.7 №2. Чему будем учиться?
№3 Чему будем учиться?
№4 , №5 Чему будем учиться?
С.8 №8 Чему будем учиться?
Реализуем наш план. Вернемся на с.7 №2
Что нужно делать?
Как делать7
Почему нельзя менять местами буквы?
№3 Прочитайте задание. Как вы поняли, что нужно сделать?
Что заметили. Докажите
№4 Прочитайте задание. С какой целью будем его выполнять
Что нужно сделать для этого? Как выполнять? Выполняйте.
С.8 №5
Чему будем учиться?
Как будем выполнять? Поэтапно
С.8 №8 Чему будем учиться?
Решение задачи.
Вспомним алгоритм решения задачи.
Составим из деформированного порядка действий
Приступаем к решению задачи
1пункт. Прочитали.
2пункт. Определим , что известно в задаче?
Что обозначает число 46?
Что обозначает число 18
Составим схему
Составим план
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
Что узнаем 1 действием7
Каким действием?
А теперь можем ответить на вопрос задачи?
Каким действием?
План:
1.Узнаем, сколько людей во втором вагоне (-)
2. Узнаем, сколько людей в двух вагонах (+)
Запишите решение
Для проблемной ситуации
.
Дети работают с моделями прямой, составленной из 2х катушек с нитками одного цвета.
Прямая.
Нет.
Пока позволяют размеры класса.
Тоже можно.
Она натянутая. Ее можно продлить в оба конца, она бесконечна.
Слайд про прямую
Сколько угодно, неограниченное количество.
Любыми латинскими буквами.
слайд
Отрезок.
Это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон.
Заглавные латинские буквы.
Слайд
3
Ограничение с одной стороны.
Луч – это часть прямой ограниченная с одной стороны.
Начинаются в одной точке
Сколько угодно, неограниченное количество
ДЕ – прямая (красный цвет)
КМ и YX – лучи (синий цвет)
АВ и PR – отрезки (зеленый цвет)
Луч КМ пересекает отрезок АВ
Прямая ДЕ пересекает
луч КМ, отрезок PR и луч YX.
Всего получилось 4 точки пересечения прямых лучей и отрезков.
Обозначать лучи
Распознавать луч, прямую и отрезок
Определять являются ли лучи пересекающимися
Решать составные задачи
План наших действий
1.Различать геометрические фигуры - прямую, луч, отрезок и находить точки пересечения.
2.Решать составные задачи
С.7 №2, №3 №4
с.8 №5
Обозначить луч
Цветным карандашом отметить начало луча, вершину Обозначим луч, записывая от точки
Начинаем от вершины
Слайд
Соединить фигуры с их названиями
Опираться на существенные признаки
(Ответ с ошибкой на экране)
Перепутали отрезок и луч
Учиться строить пересекающие линии
Строить данные лучи и определять, являются ли они пересекающими.
Обозначаем вершину луча и построим его
при помощи линейки Продлим лучи до их пересечения .
Смотрим, пересекаются ли они.
Алгоритм
решения задачи.
Реши задачу
Составь план решения задачи
Прочитай задачу
Составь схему или краткую запись
Определи, что известно в задаче
Определи, что неизвестно в задаче
Проверь решение
самопроверка
1 вагон 2 вагон
В 1 вагоне
На 18 меньше во втором
слайд
Не знаем во 2 вагоне
Сколько человек во 2вагоне( зкран)
Сколько всего человек в поезде?
План
Взаимопроверка 9в парах)
1).46 – 18 =28 (ч) – во 2 вагоне
2)46 + 18=64 (ч)
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, , текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре в процессе проверки
V Подведение итогов Подведем итог урока.
Какую тему изучали?
Посмотрите на план.
Все ли мы успели сделать?
Чему научились
А теперь подумайте, все ли у вас получилось?
Проведите оценку своей работы.
Как изменилось настроение?
.
«5» - только +
«4» - один - или 2+-
Отмечают в нижнем углу
.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.
VI Домашнее задание С.9 №12, №11, №12