Планирование факультативного курса Основы естественно-научных и сельскохозяйственных знаний, 3 класс

МБОУ Добринский лицей Урюпинского района Волгоградской области

Рабочая программа
по основам естественнонаучных сельскохозяйственных знаний
для 3 класса





Составитель: Дьякова Г.С.
2014 год

Пояснительная записка.


I. Нормативная основа реализации программы:
1.Программа.
2. Закон об образовании.
3. «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования».
II. Цели изучения курса:
формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
.


III Учебник : .Постникова Е.А Основы естественнонаучных сельскохозяйственных знаний. Москва. Владос 2008г.
IV. Структура курса, содержание учебной дисциплины





Наименование разделов и тем

Всего
часов

1
Природа
26

2
Человек.Общество.

8


Итого:
34


Программа предусматривает разно уровневое обучение и отражает индивидуальный подход к обучающимся.
Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики. Курс рассчитан на 34 часа.
В результате изучаемого материала учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Программа способствует развитию умственной деятельности практическими навыками, умению оперировать знаниями, добиваться высокого интеллектуального уровня.


V. Требования к уровню подготовки обучающихся в 3 классе. Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
– различать понятия:
природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния, молниеотвод, равноденствие,; организм человека, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительнарастительный организм, корневая система, стебель, лист, цветок, плод;
– наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе– обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
– характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных;
– называть части термометра, объяснять их назначение;
–исследоватьпроцесс развития растения из семени;
– характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;
– рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах растений, их значении, о способах размножения растений;
о стадиях развития разных групп животных;
– характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и животных;
– характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений, особенности их размножения и развития;
– характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания, размножения и развития;
– приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к условиям жизни при смене сезонов;
– различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и характеризовать их функции;
– осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях.
.
Личностные и метапредметные
У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:
– способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
– положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и общества;
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
– интерес к исследовательской деятельности;
– творческие способности, воображение, фантазия;
– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе,
в классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе;
– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;
– желание вести здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД
Ученик может научиться:
– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);
– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно -познавательных, учебно-практических задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Познавательные УУД
Ученик может научиться:
– воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);
– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-
знаковой;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
– использовать словари и другую справочную литературу;
– характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира, выделяя их существенные и несущественные признаки;
– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения классификации, обобщения, подведения под понятие, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
– выполнять начальные формы проектной исследовательской деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
VI. Литература
1.     Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, Части 1 и 2, 2012г.
 
Тематическое планирование

Наименование раздела
Тема урока
Кол. часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата
Оборудование
Творческие задания

1
Природа
Природа живая и неживая
1
Высказывают свои предположения о свойствах
живого существа и аргументируют их;
распределяют предметы на группы (живое, неживое, изделие человека)




2

Температура и термометр
1

умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
формирование образа Я
тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Л
Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.
Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют

Модель термометра


3

Начало осени. Экскурсия.
1
Наблюдают и описывают осенние изменения в
природе, растения пришкольного участка;
собирают опавшие веточки, листья, шишки,
плоды разных растений (по возможности) для
последующего их изучения Анализируют собственные наблюдения за
растениями, их строением;
учатся добывать информацию по рисунку-
схеме.
- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Р
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему П
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми К
формирование образа Я
тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Л



Отчет об экскурсии

4

Органы растения.
1
Анализируют собственные наблюдения за
растениями, их строением;
учатся добывать информацию по рисунку-
схеме;
составляют модель растения (травянистого,
цветкового);
сравнивают листья, корни, плоды разных
растений (по рисункам, разрезным карточкам,
листкам гербария, у комнатных растений)

Гербарии


5-6

Плодовые культуры.
2
Анализируют предположения; сравнивают растения,
находят сходства и различия между ними;


Гербарии
Реферат

7-8

Овощные культуры.
2
Собирают информацию, рассматривая рисунки,
Дают характеристику.

Гербарии


9

Сорняки.
1
Собирают информацию, рассматривая рисунки,
Дают характеристику

Гербарии


10

Пришкольно -опытный участок. Экскурсия.
1
Рассказывают о своих наблюдениях растений
на экскурсии, высказывают предположения о
том, на какие группы их можно распределить и
проверяют свои ответы;
распределяют растения , выделяют существенный признак





11

Выращивание овощей на пришкольном участке.
1
Собирают информацию, рассматривая рисунки,
учатся составлять их описание; выполняют
задания, сравнивают условия.




