Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Лингвистическая практика 9 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 5»
Рассмотрено на заседании ЭМС СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №1 «___»______201 г. «___»______201 г. «___»______201 г.
Председатель ЭМС, зам.директора по НМР Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Школа № 5»
_____________А.Г.Миносьянц______________С.Е.Каминская _____________Т.В.КурбановаРабочая программа факультативного курса
по русскому языку «Лингвистическая практика»
для 9 класса
Разработчик рабочей программы факультативного курса по русскому языку « Лингвистика текста»:
Акылбекова Гулмира Абылгазыевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
г. Муравленко
Пояснительная записка

Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Лингвистическая практика» разработана на основе «Практикума по русскому языку» Г.Т.Егораевой, рекомендованного ИСМО Российской Академией Образования для подготовки выпускников образовательных учреждений в форме ОГЭ . спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» и элективного курса «Подготовка к ГИА учащихся 9 класса» Гречух Н.И., В.И.Капинос Сборник тестовых заданий для тематического контроля; Москва 2009 г.
Нормативные документы, предусмотренные для данной программы:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Минобразования России от 05.03.2010 г. №1089 « Об утверждении федерального
компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ МО и науки РФ № 164 от 3.06.2008 г. « О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом министерства
образовании Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089.
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным
предметам федерального базисного учебного плана»;
Приказ управления образования «Об утверждении временного положения о статус
общеобразовательных программ по учебным предметам учебного плана в подведомственных
муниципальных общеобразовательных учреждениях», № 417 от 29.12 2006 г.
Требования федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от
Конвенция ООН "О правах ребенка";
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования;
Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы.
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2020 годы.
Приказ управления образования «Об утверждении временного положения о статусе общеобразовательных программ по учебным предметам учебного плана в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях», № 417 от 29.12 2006 г.
Устав МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2014 г.
Положение о рабочей учебной программе, приказ № 467 от 05.11.2008 г. 2008г.
Цель занятий:
-способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.
Задачи курса:
-обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
-способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения
Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Девять заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работыГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Программа рассчитана на 34 часа.
Разделы курса
Наименование разделов Количество часов
Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и с инструкцией по выполнению ГИА в новой форме 1 час
Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе 2 часа
Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста 8 часов
Сочинение на лингвистическую тему. 4 часа
Сочинение-рассуждение по тексту. 4 часа
Работа с тестовыми заданиями (часть А) ГИА 6 часов
Работа с тестовыми заданиями (часть В) ГИА 5 часов
Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к контрольной работе 1 час
Контрольная работа в формате ГИА (сжатое изложение, тестовые задания, сочинение). 3 часа
Всего: 34 часа

Содержание курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ГИА в новой форме.
Раздел 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.
Раздел 3. Сжатое изложение. Знакомство с основными приёмами компрессии текста.
Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
Раздел 4. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания.
Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Раздел 5. Сочинение-рассуждение по тексту.
Критерии оцениваниясочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.
Раздел 6.Работа с тестовыми заданиями А1-А7.
Понимание текста. Целостность текста. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка.
Раздел 7.Работа с тестовыми заданиями В1-В9.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Раздел 8. Заключительное занятие.
Рекомендации учителя по проведению ГИА. Практическое занятие.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению «Экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме по русскому языку».
1 час
2 Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.
1 час
3 Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.
1 час
4 Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.
1 час
5 Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.
1 час
6 Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению.
1 час
7 Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения.
1 час
8 Основные приёмы компрессии текста
1 час
9 Обучение приемам компрессии текста.
10 Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения
1 час
11 Работа над ошибками изложения. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок
1 час
12 Выполнение тестовых заданий А 1 - А 2 1 час
13 Выполнение тестовых заданий А 3 - А 4
1 час
14 Выполнение тестовых заданий А 5
1 час
15 Выполнение тестовых заданий А 6
1 час
16 Выполнение тестовых заданий А 7
1 час
17 Выполнение тестовых заданий В1 – В 2
1 час
18 Выполнение тестовых заданий В 3
1 час
19 Выполнение тестовых заданий В 4 - В 5
1 час
20 Выполнение тестовых заданий В 6 - В 7
1 час
21 Выполнение тестовых заданий В 8
1 час
22 Выполнение тестовых заданий В 9
1 час
23 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
1 час
24 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
1 час
25 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
1 час
26 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
1 час
27 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту
1 час
28 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту
1 час
29 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту
1 час
30 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту
1 час
31 Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к контрольной работе
1 час
32-34 Контрольная работа в формате ГИА (сжатое изложение, тестовые задания, сочинение).
3 часа
Итого: 34 часа
Программно-методическое обеспечение
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009.
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009.
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010.
Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009.
Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008.
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009.
ФИПИ http://www.fipi.ru/.