Программа факультативного курса Уроки речевого творчества
ПРОГРАММА
Факультативного курса
«Уроки речевого творчества»
для ступени начального общего образования
2-4 классы
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из основных проблем в современной начальной школе. С этой проблемой сталкивается 90% учащихся средней школы при сдаче экзаменов ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. ( М. Р. Львов)
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста. Эта планомерная система творческих заданий, рассчитана на три года обучения в начальной школе.
Цель программы:
Расширение и углубление знаний учащихся о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.
Задачи:
Учить чувствовать и понимать образный язык;
Развивать образное мышление;
Через творческое задание привить интерес учащихся к любому проявлению творчества;
Учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;
Создание ситуации комфортности и успешности творческой деятельности; повышение уровня самооценки;
Обогащать лексический запас учащихся.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. В этом процессе недостаточно лишь обогатить память школьника определенным количеством слов, их сочетаниями и научить составлять различные предложения. Главное в развитии речи – развитие ее гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
В развитии речи выделяют три линии:
- работа над словом
- работа над предложением
- работа над связной речью.
Эти три линии развиваются параллельно, хотя находятся в то же время и в подчиненных отношениях. Словарная работа дает материал для предложений, для связной речи. При подготовке к рассказу, к сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением.
Упражнения в связной речи: рассказы, изложения, сочинения – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений. В них сливаются многие умения и навыки:
- работа со словарем
- составление предложений
- следование логике и композиции текста
- накапливание литературного материала
- графико-орфографические умения и навыки
Ценностные ориентиры содержания курса «Уроки речевого творчества»
Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.
Занятия ориентируют ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая факультативные занятия с уроками русского языка и чтения, обогатить знания детей о слове.
Факультативный курс содействует развитию речи детей;
Совершенствует у них навыки лингвистического анализа;
Повышать уровень языкового развития;
Воспитывает интерес к предмету
Изучение данного курса поможет школьникам:
-научиться общаться и вести беседы;
- слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения;
- участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение;
- участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;
- свободно излагать в форме письма, статьи, свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Уроки речевого творчества» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч: во 2- 4 классах - по 34 часа. Данный курс безоценочный Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Личностные результаты
овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 ч)
№ Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
1 Значение слов Устанавливать при помощи вопросов связь слов в предложениях
Распространять нераспространенные предложения
Составлять предложения из деформированных слов
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении
Анализировать речь людей при анализе текстов
Наблюдать над особенностями собственной речи
Различать устную, письменную и речь про себя
Использовать в речи диалог
Составлять по рисункам диалоги и монологи
Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику
Читать тексты осмысленно
Составлять тексты из деформированных предложений
Дополнять тесты словами для справок и подбирать слова самостоятельно
Создавать яркие словесные образы с помощью эпитетов
Определять тему и главную мысль текста
Соотносить текст и заголовок
Составлять рассказ по рисунку
Составлять рассказ по плану
Составлять рассказ по данному началу, по опорным словам
Составлять текст на заданную тему
Выделять части текста
Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
Распознавать и подбирать синонимы и антонимы
Составлять алгоритм своей сказки и пересказывают её.
Использовать метод «перевирания» сказки
Находить смысловые неточности в текстах, заменяя их уместными словами.
Определять рифмы в детских поэтических произведений.
Подбирать рифмы к предложенным словам
Составлять двустишии по готовой рифме
2 Связь слов в предложении 3 Распространяем нераспространенные предложения 4 Делим текст на предложения 5 Дополняем текст словами для справок 6 Путешествие в страну Признаков. Эпитеты. 7 Восстанавливаем порядок слов в предложениях 8 Восстанавливаем порядок предложений в тексте 9 Составление диалогов по рисункам 10 Сочинение-миниатюра по картинке «Семья за столом» 11 Сочинение-миниатюра по картинке «Баба Яга» 12 Коллективное составление рассказов по рисункам 13 Сочинение-миниатюра по плану «Прогулка» 14 Сочинение-миниатюра по плану «Катание с горы» 15 Сочинение-миниатюра по плану «Малыш» 16 Пишем планы к готовым текстам «Разоренное гнездо» 17 Пишем планы к готовым текстам «Садовник и сыновья» 18 Измени концовку текста «Школьный завтрак» 19 Измени начало текста «Урок русского языка» 20 Слова – друзья. Словарь синонимов 21 Слова – враги. Словарь антонимов 22 Составление рассказа по данному началу 23 Составление рассказа по опорным словам 24 Сочинение – миниатюра «Приключение в лесу» 25 Работа по устранению смысловых ошибок 26 Определение качеств действий 27 Рифма 28 Буриме 29 Волшебная дорожка для Колобка 30 Коллективное составление сказочной истории 31 Составление сказок по аналогии (по похожему сюжету) 32 Составление сказок по аналогии(по методу перевирания сказки) 33 Построение рассказа методом Контрольных вопросов 34 Сочинение – миниатюра по плану «Мои планы на лето» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (34 ч)
№ Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
1 Я не боюсь говорить! Различать язык и речь
Объяснять, в каких случаях мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь
Анализировать высказывания о русском языке
Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках
Активно участвовать в разговоре типа «Свечка»
Описывать товарища: не только внешние черты, но и свойственные признаки характера
Составлять предложения из деформированных слов
Делить сплошной текст на предложения
Составлять тексты из деформированных предложений
Дополнять тесты словами для справок и подбирать слова самостоятельно
Определять тему и главную мысль текста
Соотносить текст и заголовок
Составлять рассказ по рисунку
Составлять рассказ по плану
Составлять рассказ по данному началу, по опорным словам
Составлять текст на заданную тему
Выделять части текста
Распознавать и подбирать синонимы и антонимы
Находить смысловые неточности в текстах, заменяя их уместными словами.
