Программа и тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 9 класса
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 484
имени дважды Героя Советского Союза В.И. Попкова»
Рассмотрено
на заседании МО
филологического цикла
Протокол № 1 от 29.08.2016г
Руководитель МО
____________Куличёва Г.В. Согласовано
Зам.директора по УВР
___________Архипова Ж.И.
________________ 2016г «Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 484
___________Радецкая С.В.
_______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
по русскому языку
для 9 класса
«Подготовка к ОГЭ-9»
на 2016-2017 учебный год
Москва
2016 год
Пояснительная записка
Подготовка к ОГЭ – длительная и трудоёмкая работа.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену. Тем более что для выполнения ОГЭ по русскому языку нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как-то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может факультативный курс «Подготовка к ОГЭ-9», призванный актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. В основе курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по всем основным разделам русского языка, при этом выпускники имеют возможность оттачивать своё умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ОГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы, оценить их структуру и содержание, научиться писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее сложном задании ОГЭ – части 3.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторялись на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на отдельных трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Программа предназначена для занятий с учащимися 9 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л.А.Тростенцова, и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет. Использует в качестве программно-методического сопровождения следующие учебные пособия:
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Экзамен в новой форме. Русский язык, 9 класс. ФИПИ. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П. Русский язык, 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. Русский язык, 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. Тренировочные задания для 9 класса Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык, 9 класс. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/В данном факультативном курсе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Программа предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
пояснительную записку;
содержание программы;
основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
технологию организации учебного процесса;
список литературы для учащихся.
Цели факультативного курса:
Помощь ученикам максимально подготовиться к выполнению заданий.
Совершенствование приобретённых учащимися знаний за курс 5-9 классов.
Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся.
Развитие навыков логического мышления.
Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
Расширение кругозора школьников.
Воспитание самостоятельности в работе.
Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи факультативного курса:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рассуждение).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рассуждения.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению заданий ОГЭ.
Содержание программы:
РАЗДЕЛ 1
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы. Метафора. Синекдоха. Ирония. Гипербола. Литота. Олицетворение. Эпитет. Аллегория. Перифраза. Художественный символ. Паронимы.
Стилистические фигуры. Градация. Антитеза. Оксюморон. Лексический повтор. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Эллипсис. Умолчание. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение. Синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы:
прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);
написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
определить, какой из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
определить, какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.
РАЗДЕЛ 2
Тема 1. Анализ текста.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рассуждение.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы:
написание сочинений-рассуждений;
редактирование.
Основные термины и понятия:
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка:
Лексические средства. Антонимы. Контекстные антонимы. Гипербола. Индивидуально-авторские неологизмы. Синонимы. Контекстные синонимы. Синтаксические синонимы. Стилистические синонимы. Метафора. Метонимия. Оксюморон. Олицетворение. Оценочная лексика. Перифраза. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Цитаты. Эпитет.
Синтаксические средства. Авторская пунктуация. Анафора. Антитеза. Риторические фигуры. Градация. Инверсия. Композиционный стык. Многосоюзие. Парцелляция. Повтор. Присоединительные конструкции. Синтаксический параллелизм. Эпифора.
Технология организации учебного процесса:
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный.
Продуктивный.
Так как метод обучения – обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. То именно она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся. Таким образом, методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя.
Беседа.
Работа со словарями.
Анализ таблиц.
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение различных творческих заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая творческая работа, которая обязательно сдаётся на проверку. В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Критерий оценки.
Работа учащихся оценивается следующим образом:
зачет
незачет.
Итоговая оценка складывается из всех текущих: 5 баллов – содержание, 5 баллов – грамматика.
Лист контроля
Название темы содержание грамматика Итого баллов Оценка
Работа №1 Зачет
Работа №2 Зачет
Итоговая работа Зачет
Итог ЗАЧЕТ
Рабочая тетрадь для учащихся.
При изучении факультативного курса «Подготовка к ОГЭ-9» учащиеся используют две тетради:
Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях, где записывают все необходимые сведения по теме занятия.
Тетрадь для изложений и сочинений ОГЭ, в которой ребята работают дома и в которой имеется лист контроля. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3 раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля).
Реализация программы:
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);- работа в группах;- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ОГЭ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№
урока Тема занятия Форма занятий Виды
деятельности
Дата
проведения
1 Структура и содержание экзаменационной работы в формате ГИА. Особенности заполнения бланков. мини-лекция, практикум КИМ (ы) и бланки 2 Критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. мини-лекция, практикум работа в группах, анализ изложений и сочинений 3 Задание части 1. Сжатое изложение. Микротема и её нахождение. Абзац. практикум создание текста 4 Сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста. Отработка приёма «Исключение» практикум создание текста 5 Отработка приёма «Обобщение» практикум создание текста 6 Отработка приёма «Упрощение» практикум создание текста 7 Выбор приёмов сжатия. практикум, изложение создание текста 8 Зачёт. Сжатое изложение. зачёт сжатие текста 9 Задание части 3.1. Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему. Критерии оценки и структура сочинения. практикум анализ текстов 10 Учимся формулировать тезис. практикум анализ текстов 11 Учимся аргументировать. практикум анализ текстов 12 Учимся писать вывод сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. практикум анализ текстов
13 Зачёт. Сочинение-рассуждение. зачёт создание текста 14 Задание части 3.2. - 3.3. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. мини-лекция анализ текстов 15 Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. практикум сам. работа 16 Учимся аргументировать. практикум анализ текстов 17 Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. практикум сам. работа 18 Зачёт. Сочинение-рассуждение. зачёт создание текста 19 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 2. практикум тесты, бланки 20 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 3. практикум тесты, бланки 21 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 3. отработка тесты 22 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 4. практикум тесты, бланки 23 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 5. практикум тесты, бланки 24 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 5. отработка тесты 25 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 6. практикум тесты, бланки 26 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 7. практикум тесты, бланки 27 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 8. практикум тесты, бланки 28 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 9. практикум тесты, бланки 29 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 10. практикум тесты, бланки 30 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 11. практикум тесты, бланки 31 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 12. практикум тесты, бланки 32 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 13. практикум тесты, бланки 33 Работа с тестами ОГЭ-9. Задание 14. практикум тесты, бланки 34 Итоговая зачётная работа. зачёт тексты, тесты Литература для учащихся:
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Экзамен в новой форме. Русский язык, 9 класс. ФИПИ. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П. Русский язык, 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. Русский язык, 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. Тренировочные задания для 9 класса Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык, 9 класс. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/Дополнительная литература:
Н.П. Морозова «Учимся писать сочинение». М, «Просвещение», 2015.
«Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М, «Астрель», 2015.
Т.А. Ладыженская «Развивайте дар слова». М, «Просвещение», 2014.
Т.А. Калганова «Сочинения различных жанров в старших классах». М, «Просвещение», 2014.
Как написать сочинение? Справочник школьника. М, «Слово», 2016.
Е.И Никитина « Русская речь». М, «Просвещение», 2014.
Д.Э. Розенталь « Секреты стилистики». М, «Просвещение», 2014.