Методические разработки по теме Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник


42.Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник
Изучение темы целесообразно начать с повторения уже известных геометрических понятий, таких как прямая, луч, отрезок, окружность, прямоугольник.
Задание: разделить все предложенные элементы на две группы
1) Числовые и буквенные выражения
2) Геометрические фигуры
-Давайте вспомним, с какими понятиями (геометрическими фигурами), вы знакомы?
Дайте определение известных вам фигур.
1)прямая; 2)отрезок; 3)луч;
4)угол; 5)треугольник; 6)прямоугольник;
7) параллелепипед; 8)круг
45466022923500
59944099885500599440225425001) N
K
F 2)
96329514351000 D
97155013461900C
M
1073785115887400300355490855003)
S
AP 4)
13646151460500039179516509900134112014795500
A O B
-Как обозначаются эти фигуры?
Какие фигуры изображены на рис. 1-4?
Что у них общего? (Два луча имеют общую точку).
Назовите эти лучи.
Что образуют два луча на рис. 4? Такие лучи называют дополнительными или противоположными. Почему? (они дополняют друг друга до прямой)
Постарайтесь дать определение угла. Можно ли назвать фигуру на рис.4 углом? Почему?
Такой угол называют развёрнутым. Почему?
Объясните, что такое сторона угла и назовите стороны изображённых углов.
Объясните, что такое вершина угла и назовите вершины изображённых углов.
Назовите углы по «именам» и запишите их.
Практические задания.
1)Начертите три угла и обозначьте их так, чтобы это были угол АОD, угол BLC , угол MKN.
2) Начертите две прямые MN и KL, пересекающиеся в точке А. Запишите название всех углов, которые получились.
3) Начертите два угла с общей стороной,
а) составляющие развёрнутый угол;
б) не составляющие развёрнутый угол.
-Ребята, а что вы понимаете под понятием «чертёжный треугольник»? Сколько их существует?
Что общего у всех чертёжных треугольников? (одинаковый угол)
Кто знает, как он называется?
Соединим два прямых угла. Что получили? (развёрнутый угол)
Какой угол будем считать прямым? (угол, равный половине развёрнутого- прямой).
Разбираются задачи №1584(д), 1586, 1589.
Обратим внимание на чертёжные треугольники.
Что у них общего? Чем оно отличаются?
Сравните острые углы чертёжных треугольников. Сделайте вывод.
Вычислите, выберите правильный ответ и заполните таблицу.
1)26+23 5)15*5 9)44+56
Е.69; Т.59; К.58 С.75; К.25;О.20 Т.100;А.82;Е.90
2)58-34 6)32-16 10)280:4Р.24; У.28; А.34 К.26; И.22; П.16 А.7;У.80;И.70
3)18*3 7)36*4 11)35*20О.32; А.54; Е.44 А.72;И.96;О.144 Н.70;К.15;Р.700
4)42:7 8)72:9
К.28; М.7; Н.6 Р.8; К.9; Л.7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Учащиеся заполняют таблицу, появляется слова «транспортир»
Кому знакомо это слово? Что оно означает?
Транспортир – инструмент для измерения углов. Так чем же мы будем заниматься с вами на следующем уроке?
-Измерять углы.
Верно. Поэтому не забудьте принести транспортир .
4.3.Измерение углов. Транспортир
-Сегодня мы продолжаем изучать углы.
- Какие вы знаете измерительные приборы и что ими можно измерять?
- Я начинаю предложение, вы продолжаете
1. Спидометром измеряют скорость. Единицы измерения….
2. Линейкой измеряют …... Единицы измерения….
3.Термометром измеряют …..…. Единицы измерения….
4…. измеряют…(придумывают дети). Единицы измерения….
А теперь посмотрите на доску.
- Что перед вами?
22225019367500
203835-3175001615440-317500205740-317600 С К
276796511176000104394011176000111823511429900
М Е
Определите, какой из данных отрезков больше и на сколько? С М
179070037465001193803492500
17900651847840011938011429900
К Е О РОпределите, какой из данных углов больше и на сколько?
- Правильно – углы и отрезки. ( Углы и отрезки вырезаны из картона и прикреплены магнитом к доске).
- Определите, который из двух данных отрезков больше и на сколько?
- Определите, какой из данных углов больше и на сколько? Сможете ли вы выполнить оба задания полностью? Каких умений и знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?
Для того, чтобы определить, на сколько один угол меньше другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого необходимо знать:
1)какой инструмент служит для измерения углов,
2) знать единицы измерения углов.
Учащимся предлагается измерить эти углы.
Дети по очереди подходят и измеряют, как могут. Измерения записывают. Каждый берёт тот прибор, которым, по его мнению, можно измерить угол. У всех разные записи.
- Сравним наши углы. Углы накладываем друг на друга и видим, что они равны.
- Почему же получились разные записи?
- Наверное, мы что-то не так делали.
– Каких умений и знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?
В результате обсуждения формулируется тема урока, ставятся цели и задачи урока.
- Запишем тему урока в тетрадь.
- Древние египтяне были очень продвинутыми и умными людьми. Большой интерес у них вызывало наблюдение за солнцем. Угол, образованный линией горизонта и диском Солнца на восходе, они назвали 1 градус и заметили, что солнечный диск помещается на небосводе 180 раз. Они же и придумали прибор для измерения углов - транспортир.
Далее идет объяснение нового материала. В результате фронтальной работы, совместного обсуждения составляется алгоритм измерения угла. После этого он появляется на слайде.
1.Совместить вершину угла и центр полуокружности.
2.Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.
3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.
4. Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.
- Прочитаем еще раз алгоритм. Расскажите друг другу последовательность действий при измерении углов. На сколько равных частей разделён развёрнутый угол? Как называется одно деление? Сколько градусов содержит развёрнутый угол? Сколько градусов содержит прямой угол?
Задание: заполните таблицу. Учащиеся классифицируют, измеряют углы.