Сочинять сказочные истории с помощью контрольных вопросов
Составлять «Синонимический ряд», соблюдая смысловое и стилистическое соответствие слов
Использовать выражение: Я считаю так!
Участвовать в дискуссии
Решать изобретательные задачи, используя метод исключения
Придумывать кульминацию рассказа
Изменять события в рассказе в пользу главного героя
Соотносить слова и их значения
Определять слово по готовому определению
2 Я люблю себя за то, что… 3 Опиши друга 4 Делим текст на предложения 5 Дополняем текст словами для справок 6 Дополняем текст словами самостоятельно 7 Восстанавливаем порядок слов в предложениях 8 Восстанавливаем порядок предложений в тексте 9 Составление диалогов по рисункам 10 Сочинение по картинке «Леший» 11 Сочинение по картинке «На болоте» 12 Коллективное составление рассказов по рисункам 13 Сочинение по плану «Праздник» 14 Сочинение по плану «История одной интересной книги» 15 Сочинение по плану «Мой день рождения» 16 Пишем планы к готовым текстам «Белка» 17 Пишем планы к готовым текстам «Злой охотник» 18 Измени концовку текста «Распорядок дня» 19 Антонимы. Коллективное сочинение сказки «Хорошо и плохо» 20 Игра – соревнование «Синонимический ряд» 21 Дискуссия «Когда мне бывает страшно» 22 Составление рассказа по данному началу 23 Составление рассказа по опорным словам 24 Сочинение «Если Новый год был бы летом» 25 Работа по устранению смысловых ошибок 26 Как избавиться от грубых слов 27 Дискуссия «Ах, если бы…» 28 Составление рассказа по готовой концовке 29 Работа по восстановлению текста 30 Изменение событий в рассказе в пользу главного героя: 31 Составление рассказа о животном 32 Учимся давать словам лексическую характеристику 33 Сочинение «Мышкины именины» … 34 Законы рифмоплётстваТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (34 ч)
№ Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
1 Зачем уметь красиво говорить? Анализировать высказывания о русском языке
Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи
Подбирать стихотворение для «перепутывания», строк
Пересказывать литературное произведение от имени второстепенного героя, предмета мебели, Солнца, заглядывающего в окно
Составлять загадки прозаической формы, основываясь на объяснении смысловой характеристики слова.
Составлять загадки методом «договаривания»
Составлять загадки из прилагательных (глаголов)
Участвовать в дискуссии
Аргументировать свою точку зрения
Описывать картины природы, используя образные выражения
Составлять рассказы со множеством эмоциональных окрасок слова
Составлять небольшие рассказы, пользуясь методом эмпатииСоставлять рассказы эффектом замочной скважины.
Составлять рассказы на фантастичные темы
Выстраивать перспективу далёкого будущего
«Оживлять» неодушевлённые предметы
Пересказать повествовательный текст различными стилями речи.