12-13

Полевые культуры..
2
Собирают информацию, рассматривая рисунки,
учатся составлять их описание; выполняют
задания, сравнивают условияАктуализируют свои наблюдения за
декоративными растениями; наблюдают
комнатные растения, сравнивают их,
характеризуют;
выполняют практическую работу по уходу за
комнатными растениями Обсуждают значение культурных растений в
жизни человека;
выявляют существенные признаки культурных
растений

Гербарии
реферат

14

Условия жизни растений летом и осенью.
1
Наблюдают и описывают осенние изменения в
природе, растения пришкольного участка;
собирают опавшие веточки, листья, шишки,
плоды разных растений (по возможности) для
последующего их изучения- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Р
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему П
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми К
формирование образа Я
тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Л



Отчет об экскурсии

15

Лекарственные растения
1
. Собирают информацию, рассматривая рисунки,
учатся составлять их описание; выполняют
задания, сравнивают условия

Гербарии


16

Зима в природе..
1
Рассказывают о своих наблюдениях растений
на экскурсии, высказывают предположения о
том, на какие группы их можно распределить и
проверяют свои ответы;
распределяют растения , выделяют существенный признак



реферат

17

Насекомые, их многообразие, приспособленность к условиям зимы.
1
Рассказывают о своих наблюдениях жизни
пчл и муравьев; анализируют рисунки, учатся
выделять основную мысль текста; осваивают
дидактическую игру, узнают насекомое по
признакам, составляют подобное задание для
одноклассников; работают с разрезными
карточками; рассуждают о правилах
безопасного поведения с пчлами и муравьями,
о бережном к ним отношении

Таблица. Презентация


18-19

Многообразие животного мира.
2
Собирают информацию, рассматривая рисунки,
учатся составлять их описание; выполняют
задания, дают характеристику

Таблица. Презентация


20

Многообразие животного мира, приспособленность к условиям зимы
1
Собирают информацию, рассматривая рисунки,
учатся составлять их описание; выполняют
задания, дают характеристику

Таблица.
Презентация


21-22

Многообразие растений. Водоросли и мхи.
2
Собирают информацию, рассматривая рисунки,
учатся составлять их описание; выполняют
задания, дают характеристику

Презентация


23

Вода. Три состояния воды.
1
Слушают, наблюдают, знакомятся с понятиями, наблюдают три состояния




24

Воздух. Состав воздуха.
1
Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке).





25

Зимняя экскурсия.
1
Наблюдают и описывают изменения в
Природе.


Отчет об экскурсии

26

Изменения температуры воздуха. Ветер
1
Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.
Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).
Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда.





27
Человек.Общество.
Правила поведения дома.
1
Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях.
Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе.
.


Презентация
реферат

28

Правила поведения в гостях
1
Анализируют стихотворение, рассматривают
иллюстрацию к нему, приводят примеры
работают в паре - размышляют, чем
различаются растения,
проверяют свои выводы, предлагают
дополнения к ним

Презентация
Отчет об экскурсии

29
Природа.
Весенняя экскурсия
1
Наблюдают и описывают осенние изменения в
природе Учатся ставить учебную задачу (вместе с
учителем) и планировать е выполнение;
рассматривают иллюстрации, высказывают
свои суждения и аргументируют



Отчет об экскурсии

30-31

Почва
2
Учатся ставить учебную задачу (вместе с
учителем) и планировать е выполнение;
рассматривают иллюстрации, высказывают
свои суждения и аргументируютХарактеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого.
Сравнивать старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.
Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др.
Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину,

Таблица Виды почв.


32

Подготовка к весенним работам

Учатся ставить учебную задачу (вместе с
учителем) и планировать е выполнение;
рассматривают иллюстрации, высказывают
свои суждения и аргументируют





33

Сельскохозяйственный труд весной.
1
. Учатся ставить учебную задачу (вместе с
учителем) и планировать е выполнение;
высказывают
свои суждения и аргументируют




34

Поздняя весна в природе. Экскурсия.
1
Рассказывают о своих наблюдениях растений
на экскурсии, высказывают предположения о
том, на какие группы их можно распределить и
проверяют свои ответы;
распределяют растения , выделяют существенный признак






Список использованной литературы

1. Поглазова О.Т. учебник « Окружающий мир»3 класс ассоциация 221 век Смоленск.2013г.
2. Постникова Е.А Основы естественнонаучных сельскохозяйственных знаний. Москва. Владос 2008г








13PAGE 15


13PAGE 14815




15