Заменять один стиль – другим, сохраняя содержание:
Составлять рассказы, принадлежащие к определённому стилю речи
Брать интервью у сверстников, взрослых людей, учителей, родителей
Придумывать рекламу на заданную тему
2 Подбор и «перепутывание» стихотворений 3 Сочинение рассказа описательного характера 4 Сочинение – представление «Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок» 5 Диалогическая речь «Разговор с незнакомцем» 6 Монологическая речь «Зачем человеку знания?» 7 Работа по выделению из текста слов-опор, определяющих главную мысль 8 Загадка, загадка, открой свою тайну 9 Загадка в рифмованной форме 10 Дискуссия «Дружба это…» 11 Сочинение – описание «Лес» 12 Сочинение – рассуждение «Лес» 13 История бумажного змея, рассказанная им самим 14 Сочинение – описание «Наряд зимнего леса» 15 Пересказ от имени второстепенного героя «В соседнем классе настоящий переполох» 16 Сочинение – рассуждение «С какого времени можно считать себя взрослым» 17 Сочинение – восторг «Вот так новогодний праздник!» 18 Я говорю на языке разных стилей 19 Составление рассказа, принадлежащего к определённому стилю речи 20 Сочинение – представление «Вдруг среди зимы пошел земляничный дождь» 21 «Собачья философия» 22 «Словарь настроений» 23 Описание настроений различных предметов 24 «Поразившая меня картина мира» сочинение – описание 25 «Что важней, что главней?» метод исключений 26 Прогнозирование будущего 27 Новая жизнь старых вещей 28 Составление тематических стихотворений 29 Взгляд со стороны 30 Журналистский репортаж
«Как вы относитесь к речевым ошибкам?» 31 Сочинение – рассуждение «Что такое счастье?» 32 Рекламное бюро 33 Сочинение – большая выдумка «О чем задумалась классная доска 25 мая» 34 Диспут «Что важней: быть умным или богатым?» Используемая литература
1. Е.Н. Есенина «Как детей научить писать сочинения»
2. Львов М.Р, Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в младших классах. – М.: Издательский центр Академия, 2002. –464с.
3. Прохорова Л.Н. подготовка учителя к работе п развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
4. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей . - Ярославль: Академия развития.
5. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Федоров»
Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование речевого творчества у младших школьников.
Метод проблемной ситуации:
Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм- сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.
Например: - Как козлятам спастись от волка?
Помочь Колобку обхитрить лесных жителей?
Метод ассоциативной теории креативности
Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:
Через интуитивную прозорливость;
Нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями);
Опосредование одних идей другими;
Мартиндел (1989,1999) утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации, опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно установить ассоциации между ранее не связными идеями.
-Придумать фантастический рассказ о валенке и пуговице.
-Как победить Злодея с помощью лебединого пёрышка?
Метод мозгового штурма
Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.
Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.
Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.
-Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и мышам не даёт. Как мышам достать сыр?
-Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок…
-Люди придумали таблетки от сна и …
Метод синектики (Аналогии )Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.
Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым.
В основании такой работы лежат 4 типа операций:
1 тип – Эмпатия В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого». При этом надо сопереживать уподоблённому объекту.
-Перепутали и поставили вазу с цветами в холодильник. Что при этом чувствуют цветы?
2 тип - Прямая аналогия. Поиск сходных процессов в других областях знаний. Решать проблему:
-У фиалки сломался стебелёк. Как можно помочь цветку?
3 тип - Символическая аналогия. Использование метафор, символов, поэтических образов. (Описать с помощью поэтических образов объект.) Например: описание внешности человека. «…её глаза были цвета мокрой смородины»
Автодорога –1) перевозчик груза, 2) объединитель государств
4 тип - Фантастическая аналогия. Представление объекта, либо процесса посредством игнорирования фундаментальных законов природы (как в сказке) Если цветок долго не поливать….
Корни цветка в определённое время сами дотягиваются до водопроводного крана и поглощают влагу
Обучение аналогии должно происходить по этапам:
1)Рассказ взрослого о том, что почувствовал и что представил.
2)Рассказ взрослого дополняется ответами детей.
3)Сами дети рассказывают, что представили и чувствовали, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект.
4)Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого рассказывает о том, что представил или почувствовал.
Метод Каталога.
Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям.
Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название.
Предлагаемые вопросы:
-Жил-был кто?
-Где он жил?
-Как он выглядел?
-Чем занимался?
-Кто ему помогал?
И т. д.
В дальнейшем, задаются блоки вопросов по схеме:
Положительный герой
----какой был?
----где жил?
----какие добрые дела творил?
Отрицательный герой
-----какой был?
-----где жил?
-----какие злые дела вершил?
Друзья положительного и отрицательного героев:
----Кто это?
----Кто помогал в делах?
Взаимодействие добрых и злых сил:
-----где и как это происходило?
-----как наказано было зло?
Собственное сочинение историй должно проходить достаточно в быстром темпе и эмоционально со стороны ведущего (педагог выражает то удивление, то ужас и т. д.) По отношению к сочинённому рассказу.
Метод контрольных вопросов:
Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме.
Дырявый шерстяной носок
-Как по – новому можно применить объект?
-Как упростить и модернизировать его?
-Что можно увеличить (уменьшить)?
- Как преобразовать, перевернуть?
-Попасть в стимулирующую обстановку (лес, музей, магазин, сказка…)